Блог русской жены индийского мужа. Наша жизнь в Индии, России и путешествиях.

Затерянный в Гималаях регион Кумаон.

В Химачал ездят часто и много. Ладакх менее доступен, но тоже любим и изведан русскими туристами. Много об этих местах пишут, выкладывают отчеты, делятся фото. А вот в соседнем от Химачала штате Уттарканд (Уттаранчал) большинство знает лишь Ришикеш. Или, как максимум, паломники наведываются к истокам священных рек – Кедарнатху, Бадринатху, Ганготри к северу от Ришикеша. А красивейший регион Кумаон, лежащий восточнее, остается пока загадочным и неизученным, поэтому очень притягательным для иностранных туристов. Эти места могут стать интересным открытием для тех, кто уже изъездил запад индийских Гималаев и ищет новых впечатлений. Древние мистические алтари храмов Джагешвара, душные пещеры подземного царства Шивы, мощь мест слияния горных рек, хвойные леса как из русских фильмов-сказок, снежные вершины, переливающиеся на солнце – это лишь малое, что поражает в Кумаоне.

 

3 причины поехать в регион Кумаон гималайского штата Уттаркханд:

  1. Уттаркханд – центр индийских Гималаев, всегда считался землей индуистских богов. Здесь они зарождались, жили, вели войны, участвовали в исторических и мифологических событиях. Все достопримечательности Уттаркханда связываются легендами если не непосредственно с действиями основных богов, то как минимум с героями Махабхараты, Рамаян, различными риши, гуру и другими известными личностями. Для паломников или путешественников, интересующихся мифологией и эпосом Индии, Уттаркханд – настоящий кладезь интересных храмов, пещер и просто индуистских мест силы.

 

 

 

  1. Природа и мощь Гималаев сильны здесь, как и везде. Из всех гор мира именно Гималаи обладают необъяснимо притягательным действием на людей всех культур и религий. И особенно, на русских) Попав в эти горы, ты заражаешься на вечно, и в череде событий и путешествий по разным странам не перестаешь мечтать, планировать и ждать следующей встречи. В Уттаркханде природа божественна, а заселенность не очень высокая. Достаточно свернуть за угол в деревне или отъехать на километр от городка – и мир цивилизации остается где-то позади. Кучи троп, маршрутов, пустых приветливых лесов между деревнями ждут редких путешественников.

  1. Сам факт того, что иностранцев в Кумаон приезжает не много, приводит к тому, что поездка по этому региону превращается в настоящее приключение. Нас не ждет готовенькая удобная инфраструктура, но ждут приветливые и любопытные местные жители)

Самые интересные места Кумаона.

*Мои фото Уттаркханда красотой не блещут. Иногда я снимаю все подряд, а в какие-то периоды хочется только быть и созерцать. В Кумаоне я по большей части щелкала по ходу дела на телефон, иногда забывала это делать, просто радуясь моменту. Некоторые фото приятно удивили. Некоторые неприятно удивили) Поделюсь мыслями и теми снимками, что нажила)

Найнитал (2000 м).

Начнем по возрастающей. Найнитал, конечно, не топ интересных городов Кумаона. Но он удачно лежит на пути путешественников, едущих на машине из Дели. Поэтому очень удобно, выехав утром из столицы, во второй половине дня сделать остановку на ночь в Найнитале. Отдохнуть и, конечно, немного посмотреть город.

Найнитал – британский горный курорт или станция (hill station). Сюда англичане приезжали спасаться от жары, а потом эстафету приняла индийская элита. Многие индийские миллионеры построили здесь свои особняки. От англичан остались колониальные административные здания, увитые плющом коттеджи и особняки, христианские храмы, лодочный клуб, старое христианское кладбище и центральная прогулочная улица – молл. Англичане основали здесь несколько сильных школ, знаменитых и на сегодняшний день. А еще здесь родился Джим Корбетт – знаменитый следопыт, охотник на тигров и леопардов-людоедов, натуралист, фотограф и писатель. Конечно, если сравнивать с красавицей Шимлой – столицей Химачала, то для меня она не в сравнении. Но все же несколько часов здесь можно провести вполне неплохо. А если есть чуть больше времени – стоит отправиться в пешеходную прогулку вверх по склонам – здесь есть хорошие тропы. Проведяя несколько приятных часов на природе, бонусом еще и отличные виды получите, если доберетесь до удачных смотровых площадок. В удачное время отсюда видно снежные пики. Ленивые могут доехать до площадок и на машине)

Сам город расположен на берегах вулканического озера Найнитал, считающегося у индуистов священным. По преданиям, сюда упали глаза Сати, первой жены Шивы, когда ее тело после смерти было разделено на множество частей волшебным диском Вишну. Периодически из-под земли происходит выброс газов, и на озере начинается бурление, вызывающее благоговейный ужас у простых индийцев) По озеру можно поплавать на лодке или просто погулять вокруг. Купаться никто не решается из-за холодной воды.

Здесь же, прямо на берегу, находится ценный для индуистов храм богини-матери Найны-Деви (Сати). Интересно то, что в штате Химачал тоже есть храм Найны-Деви, куда упали глаза Сати. В Индии такое в порядке вещей. И тут глаза Сати. И там глаза Сати. И то, и то правда. Кого этим удивишь?

Главный храм и идол появились в 15м веке. В 19м, после сильного землетрясения, храм был практически полностью отстроен заново.

А рядом с храмом – и мечеть, и гурудвара сикхов. И методистская церковь недалеко.

Вечер отдыхающие в Найнитале проводят на центральной улице. Здесь множество ресторанов, магазинов и в общем оживленная атмосфера.

Активности в и вокруг Найнитала все-таки больше для отдыхающих индийцев – катамараны, зоопарк, экологические висячие сады, обустроенные площадки. Нам, настоящим путешественникам, нужно спешить дальше!

 

Алмора (1600 м.).

Алмора – культурный и торговый центр региона Кумаон, бывшая столица королевства Кумаон. Довольно крупный город возрастом в 500 лет.

Здесь сохранились старые интересные улицы, попадаются кафешки с замечательной едой, колоритные базарные ряды. Несмотря на довольно большие размеры (по горным меркам, где всем хочется природы), мне Алмора понравилась. По ней можно с удовольствием погулять солнечным днем. Самые интересные улицы – центральная Молл (The Mall) и Лал базар (Lal bazar).

Главное – посетить в Алморе храм Нанды-Деви. Нанда-Деви – местный, кумаонский вариант богини Парвати в образе самой высокой горы региона – горы Нанды-Деви (7815 м.), дочери царя гор Химавата. А храм был построен правителями местной династии Чанд в 16м веке. Хотя основной алтарь считается гораздо более древним.

Удивительно красивое и атмосферное место. На территории находится древний Шива-лингам и основной храм Деви. Помимо намоленной атмосферы, храм приятно удивляет красивейшей скульптурой на каменных стенах. Есть и эротические сцены) Почти как в наших Храмах Кхаджурахо) Не такой тонкой искусной работы, но выглядящие более древними (хотя на самом деле – на 500 лет моложе)

В самой Алморе находятся несколько храмов, и интересующиеся могут еще заглянуть в храм Касар-Деви – один из вариантов богини Дурги, расположенный рядом храм Шивы и кельи, в которых медитировали известные гуру.

За пределами Алморы находится другой интересный храм – храм Голу-Девта, кумаонского варианта бога Шивы. По легенде, местный король встретил в лесу простую девушку, влюбился в нее без памяти и взял в жены. Остальные жены ревновали и завидовали их любви. Когда новая жена родила сына, они положили вместо него камень, а младенца отправили плыть по реке (прямо во всех религиях – великих младенцев почему именно опускают в корзинах в рекуJ). И, конечно же, люльку выловил рыбак и принял ребенка в семью. А на самом деле, ребенок был не простым. Сам Махадев пришел на землю в его теле. Мальчик подрос и осознал, кто он на самом деле. И когда однажды по реке проплывал корабль короля, его отца, он вышел на берег с деревянными лошадками и попытался напоить их. «Разве деревянные лошади смогут пить?» — спросил король. «А разве живая женщина может родить камень?» — был ему ответ. Царь все понял, раскаялся в своей глупости и забрал сына во дворец. Царевич Голу отличался справедливостью, мудростью, непредвзятостью. До сих пор жители Кумаона обращаются к нему за справедливым решением своих проблем, споров друг с другом и даже судебных тяжб.

К храму можно не только приехать, но и прийти пешком из Алморы по красивому и очень приятному для прогулок хвойному лесу.

Храм также называют Читаи Белл. Читаи – название деревни, а bell – колокольчик. Сотни колокольчиков принесены сюда индийцами. Маленьких, больших и просто огромных. Целые гирлянды закреплен повсюду! А еще бумажки с просьбами и спорами, которые нужно решить: их приносят в храм, проводят пуджу в честь Голу-Девта и прикрепляют недалеко от святилища.

 

Еще один храм, который стоит посетить, будучи в Алморе – храм Солнцу Катармал. Таких храмов вообще не так много в Индии. И большая часть из них поражает красотой и силой.

Муктешвар (2170 м.)

Муктешвар – уже небольшой городок, даже деревня, по сравнению с Алморой. Знаменит важным паломническим храмом, яблоневыми садами и ветеринарным институтом (+различными центрами и обществами, связанными с темой животных).

Здесь находится знаменитый храм Муктешвара, посвященный Шиве. Муктешвар – одно из множества имен великого бога. На холме, на котором находится храм, местные жители еще 350 лет назад просили защиты от обитающих в этих краях леопардов и тиграх и создали первый алтарь. И сегодня сюда приходят за защитой и покровительством. В самых разных вопросах. Когда мы были в Уттаркханде в сезон дождей, народу везде было довольно мало. А в храм Муктешвара – очередь на вход!

Если есть время и силы – к храму стоит подняться пешком из деревни. Двухчасовая прогулка через яблоневые сады и лес понравится всем любителям природы и нетуристических троп.

 

Джагешвар (1870 м.)

 

Джагешвар – тот городок (практически деревушка) которому я из всего Уттаркханда отдала свое сердце. Меня поразили и природа, и храмы, и люди. Это то место, куда я бы с удовольствием приехала на неделю с книгой и фотоаппаратом. Гулять по древнему лесу. Сидеть у чистейшей речки. Рассматривать многочисленные храмы-грибы стиля наггар, торчащие то тут, то там.

Храмы Джагешвара интересны и для обычных путешественников, и для тех, кто находится в духовных поисках, и для тех, кто глубоко интересуется индуизмом. Самые древние храмы построены в 8м-9м веках, самые молодые – в 15м-18м. Всего храмов 124, и они составляют 3 группы – Джагешвара, Куберы и Дандешвара. А говорят, что когда-то храмов было 400! Всех не изучить… Хотя и можно промчаться. Но главное – не пропустить самые интересные!

Группа Дандешвара.

В одном из храмов Дандешвара находится редкий подтип Ганеши — один из двух во всей Индии. Бог с головой слона представлен здесь не обычной статуэткой-мурти, а вырезан самой природой на торчащем из земли камне.

Группа Джагешвара.

Обязательный к посещению храм – это храм с одним из 12ти священных Джьёти-лингамов Шивы, разбросанных по всей Индии. А именно, с лингамом №8.

Главный храм, от которого и пошло название комплекса и деревни – храм Джагешвара – Шивы в форме ребенка. По легендам, Шива медитировал в этих местах. Все женщины побросали дома и дела, чтобы находиться рядом с богом. Разъяренные мужья отправились посмотреть – что за йог пленил их женщин? И Шива принял образ ребенка, чтобы спастись от их гнева.

А любители музеев не должны пропустить местный Археологический музей Джагешвара с довольно интересной коллекцией.

С нашими русскими гостями-паломниками мы заказали и провели вместе с жрецом пуджу в комплексе Джагешвар, прямо в храме с джьёти-лингамом. Очень интересный опыт. Причем, как всегда бывает в таких местах – все удачно складывалось само собой без наших усилий. Мы прибыли в Джагешвар с интересом к храмам и пудже. Связь пропала намертво, и я не могла открыть сохраненную ссылку с нужной мне информацией. Только про себя подумала: «что же делать – идти рано утром собирать информацию у местных?» Как вдруг к нам на террасу поднялся проходивший мимо местный пандид. Узнал, что иностранцы приехали – редкие гости в этих краях, тем более, в сезон дождей, и полюбопытствовал. Он нам рассказал из первых рук – что важно посетить, что не важно, как пуджу провести, все организовал нам)

 

И на последок, не могу не похвалить замечательных новый Hotel Shidhi Vinayak, расположенный в Нижнем Джагешваре, прямо в 5ти минутах пешком от храмов. Он порадовал идеальной чистотой, наличием всего необходимого, доброжелательными работниками, вкусной едой и террасой с видом прямо – на лес, вверх – на звезды! Все отели и гестхаусы, проверенные нами, не идут ни в какое сравнение!

Таблички на английском там нет, ищите фото)

Патал-Бхубанешвар (1400 м.)

Эта деревушка знаменита пещерами Шивы, считающимися его подземным царством. Паломническое для индуистов место. Особенно любимое почитателями Сатья Саи Бабы. Здесь же жили во время своего изгнания братья-Пандавы. Пещера упоминается в Пуранах как самое священное место на земле, обитель Шивы:

«Человеку не легко попасть сюда. Те же, кто удостоятся этого счастья и проведут здесь ритуальное богослужение (пуджу) во славу Бога Шивы, будут одарены благословением в тысячу раз большим, чем от обряда Ашвамедхи (Царского жертвоприношения коня) и в миллионы раз большим, чем от паломничества в Рамешварам, Каши (Варанаси) или Кедаранатх. Настолько велика слава Патала Бхуванешвара. Посетившим Пещеру и поклонившимся здесь Махеше (Великому Богу Шиве) после смерти открыты врата в Шивалоку (Небесную Обитель Шивы, Рай). Это самое святое место на Земле ибо в этом Подземном Царстве обитает Сам Повелитель Вселенной». (Сканда Пурана, Манаса Кханда).

Спускаться в пещеру и находиться в ней не просто. Нужно пробираться по узкому лазу, спускаться по скользким ступеням, держась за цепи, где-то скользить на пятой точке. Страшно вниз и тяжело наверх. Не хватает кислорода, начинаются приступы паники и клаустрофобии. Но игра стоит свеч. Те, кто находятся на духовном пути, занимаются энергиями, медитациями, мистикой — говорят, что это место большой силы и воздействия. Только лучше избегать сезона дождей, когда уровень содержания кислорода в воздухе пещеры на столько низок, что спускаться туда вдвойне рискованно. Еще и местные служители с гидами напускают страху – 5 раз повторяют, что там опасно, просят оставить расписку – мол, спускаюсь на свой страх и риск. Нагоняют такую панику, что начинаешь задыхаться, даже не спускаясь в пещеру!

Вход в пещеру – 100 рупий, плюс, нужно брать местного проводника – 100 рупий.

Фотографировать внутри нельзя. Но можно купить в деревне пачку фотографий. Маленьких – за 100 рупий, больших – за 500.

Выкладывать не буду. Приезжайте, все увидите сами)

Возле пещеры.

Счастливые спустившиеся и выбравшиеся.

Помимо пещеры в деревушке есть интересный старинный храм, напомнивший мне храм Нанды-Деви в Альморе, только попроще.

Природа в этих краях очень красивая. Это не волшебные леса Джагешвара, а зеленые горы-холмы, по которым можно бродить под пение птиц, кусты с цветами, открытые широкие виды на высокие горные гряды.

 

Пару слов о том, где можно остановиться в Патал-Бхубанешваре. Я редко пишу такие детали – информация устаревает или субъективна, и я сама, пару раз натыкалась на грабли, когда выписывала что-то из чужих отчетов, а потом на месте испытывала разочарование. Но про Патал напишу, так как вариантов тут не больше, чем пальцев на руке.

В самой деревне есть центральная площадь с 2мя кафе. Справа – индийский гестхаус с неприятными комнатами. Владелец одного из 2х кафе тоже сдает 2 комнаты, они почище (правда, выходят они дверьми на дорогу). За площадью проходит тропинка. Направо – к пещерам, налево – к храму. Возле храма есть здание, называющееся ашрамом. Никакой ашрамовской активности замечено не было – просто дешевые простейшие комнаты. По дороге к пещерам находится государственный отель KMVN. Есть комнаты более-менее, но в целом вид старый, потускневший, ощущение заплесневелости во всем. Лучшие комнаты ниже уровня дороги – коридор под землей, а окна уже выходят на свет, так как здание прилеплено к склону. Менеджер, которого мы растолкали из послеобеденного сна под стойкой, повел нас вниз. В коридоре с потолка капала вода, висели гроздья проводов. Стены настолько распухли и облезли, что казались каменными. У меня мелькнуло 2 мысли:

  1. Я хочу посетить пещеру, но не хочу жить в пещере.
  2. Не замкнет ли нас током.

Это все, что есть в деревне. Мы очень хотели поселиться у местных в уютном деревенском домике, но никто ничего на момент 2018го года не сдает.

Можно отъехать на пару километров в обратную сторону и найти Парвати ресорт. Там природа вокруг, условия более близкие европейскому менталитету, есть стоянка для машины и более-менее приличная еда. Я не сноб. В разных местах Индии жила и ела. Но все же даже мне в Кумаоне местами было тяжеловато. Поэтому я за Парвати ресорт. И рядом с Парвати есть еще какой-то хоумстей, думаю, там тоже может быть не плохо, но мы в комнаты не заглянули.

Еще люди останавливаются в ближайшем более крупном городишке Ганголихат. Это примерно около получаса езды. Но Патал по сравнению с ним более природный, уютный и симпатичный. Улицы Ганголихата меня совсем не привлекли. Серые, грустные и скучные. Вот только храм Кали стоит посетить. Если обычно храмы этой богини производят гнетущее и мрачное впечатление, то здесь он теплый, светлый и радостный.

Багешвар (1000 м.)

Мне кажется, Багешвар — младший и дальний родственник Харидвара и Ришикеша. В первую очередь внимание к себе притягивает в этом городе вода. Красивая, быстрая, полноводная после слияние рек Сарджу и Гомати! На ее берегу так приятно сидеть. Издалека можно даже понаблюдать за кремациями.

Вокруг Багешвара раскинулись красивые зеленые долины, потом идут холмы и горы. Некоторые деревушки в часе езды от города так живописны, что хотелось остановиться, заселиться в первый попавшийся гестхаус и задержаться здесь на подольше! Только вот гестхаусов там нет( В треки нужно выбираться из самого Багешвара.

 

Индийцы всегда считали слияния рек «местами силы». На гхатах Багешвара даже самые закоренелые скептики допускают, что «что-то в этом месте есть». Именно поэтому здесь и вырос один из самых популярных и почитаемых храмов региона — Багнатх. По Шива-Пуране считается, что первый храм и город вокруг него были возведены Чандишем – почитателем и слугой Шивы. А в других легендах говорится, что мудрец Маркандева молился здесь Шиве, и в благодарность Махадев посетил его в образе тигра и благословил. Нынешний храм был построен королями династии Чанд около 1450 года.

Раньше Багешвар был важной точкой на торговом пути Тибет-Индия, но со времен войны с Китаем торговля прекратилась. Именно благодаря Багнатху и притягательности воды Багешвар не пришел в запустение.

Раникет (1869 м.)

Еще одна летняя горная станция англичан – Раникет  — по духу немного отличается от Найнитала. Если Найнитал все-таки больше интересен индийцам-курортникам, а нам удобен как транзитная точка с прогулкой на час по центру, то Раникет меня очаровал. Своими интересными улицами, оригинальными домами, каким-то старинным укладом. Любители колонизаторской темы найдут тут много английских зданий, любители природы могут ходить в треки по красивым окрестностям. И в качестве транзитной точки, кстати, Раникет удобен. Мы останавливались в нем перед переездом во второй регион Уттаркханда, Гархвал —  в города Ришикеш и Харидвар.

Снежные вершины, открывшиеся нам на закате в самый пик сезона дождей)

Мунсьяри (2200 м.)

Мунсьяри – конгломерат деревушек, близко расположенных к дорогам на гималайские многотысячники, да и просто к диким природным местам Уттаркханда. Именно сюда нужно ехать любителям гор, дикой природы, пеших походов, альпинизма. Из Мунсьяри начинаются многочисленные маршруты на полдня, день, неделю – на сколько хотите. Городок живет инфраструктурой для треккеров. А если вы ни разу не спортсмен – не переживайте. Все равно можно смело ехать в Мунсьяри. Выберите отель с красивым видом и наслаждайтесь горами и свежим воздухом с балкона!

Тема Мунсьяри достойна отдельного поста, я ее еще раскрою.

Организационные моменты для путешественников.

Путешествовать по региону Кумаон штата Уттаркханд не очень сложно. Хоть сильно развитой инфраструктуры для иностранцев тут и нет, но все-таки в каждом интересном для путешественников месте обязательно найдутся отели или гестхаусы, кафе, может быть, даже местные туристические агентства или хотя бы люди, немного говорящие по английские, которые рады предложить свои услуги и помощь. В общем, пропасть тут сложно. Но про некоторые моменты нужно помнить:

— с английским часто бывают проблемы. Но, например, с тем, чтобы найти нужный автобус, зная место назначения, проблем нет – местные всегда помогут и жестами. Накормить вас тоже накормят. Только вот no chilli никто не поймет;

— кафе с международной кухней попадаются крайне редко. Попытки получить индийскую, но хотя бы не острую еду часто проваливаются) В дешевых едальнях часто меню только на хинди. Вдоль дорог только маленькие индийские едальни, обустроенных качественных дхаб как в Химачале нет;

— если времени много, а бюджет небольшой – можно перемещаться местными автобусами, узнавая расписание прямо на месте. Из Дели можно приехать автобусом в Найнитал, Алмору и Халдвани. Или, если бюджет позволяет, лучше взять машину с водителем, знающим регион и английский язык, который будет возить вас от Дели по всему Уттаркханду и обратно до Дели;

— местами связи нет вообще. На наших телефонах так вообще половину времени, но и у местных вай-фай через день работает;

— жилье проще искать на месте, чем бронировать. В сети далеко не все варианты и не лучшие цены. При этом не у всех отелей/гестхаусов есть документы, позволяющие регистрировать иностранцев. И если раньше они об этом не задумывались и давали комнату нелегально, то сейчас государство устраивает проверки, и многие боятся селить иностранцев. Поэтому лучше не приезжать в новое место без брони на ночь глядя. В светлое время дня будет более удобно найти для себя вариант. По комфорту гестхаусы и отели средней ценовой категории часто далеки от ожиданий путешественников. Постоянные мелкие поломки, страшные ванные, несвежее постельное белье, не работающая горячая вода – в порядке вещей. Но не за этим же мы едем в Гималаи)

Сравнение с Химачалом.

В сети часть пишут, что Химачал переполнен, в него нужно прекращать ездить, и настоящим путешественникам прямая дорога только в практически нетронутый Уттаркханд. Я не могу с этим согласиться. Оба штата очень разные, со своими плюсами и минусами.

В Кумаоне по сравнению с Химачалом:

+Меньше людей, как местных, так и туристов, более свободно, спокойно.

+Мало пробок, хорошие дороги. Мало пыли! Довольно чисто и свежо.

+Красивая природа, более безопасные (например, в плане меньшего количества странных укуренных личностей) треккинговые маршруты как на полдня, так и многодневные.

+Достопримечательности, связанные с индуизмом, много «мест силы».

+Непопулярен среди иностранцев, часто чувствуешь себя практически первооткрывателем. И еще одно следствие – другое отношение людей с иностранцам.

— Мне Кумаон показался более скучным и однобоким с точки зрения культуры. Абсолютная Индия, только в горах. В Химачале ярче в этом плане: уникальные деревни, дома, одежды, разные лица, древние традиции, деревянные храмы-терема, есть и Тибет, и Буддизм. Меня Химачал удивляет и восхищает каждый раз, не смотря на то, что я езжу туда уже 6 лет.

— Природа Химачала очень своеобразна и красива. Нельзя сказать, что в Кумаоне вы увидите то же самое.

— В Кумаоне ты все время как в экспедиции. И это здорово. Но если хочется отдохнуть в цивилизации, повеселиться или оказаться в меж интернациональной атмосфере – это в Химачал. Вкусный хумус, посиделки за хорошим кофе с джерман бэйкери, отдых у водопада под бренчание гитары расположившихся по соседству добродушных хиппи…это тоже варианты досуга в путешествии. Каждому нравится свое.

В Химачале все другое. И интересное не смотря на пыль и множество туристов. Другая атмосфера. Другой размах. Хотя, наверное, этот момент субъективный, поэтому просто приезжайте и проверьте сами!

Вот здесь я писала о Химачале:

Замерзшие в Индии или каникулы в Гималаях (Вашишт)

Дарамсала. Столица тибетского правительства в изгнании.

80-й День Рождения Далай Ламы – великого Гуру буддизма.

Индийские Альпы. Долина Соланг и канатная дорога.

Наггар. Древняя столица королевства долины Кулу.

Один из вариантов маршрута по Уттаркханду.

И Вариант маршрута по Химачалу.

А если нужна помощь – с удовольствием организую и отвезу вас в ваше путешествие по Кумаону! Обращайтесь)

%d такие блоггеры, как: