До самого интересного, важного и сложного этапа моей индийской свадьбы оставались считаные часы. Индуистская свадебная пуджа и ритуалы связывают жениха и невесту на всю жизнь, их души на целых 7 жизней, а в дополнение еще и обе семьи также роднятся между собой. В России венчание давно ушло на второй план. А в Индии наоборот: официальная регистрация все еще на втором плане, а вот священная пуджа — это самое главное. В общем, наступает очень важный и священный момент для нашей пары (а особенно, для семьи Анджула:)
Перед церемонией мы с Анджули отправились в салон, где за 2 часа меня превратили в настоящую индийскую невесту. Со свадебной лехенгой мы не прогадали, она оказалась замечательной) Вся сверкала и переливалась как нужно!)) Макияж и прическа, как я и думала, шли плохо: в индийской глубинке нет профессиональных мастеров, да еще и мои волосы и кожа не привычны для них, а местные средства не подходят. Ну да ничего, когда мы надели огромные свадебные украшения и накрасили губы, все в целом получилось прилично.
Анджул в это время нарядился дома в костюм, объехал, по традиции, в сопровождении делегации из родственников, самые важные окрестные храмы, под звуки праздничных барабанов получил благословение и напутствие от женщин семьи – мамы и разных теть.
Индийская свадебная пуджа обычно проходит ночью и даже утром, уже после свадебного банкета, танцев и свадебной фотосессии. Но мы отказались от бессонной ночи. Хотелось все провести с интересом, хорошим настроением, и к полуночи уже покончить со всеми процедурами. Жрецы и гости ждали нас к 16-17ти часам. Однако, в салоне все затянулось, и я приехала последней, сильно опоздав.
В храме давно собрались почти все кроме меня. Народ коротал время за разговорами и прогулками по сельской дороге. Мама проходила первичное погружение в индуизм.
Выбранный нами храм не отличается какими-то особенностями в план архитектуры, искусства или священных мощей. Но он является одним из любимых и ценных для местных храмом в нашем районе. Атмосфера внутри спокойная, теплая, очень намоленная. Храм посвящен богине-матери, поэтому как нельзя лучше подходит для проведения свадебной церемонии. И вообще мне он понравился сразу, когда я зашла в него в первый раз однажды вечером, 7 лет назад. И как только мы решили пожениться, сразу знали, что наша пуджа пройдет именно здесь.
Анджули осталась в салоне – закончив со мной, там могли заняться ее нарядом, и я осталась без поддержки. Выйдя из машины, я совершенно не понимала, что мне теперь делать. Вместе с моими иностранными гостами мы стояли у входа. Родственники расселись на циновки, Анджула где-то в глубине храмового двора заловил дедушка и накручивал ему чалму, фотограф бродил вдалеке и похоже, не планировал снимать торжественны вход невесты. В общем, индийская организованность) Увидев, что процесс встал, а невеста поникла, мама Анджула взяла все в свои руки. Первым делом вручила мне подношение с кокосом, сладостями и деньгами и повела к главному алтарю – попросить благословения у богини-матери.
Затем меня усадили к наау, которая обмазала мои ступни куркумой и специальной розовой краской. Невдалеке жениху, уже замотанному в чалму, тоже наносили на ноги традиционный состав. Он весь светился от радости, увидев меня – очень довольный моим нарядом:)
Подготовившись, мы уже вдвоем поднялись к алтарю и снова освятили кокосы.
Теперь можно было приступить к церемонии. Шел 7й час, и времени было не много. Поэтому жрецу пришлось сократить программу как только можно, чтобы уложиться в час. Здесь я писала теорию о свадебной пудже. И сегодня мне предстояла пройти все это лично.
Священный очаг ждал нас давно. Вокруг него жрецы разложили кокосы, рис, цветы, специи, веревочки, сладости – много разных деталей, важных для проведения пуджи. Наау попыталась усадить меня по-турецки, но я отказалась – мои ноги не выдержат больше 10 минут и начнут затекать. Низкая табуреточка стала компромиссом.
