Кхаджурахо. Город храмов Каматасутры. Мой второй дом.
Несмотря на то, что Кхаджурахо одно из самых посещаемых туристами мест центральной Индии, это все-таки это глухая провинция.
За пределами стекла отелей Кхаджурахо живет как 100 лет назад (да и внутри стекла отелей как минимум на 30 лет назад). Там, где заканчивается центральная улица, начинаются витиеватые переулки с цветными домиками, расположенные с соблюдением кастовой системы.
Куски асфальтовых дорог переплетаются с пыльными грунтовыми. Районы и отдельные дома чередуются с садами, пустырями, озерцами. Здесь нет кинотеатров и торговых центров. Мужчины бреются в открытых салонах страшным ножом.
В жару семьи спят на вот таких крышах вповалку.
А иногда на ночь кровати выносятся прямо на улицы.
Здесь никогда не видели пылесоса, а продающиеся стиральные машины типа «малютки» из моего глубокого детства не могут тягаться с прачками.
Здесь люди начинают день с банных процедур в любых возможных водоемах, каждый день убирают дома и исправно стирают свою одежду.
А окружающая трава задыхается от гор мусора, в котором копошатся животные-любители пластика и целлофана.
Большинство из тех вещей, которые обычно можно купить в любом сетевом супермаркете, здесь просто не найти. Но есть отдельный магазин с пластиковыми зеркалами, отдельный с пластиковыми ведрами, 10 с кондиционерами и 20 ювелирных.
Сезон удушливой жары сменяется в Кхаджурахо сезоном ливней, а затем сезоном вездесущих насекомых.
Коров здесь больше, чем людей. Без них невозможно сделать кадр.
Зато вокруг раскинулись прекрасные поля, храмы, деревушки. Уровень колорита для европейского глаза на квадратный метр просто зашкаливает. Эти земли несут покой после яркой и разбитной, но назойливой и давящей Индии. Поэтому очень многие из путешественников, кто приезжает сюда на 3 дня, остаются на дольше или возвращается вновь.
Пост о Кхаджурахо оказался для меня очень сложным. Я много раз начинала его, бросала, стирала, начинала вновь. Я была здесь много раз, а сейчас живу постоянно, теперь этот городок – мой второй дом. При мыслях о том, как характеризовать Кхаджурахо, в голову каждый раз лезет фраза (почему бы это?) «пыльный городишко». Но это не совсем или не только так. Постараюсь перестать сравнивать с Москвой и вообще с Россией, и быть объективной. И вообще, начну с начала.
Храмы Кхаджурахо (Kamasutra temples)
Когда-то давным-давно Кхаджурахо и окрестности являлись столицей империи Чанделов – одной из могущественных, но не очень больших, многочисленных империй Индии тех времен. Правители империи по каким-то своим причинам (ученые выдвигают много гипотез, но единой версии тут нет) настроили в своей столице огромное количество храмов – один другого крупнее и искусней, и щедро украсили их прекрасными статуями: военные сцены, животные, танцующие апсары, конечно же, бесчисленное множество индуистских богов – кого тут только нет. Щепоткой перца в блюде чанделов стали откровенные статуи и целые сцены, изображающие основные тезисы камасутры и не только.
Как это часто случалось в стародавние времена, одни империи покоряли и разрушали другие, города переезжали, целые области приходили в запустение. В общем, начиная с 13го века, на многие столетия храмы Кхаджурахо ушли со страниц истории. Вновь они были открыты британским инженером, занимающимся своими инженерскими делами среди индийских джунглей, лишь в 19м веке. Большая часть храмов была стерта с лица земли, от некоторых остались обломки, но несколько десятков прекрасно сохранились. Древние мастера знали свое дело. Да и местные деревенские жители потихоньку поддерживали храмы по мере сил.
Красивые и уникальные храмы внесены в перечень главнейших достопримечательностей страны и являются одним из самых посещаемых объектов центральной Индии. Западные туристы приезжают сюда пофотографировать эротические скульптуры, а индийские молодожены любят посещать Кхаджурахо в медовый месяц.
На сегодня все джунгли вырублены, храмы вычищены, ограждены, украшены садами и газонами. Мне нравится проводить время в этих садах, валяясь на траве и охотясь с фотоаппаратом за местными неуловимыми птицами.
Каждый камень пронумерован (лично видела, в темноте светятся номера). При этом в округе можно легко найти где-нибудь в яме целый блок, кусок колонны, барельеф или обломок статуи – бери не хочу.
Разделены храмы на 3 группы:
Western temples — Западная группа храмов. Включает в себя самые лучшие храмы, находящиеся за огороженной, охраняемой территорией (вход 300 рупий). По довольно большому парку можно погулять, можно отдохнуть на скамейках, поваляться на газоне. Есть аудио гид (и, как и везде в Индии, конечно же, бесчисленное множество живых гидов, готовых спешить на помощь, когда нужно и не нужно). Этот комплекс туристы посещают в первую очередь. Именно здесь можно составить наиболее полное впечатление о храмах Кхаджурахо. Расположена западная группа очень удобно – в самом центре городишки.
Eastern temples – Восточная группа храмов. Включает в себя несколько одиночных бесплатных храмов и платный комплекс Jain temple – джайнистские белые храмы, отличающиеся от всех остальных Кхаджурахских. Восточные – мои любимцы. На них открывается вид с моего балкона :) Почувствовать атмосферу места гораздо проще, когда рассматриваешь издалека шапку храма, возвышающуюся за озером, или проезжаешь по окрестным полям и видишь этих гордо стоящих одиночек, нежели когда ходишь по огороженной территории комплекса.
Southern temples – Южная группа храмов. Тоже несколько одиночных, бесплатных храмов.
В бесплатных храмах обязательно находится «священнослужитель». В отсутствие туристов он чешет пятки, развалившись на солнце, жует и поплевывает табак и травит шутки с продавцами сувениров. Появление белого в любой части Кхаджурахо узнается издалека и передается практически голубиной почтой. «Священнослужитель» принимает соответствующий глубокомысленный вид, срочно начинает проводить какую-нибудь церемонию, рвется рассказать посетителям про каждую статую храма и ненавязчиво указывает на место для подношений живущему тут божеству. На мой взгляд, божества тут давно не живут, это скорее прекрасный музей, нежели храм. Но, храмы или музеи – не важно. Они все равно прекрасны. Формой, пропорциями, цветом, плавными линиями, оригинальностью и красотой статуй и узоров. Жаль, что об их таинственной истории и тех временах осталось не много информации. В интернете в основном повторяются общие фразы, а местные индийцы вообще 3х слов не могут связать на эту тему. Местная молодежь бросает на храмы редкие, равнодушные взгляды, играя на их фоне в крикет и индийский хоккей.
Храмы являются духом, сердцем, пищей, смыслом существования Кхаджурахо. На фоне туристического интереса бывшая деревня разрослась в небольшой городок с инфраструктурой для путешественников.
Что еще делать в Кхаджурахо?
В Кхаджурахо есть не только храмы. Для меня это в первую очередь просто спокойное место для отдыха, где можно посмотреть на природу, деревни, быт центральной Индии.
Впервые попав в Индию и чуть не сойдя с ума после Дели, Джайпура и Агры, я отдыхала в Кхаджурахо от суеты, суматохи, духоты Индии. Многие туристы, приезжая сюда на 1-2 дня, остаются на неделю. Немаловажным моментом является и безопасность. Турист для жителя Кхаджурахо священен почти как корова и тщательно оберегается. А уж для полиции он точно как корова. Полицейских много, их видно, и они всегда на стороне туриста. Я никогда не слышала о каких-то проблемах, кражах, не видела сомнительных компаний. Вечером можно бродить также спокойно, как и днем. По окрестностям можно гулять пешком, на велике либо мотобайке (с местными ребятами либо в аренду взять), ну или мото-рикшу нанять. За пределами туристического центра Кхаджурахо не отличается от остальных мест центральной Индии, является образцом типичной провинции и сельской местности. Но для туриста, желающего поближе посмотреть на Индию, сойдя с тропы Гоа-Тадж-Махал-Варанаси, он удобен как раз наличием туристической инфраструктуры. Это я как постоянный житель капризничаю – ни сыра с плесенью, ни омаров. А попутешествовав по нетуристической Индии, начинаю ценить, что в Кхаджурахо помимо красот есть пицца и мороженое.
Мне нравится гулять по желтому центру города с озером и королевским дворцом.
У дворца и сейчас есть хозяин, настоящий king по касте. Каста есть, но этот king в реальности, конечно, сегодня никем не правит. Дворец передается в их семье из поколения в поколение. Они могут жить там, делать, что хотят, только продать не могут.
Озеро возле дворца очень живописно, но вонюче, лучше близко не подходить) А местные жители не брезгуют – стирают, купаются, моются прямо на ступенях. Здесь же и рыбу ловят (в Индии так легко быть вегетарианцем!)
Старая часть города (old village) практически сохранила свое первоначальное состояние.
Маленькие, аккуратные выбеленные или выголубенные домики стоят на узких улицах. Вся жизнь здесь на глазах – люди умываются, моются, стирают, готовят прямо на улице. Дети играют чем придется. На их игрушки без слез не взглянешь, хотя сами дети выглядят не менее счастливо, чем западные. Местные жители не особо обращают внимание на туристов и продолжают делать свои дела. Сюда можно просто прийти с местным «гидом» (которого легко найти где угодно в Кхаджурахо) за небольшую плату или вообще бесплатно и полазить по всем закоулкам. В old village сохранились четкие границы в соответствии с кастовой системой. Местные могут показать за каким углом или после какого дома идет граница каждой из 4х основных каст – Брахманов (священностужители, мудрецы), Кшатриев (воины, правители), Вайшев (ремесленники, торговцы), Шудр (слуги). Индийцы признались по секрету, что на сегодня границы в деревне не на 100% соблюдаются – где-то приехали новые жильцы, где-то дом сдают в аренду. Но костяк сохранился.
О моем посещении old village тут: Как индийцы жили в кастовых деревнях. Прогулка по old-village Кхаджурахо..
Помимо центра, храмов и старой деревни в Кхаджурахо большое количество разных районов и домов. Они разбросаны по системе абсолютно не понятной моему разуму. Едешь, едешь, вроде бы город закончился, начинается какой-то пустырь, сельская дорога, потом вдруг опять группа домов, потом отели, и вдруг ты из-за угла снова выезжаешь в центр. Спроси меня, как пройти из одного места в другое – совершенно не смогу объяснить.
Посетив храмы, можно также заглянуть в Археологический музей Кхаджурахо. Он находится в самом центре, в 5ти минутах от Western Temples. Музей небольшой, но довольно интересный. Здесь можно вплотную рассмотреть (и даже осторожно потрогать) основные типы кхаджурахских статуй. Вход в музей бесплатный.
Из вечерних развлечений помимо посиделок в ресторанах или общения с местными я нашла только 4 возможных развлечения.
Первое – это ежедневное вечернее шоу национальных танцев. Красочное, костюмированное представление на 1 час. Вообще, жители Кхаджурахо – известные плясуны. Такого насмотрелась на свадьбах и фестивалях! Каких только па они не выделывают!
И ежегодный фестиваль танцев Индии здесь же проходит весной. Очень надеюсь когда-нибудь на него попасть. Кстати, в тему свадеб – индийцы очень любят приглашать на свои свадьбы иностранцев. Свадьба – великое событие, и на него приглашаются все знакомые. А белый гость – большая честь и радость для многих. Можно родственникам и друзьям показывать. Поэтому можно смело поспрашивать у местных, проходит ли сегодня свадьба, вполне могут и пригласить.
Недавно меня пригласил на свою свадьбу сосед по ресторану — хозяин маленькой палатки для продажи всякой мелочи – жевательного табака, сигарет, воды.
Он несколько раз приходил к мужу и уточнял, придет ли mAdam. Когда мы подъехали к движущейся к дому невесты свадебной процесии, этот жених, сидящий на белом коне, просто расцвел. Он регулярно высматривал нас в толпе – на месте ли, и довольно качал головой. А когда пришло время угощений, пришел к нашей маленькой компании, притащил свой стул, бросив всех родственников, и так и просидел между мной и мужем, пока мы не ушли. Было приятно порадовать человека :)
Второе – массаж. С учетом московских цен, я везде в Азии стараюсь ходить на массаж. В Индии (особенно в центральной) с этим похуже, но все-таки. Помимо массажных центров в дорогих отелях, есть один аюрведический салон на центральной улице (не была там, не знаю), и мой вариант – массаж на дому. В Кхаджурахо есть парикмахер-брадобрей, к которому на массаж ходят местные. Мужчины – к нему, женщины – к его жене. Мне нравится приходить к ним в маленький уютный дом, общаться с детьми. Жена-массажистка – красавица и умница.
А вот и он, массажист-брадобрей – на первом плане. Кто хочет массаж в Кхаджурахо — ищите на центральной улице (Jain temple road) :)
Третье – йога. Ну, это не только для вечера, а вообще. Здесь есть неплохие учителя, а обстановка Кхаджурахо очень располагает. Здорово заниматься йогой на открытой крыше с видами на окружающие пейзажи.
Четвертое – шоппинг. Ну, тут все понятно. Как и в любом туристическом месте – магазинов – куча, на любой вкус и цвет.
Как туристу выжить в Кхаджурахо?
Выжить и организоваться в Кхаджурахо очень просто. Он просто создан для путешественников. Центр – небольшой и компактный. Можно все объехать на велосипеде. Ну просто индийская Голландия (за небольшими исключениями).
Все в Кхаджурахо говорят по-английски, всегда помогут, покажут дорогу, везде можно найти туристическое агентство, рикшу или «помогайлу» из местных. Ну, или они сами вас найдут. Третьего варианта нет. Индийцы сами над своей назойливостью смеются. Говорят, в Кхаджурахо белый не имеет возможности быть один. Если идешь один – обязательно будут цепляться по одному с разными предложениями. Иногда проще сразу взять спутника из местных мальчишек, чтобы больше никто не подходил. Он все покажет, расскажет, организует. Понятное дело, заработает на вас чуток. Но, на мой взгляд, в Индии так проще существовать, да и узнать можно больше местную культуру и быт, если экономия нескольких десяток не является делом принципа. Например, почти у каждого жителя Кхаджурахо есть мотобайк (или друг с мотобайком). «Помогайлы» с удовольствием практически за бензин будут катать туриста по окрестностям хоть весь день. И это прекрасная возможность посмотреть отдаленные храмы, деревни, природу. Также «помогайлы» часто с удовольствием показывают местные дома – могут пригласить на ужин, с семьей познакомить, предложить индийский обед.
Как и в любом туристическом городке, в Кхаджурахо полно отелей – начиная от Рэдиссона и заканчивая спартанскими гестхаусами за пару сотен рупий. Можно смело не бронировать, а смотреть на месте, так как предложение почти всегда превышает спрос.
Рестораны – также на любой вкус и кошелек. Можно пообедать в центре, на уличном рынке еды, почти за даром.
Когда очень жарко – я вообще питаюсь свежевыжатыми соками и фруктами. Сейчас (май-июнь) – сезон манго. Это рай :)
Можно сходить в самый кхаджурахский ресторан Кхаджурахо – Raja café. У него лучшее расположение – прямо напротив Western temples — и самая древняя история.
Мои итальянские любимцы, когда устаю от индийской кухни – Meditaranio и Bella Italia.
Есть даже 1 японский ресторан. Но я не решилась попробовать тут суши.
Это музыкальный ресторанчик моего мужа– Rock N Roll, мой второй дом в Кхаджурахо.
Ну и супер-место – индийская чайная. Снаружи – практически какой-то шалаш стремный, слепленный из того, что было. Внутри – пластиковые стулья и земляной пол. Но. Чай-лучший в Кхаджурахо, а хозяйка – сама доброта. Местные называют ее Амма (одно из обращений к немолодой женщине, что-то типа Мать). У нее всегда идеальная чистота и уют. И они с мужем, в отличие от большинства индийцев, любят и подкармливают животных, что я очень оценила. Иногда сюда набивается по 20 человек. Это место для случайных встреч, обмена новостями и индийских крикливых дебатов. Хочется колориту – спрашивайте у местных tea-place примерно напротив отеля Isabel palace.
Всякие банки, банкоматы, аптеки, больницы в Кхаджурахо тоже имеются. Турист может найти тут все. Другое дело, постоянный житель :(
В общем, приезжайте (пока я тут совсем без русских не обындусилась)! Привозите майонез, сгущенку, шоколадку, сыр (шутка).
О том, как мне живется в Кхаджурахо, можно почитать здесь:
Жизнь в Кхаджурахо. Итоги первой недели.
Прошел месяц в Индии. Я все еще в Кхаджурахо. Не сбежала и не растаяла. Подведение итогов.
[…] – наследного владельца дворца, про который я писала в этом посте, работает у нас мэром. А вот из 3й и 4й каст трудятся […]
[…] Кхаджурахо. Город храмов Каматасутры. Мой второй дом. […]
[…] в воду, в том числе, подъемными кранами. У нас в Кхаджурахо, все попроще, но не менее красиво и весело, а возможно, […]
[…] Раньше населенные пункты строились по принципу разделения каст. У каждой из 4-х каст были свои улицы, площадь, храмы и т.д. Сегодня где-то есть общины, а где-то вперемешку. Никого это не смущает. Лишь некоторые деревни сохранили свою изначальную организацию, с четким делением территории. Например, old-village в Кхаджурахо. […]
[…] в сезон дождей и мерзла осенью в центрально-индийском Кхаджурахо. Мужу тоже нужно было в Кералу, а именно, в Варкалу, по […]
[…] родиной Анджула – Кхаджурахо. «Ооо, это где храмы камасутры??? Так мечтаю попасть туда!!! А вы проводите там training […]