Блог русской жены индийского мужа. Наша жизнь в Индии, России и путешествиях.

Маунт-Абу. Горы и священные места Раджастана.

Раджастан невероятно красочен, самобытен, увлекателен и разнообразен. Сюда можно ехать и в свою первую поездку по Индию, и в 11ю – всегда найдется что-то интересное — на любой вкус. Можно ехать зимой — промозглый утренний холод каменных традиционных отелей-хавели или пустыни Тар не испортит отдых. Все равно днем будет солнечно, комфортно и идеально для прогулок по достопримечательностям! Можно ехать в сезон дождей — находить низкие цены и окошки приятной погоды для прогулок по свежим чистым улицам древних городов. И даже в изнуряющую жару ничто не помешает любителям путешествий получать положительные эмоции! Хотя иногда припекает так, что о порыве свежего ветра мечтаешь, как о глотке воды в пустыне. В этот момент нет ничего лучше, чем горы. До Гималаев, конечно, далеко, но здесь есть свои горы – Аравали. Гряда пересекает Раджастан, несколько других штатов и даже Пакистан и тянется в общей сложности на 725 километров. А самая высокая точка – гора Гуру Шикхар достигает высоты более 1700 метров. В эти края, а именно в городок Маунт-Абу, едут за свежим воздухом и зеленой природой. И не только. Маунт-Абу с древних веков является одним из важных паломнических центров для индуистов и джайнистов.

Маунт-Абу – это природа, отдых, религия и колониальная архитектура англичан.

Но для меня этот город – в первую очередь именно священное индуистское место. Как только въезжаешь в него — создается именно такое впечатление. У всех паломнических городов Индии похожая атмосфера. Она чувствуется и в придорожных кафе, и в преобладающем стиле отелей, и в контингенте людей, спешащих по улицам. Считается, что в этих краях жил мудрец риши Васиштха и великий Даттарея. Здесь находятся знаменитые джайнистские храмы Дильвара и более 70 индуистских храмов и ашрамов. И даже центр общества Брахма Кумарис. Именно в горах Маунт-Абу риши Васиштха разжег жертвенный огонь, из которого появились кланы раджпутов по линии огня (Агниванши) – дважды рождённых, кшатриев.

Когда мы в первый раз приехали сюда, сначала все пошло не очень. Некомфортные отели, неудачно выбранный обед, множество индийских туристов, стреляющих в тирах и поедающих розовую сахарную вату. Анджул моментально разочаровался и готов был ухать обратно. Я же верила в Маунт-Абу. Объяснив мужу, что место намоленное, хорошее, а нам стоит проявить доброту, позитив и открытость, я убедила его не пороть горячку. Устав с дороги, мы отправились на послеобеденный сон. И вот, проснувшись, я открыла ноутбук. Столько хороших новостей по работе в один день я не получала давно! Несколько подтвержденных туров, ответы от людей, которые давно пропали, брони отеля, депозиты… И все это насыпалось за каких-то пару часов! Скажете, совпадение? А я думаю — это сила Маунт-Абу. Или как минимум, сила нашей мысли:) Я не верю в конкретные теории, школы и секты, но верю, что в нашем мире бывают чудеса.

Городок небольшой. Численность его населения, как и в моем Кхаджурахо, не превышает 30000 жителей. Зато множество легенд и верований связано с этими местами! Маунт-Абу упоминается еще в Пуранах как Арбударанья (Arbudaranya) или лес Арбу (Arbhu). Индийские легенды говорят, что озеро города – Накки – было создано богами. Они просто выскребли часть горы ногтями (ноготь nakh или nakhun на хинди). Хотя, по другой версии, озеро вырыто англичанами…

Со стороны города озеро и прилегающие улицы скорее отпугивает западных гостей, чем привлекает. Это вотчина индо-туристов! Катамараны, поп-корн, фотосессии в нарядах, пластмассовые игрушки. Индийские парочки и семьи съезжаются сюда со всего Раджастана и Гуджарата – немного отдохнуть от жары и развлечься.

Но желающие всегда могут прогуляться к дальней части озера и посидеть в более пустынных и природных местах, любуясь на холмы и скалы.

 

Чуть подальше в сторону гор появляются отели получше, а самое главное – интересные строения со времен британской колонизации. По всей Индии вянущие от жары англичане находили более прохладные и высокогорные места и основывали там свои хилл-стэйшенс. Моей самой любимой пока остается красавица Шимла!

Ветхие, но колоритные коттеджи, разваливающиеся имения, христианская церковь — английское наследие Маунт-Абу:

 

Кстати, индийская знать старалась не отставать от англичан и также строила здесь свои резиденции. Во дворце раджи из Биканера, частично переделанном в отель, гости могут остановиться за вполне умеренную для исторического здания и действующей резиденции плату.