Сначала мы прошли стандартную пуджу, какой она бывает всегда: перебирали, перекладывали, перекидывали, обменивались зернами, цветами, монетками, брызгали на божеств воду, ставили им тикку. Главный семейный жрец клана дедушки без устали читал мантры. Рядом с ним расположились семейный жрец маминой семьи и наш любимец – главный жрец этого храма. У моей семьи своего жреца не было, но как-то обошлось.
По окончании первой части пуджи, к очагу неожиданно вызвали моих родителей. Я уверяла их, что им участвовать не придется, но жрец не удержался. Мама и папа отлично сыграли свои роли экспромтом. Им нужно было помазать нас куркумой и вложить мою руку, держащую священный кокос, в руку Анджула. В какой-то момент нужно было положить деньги – на церемониях индийцы всегда используют разные пожертвования – богам жрецу, на алтарь, для круга над головой и в руку наау. Мои были не готовы – у мамы в кошельке только доллары оказались. Она переживала, что я ей не сказала заранее, но все вышло даже лучше. Индийцы считают, что любая долларовая купюра – это по умолчанию много денег! И подтвердилась байка о том, что у бледнолицых всегда полные кошельки зеленых)
Теперь можно было начинать сам свадебный обряд. На меня надели картонную корону, – в этот момент я становилась богиней, пересадили по правую руку от Анджула, и мы совершили приношение даров священному огню.
Затем наши наряды соединили платком с традиционным узором, и мы пошли вокруг храмового священного очага. Сначала впереди шла невеста, я, а последние круги ведет уже муж. В тот момент, когда мы сделали первый шаг, раздался бой барабанов, удары тарелок, звон колоколов. Происходящее казалось нереальным – какая-то мистерия, сказка, колдовской обряд. Это была огромная счастливая удача: в ту самую короткую минуту, когда наши души соединялись на 7 жизней, в храме началась ежевечерняя церемония служения богам — наша свадьба не остановила спокойный ритм местной жизни) Деревенские жители собрались у алтаря, вознося молитвы, и внимание всех индуистских богов было приковано к нашему храму. Я думаю, мы получили хорошее благословение!
Теперь я уже сидела рядом с мужем со стороны его сердца. Еще немного поколдовав у священного очага, мы приступили к украшению меня как жены.
Анджул прокрасил мой пробор порошком-синдуром под чтение жрецом мантр и накрыл голову и верхнюю часть лица платком. Подразумевается, что с этого момента невестка всегда будет закрывать лицо перед старшими мужчинами семьи мужа (хотя в моем случае это не сработало).
Следующая мантра про мангалсутру – свадебное ожерелье из черного бисера и золота. Моя -небольшая и изящная, периодически я ее с удовольствием ношу. Сейчас уже даже в традиционных семьях молодые женщины не носят мангалсутру каждый день.
Жена моего старшего брата должна была бы надеть на пальцы моих ног колечки – бичию. Но ее не было, и эту роль взяла на себя тетя — жена брата Анджуловой мамы.
Далее выступил дедушка. Он не изменил себе, придя на свадьбу в любимой кепке, как и на свадьбу Анджули. Дедушка принес с собой кокосы, сладости и рис. Все это он высыпал в мой платок, и теперь мама хранит кулек где-то дома.
На этом с пуджей было закончено.
Конечно же, по окончанию мы снова отправились к алтарю богини-матери, чтобы еще раз поблагодарить ее, уже как муж и жена.
Здесь же на ступеньках мы совершили обмен ожерельями из цветов – джамалой, и были обсыпаны зернами и цветами. Многие элементы по отдельности напоминают что-то из российских традиций и обрядов.
Пока мы были заняты церемониями, подружки невесты, по традиции, украли ботинки жениха) После небольших веселых торгов, они были выкуплены за 1000 рупий. Видя, что индийцы дают наау денежки, подружки подумали, что это в семейный бюджет, и пустили тыщу туда же. Наау не могла нарадоваться – ни на одной свадьбе в ее руки не попадало бумажки больше 100 рупий)
Продолжение следует!
Предыдущая часть: Моя большая индийская свадьба. Часть 2. Девичник и сборы по-индийски.