Англия оставила тут свой след, но про то, что ты в Раджастане – забыть не возможно.

 

На закат гости Маунт-Абу любят собираться на Sunset Point и Honeymoon Point. Хитрым туристам стоит выбирать либо другое время, либо другое место (которых полно вокруг, и виды не хуже) – дабы не замеситься в толпе.

Мне понравились пейзажи во время поездки к самой высокой точке – горе Гуру Шикхар.

А можно и просто убраться от города на 500 метров – и вот она – природа и просто Индия без катания на лошадях, фотокостюмов и стрельбы в тирах!

70-80 храмов- это серьезно. Конечно, посещать все не стоит даже самым заядлым паломникам. Но есть места, заехать в которые нужно обязательно!

Джайнистские храмы Дильвары.

В Индии много джайнистских храмов. Но храмы Маунт-Абу для меня на первом месте по красоте и атмосфере. Место древнее и удивительно приятное. Построены храмы еще до появления городка. Дильвара означает «ворота к сердцу», «ворота для сердца» или «утешение для сердца». Удивительное мастерство архитекторов, тончайшая работа скульпторов, невесомость за счет светлого мрамора и практически ювелирной резьбы! И, что не мало важно – мало посетителей! По крайней мере, в несколько наших посещений мы спокойно могли посидеть и насладиться местом, на некоторое время – вообще без единой души рядом. Храмов внутри 5, и многие паломники ходят только в главный. Мне кажется, я была близка к просветлению (или хотя бы к блаженству), когда сидела в одном из храмов, абсолютно пустом, на закате, и разглядывала статую джайнистского гуру, виднеющуюся за стройными рядами мраморных столбов, украшенных искусной резьбой. Иностранцам вход в храмы разрешен с 12 до 18.

Джайны считают строительство храмов актом религиозного поклонения, практически пуджей. Именно поэтому, несмотря на небольшое количество приверженцев этой религии, храмов много. Те из джайнов, кто могут позволить себе, спонсируют строительство храмов, другие принимают участие непосредственно в работах. И чем тщательнее, красивее, тоньше и богаче работа – тем лучше. Над лучшими храмами трудились тысячи рабочих и добровольцев. Поэтому храмы Дильвары и входят в число самых прекрасных в Индии.

Храм Вимал Васаи построен в 1031м году министром гуджарата. Его именем он и назван. Посвящен храм Адинатху (первый тиртханкара, то есть достигший просветления джайн). Его изображение со скрещенными ногами находится в центральном святилище, а рядом расположены высокие статуи Паршванатха (23его тиртханкара). 2000 рабочих строили храм 14 лет.  В нем не найти простого, не украшенного скульптурами и резьбой места.

Храм Луна Васаи, посвященный Неминатху, 1231го года. Он моложе, но еще искуснее. Особенно впечатляюще сделан большой купол над входным залом. Вырезанные на стенах фризы изображают сцены на космологические темы, истории из жизни святых и великолепные шествия. Возле входного портика находятся скульптуры двух братьев — Ваступалу и Теджапалу, а также их жен. Братья – основатели храма — принадлежали к сообществу джайнов «Порвал». Они были министрами раджи Вира Дхоала, местного правителя Гуджарата. По легенде, они нашли огромное сокровище, и их жены посоветовали построить храмы. Семья финансировала строительство множества храмов в Гуджарате.

Фотографировать внутри запрещено. Несколько фотографий, снятых тайком и выложенных в интернет, так далеки от того впечатления, что производят храмы в живую красотой и атмосферой, что даже не стоит их смотреть!

Центр Брахма Кумарис.

Брахма Кумарис – на мой взгляд, одно из многочисленных современных индуистских религиозных сообществ, в простом понимании — сект, поклоняющееся своему гуру, имеющему свою центровую философию и набор правил. Но сами братья и сестры называют общество не религиозным, а благотворительным и просветительским, и даже – духовным университетом. Члены сообщества носят белые одежды и умиротворенные улыбки. Множество центров разбросаны по всему миру, в том числе, в России. В Маунт-Абу находится штаб-квартира и знаменитый Universal Piece Hall. Его интересно посетить. Мы прослушали лекцию про гуру, богов, единство религий и мир во всем мире, купили философских и религиозных брошюр. Здесь подробно описывать не буду – приезжайте в Индию!

Здесь же расположен красивый сад. Он не является чем-то уникальным, но почему бы и не прогуляться при наличии времени.

Храм Адхар Деви (Дурги).

Храм — одно из 51 шактипитх (главных мест в Индии, связанных с Шакти — женской ипостаси бога) — является важным паломническим местом и местом поклонения местных жителей. Особенно много посетителей приходит во время осеннего Наваратри – фестиваля Дурги. К храму ведет высокая лестница из около 400 ступеней. Сам он довольно интересен – находится в пещере в скале. А еще отсюда открываются красивые виды. Фото внутри запрещены. Видимо, чтобы не беспокоить богиню: считается, что в пещере можно увидеть висящую в воздухе Адхару – оболочку, как бы образ богини. Отсюда и название храма.

Ашрам Васиштхи и Храм Гаумукх.

Это место великого Агникунда. Именно здесь риши Васиштха провел ягью — огненую пуджу, в результате которой родились несколько раджпутских кланов. В том числе, клана, из которого происходит наша мама — Парияр (Парихар):)

В храм Гаумукх не так просто попасть – для этого нужно преодолеть 750 ступеней лестниц, окруженных лесом. Но место стоит посещения! Маленький водоем в святилище содержит воду реки-богини Сарасвати-Ганги. Паломники поклоняются реке, а также мудрецам Васиштхе и Вишвамитре. Принцы Рама и Лакшман проходили здесь обучение. Великие риши медитировали и вели дебаты в этих местах. Потом долгие столетия здесь жили аскеты. И сегодня многие йоги, мудрецы и просто верующие приходят в эти места для медитации.

В 1975м году храм был частично разрушен землетрясением, но не потерял для индуисты своей священной притягательности.

Легенда о реке.

Во время очередного спора мудрецов Васиштхи и Вишвамитры, Сарасвати Ганга приняла сторону Васиштхи. Разгневанный Вишвамитра проклял ее и пообещал, что больше она не будет священной. Все боги отвернулись от реки и отказались помочь. Но Васиштха сказал, что она должна протечь через его жилище, и тогда снова станет чистой и священной.

Позднее один из раджей установил здесь голову коровы – Гау Мукх, из которой священная вода вытекает в маленький бассейн.

Фото из интернета.

Гора Гуру Шикхар, храм Даттареи и Атри Риши.

Гора находится за городом, и сама поездка сюда – уже большое удовольствие. По дороге открываются замечательные виды.

Жизнь вокруг кипит ключом. Это не дикая природа и не отшельническое место. Продавцы, носильщики, паломники – все здесь.

К храму тянется внушительная очередь. Самые активные паломники ловко распихивают окружающих локтями, чтобы первыми пробиться к отпечатку ноги Даттареи и позвонить в 500-сот летний колокол. Даттарея – мудрец, знающий абсолютную истину. В разных ветвях индуизма считается просто мудрецом, учителем Вишну, аватаром Вишну или воплощением всей божественной троицы на земле. А Риши Атри был его отцом и автором нескольких ведических гимнов.

С горы мы спустились одуревшие от толпы, торговцев и открытого солнца, но благословленные)

Крепость и храмовый комплекс Агхалгарх.

Построена крепость в 14м веке раджой (по местному – Раной) Кумбха Меваром в красивом природном месте. Здесь находятся джайнистские храмы и известный среди индуистов храм Шивы Ачалешвар Махадев.

Это важное место для верующих. Здесь Шива коснулся земли большим пальцем ноги, когда останавливал землетрясение. В святилище, довольно нестандартно для Индии, отсутствует любое изображение Шивы или лингама. Зато есть изображения Парвати, Нанди, Ганеши. И йони с дырой, ведущей в преисподнюю.

В соседних святилищах можно найти воплощения Вишну.

Большой водоем перед храмом, окруженный каменными статуями буйволов, является легендарным местом умерщвления демонов, принявших образ буйволов и укравших из водоема священное очистительное масло гхи.

Фото из интернета

Фото из интернета

Если хочется быстро пробежаться по достопримечательностям Маунт-Абу – можно это сделать за 1 день. Спокойно и неспешно осмотреть все – за 2. А если хочется отдохнуть и углубиться в философию или индуизм – то вполне можно и месяц прожить, в том числе, в одном из ашрамов или у тех же Брахма Кумарис. Главное, не увлечься и не переписать на них квартиру!))

Удачных путешествий по Индии:)

А те, кому нужна помощь в подготовке и организации путешествия или гид для посещения заинтересовавших мест – обращайтесь! www.goindiagotours.ru или просто svetasen@mail.ru

 

Другие посты:

Путешествие по Иордании. День 3. Поездка, которая складывалась сама-собой на ходу. Мадаба, гора Небо, Мертвое море.

Моя большая индийская свадьба. Часть 3. Священный обряд в храме – вместе на 7 жизней.

 

 

 

 

 

 

 

%d такие блоггеры, как: