В Вади-Рам из Вади-Мусы можно поехать на такси или автобусе. Мы с Анджулом и Мишель отправились на автобусе. Билеты на него можно забронировать в любом отеле, даже в нашем гест-хаусе. Говоришь, что хочешь ехать завтра, работники отеля звонят, и утром автобус забирает тебя от отеля. Наш Хишан все организовал в лучшем виде.
3 часа в пути прошли незаметно. Автобус был полон китайцами-бэкпэкерами и немцами. Еще были 2 неговорящие (попросту немые) девушки. Очень интересно, как они путешествуют одни по чужой стране без возможности хоть как-то объясниться словами. Анджул даже пытался войти с ними в контакт, но не удалось :) За окном все те же редкие деревни, пустынная местность, верблюды и козы. Остановились на отдых и вкусный чай. Я отправилась фотографировать козу, сидящую в машине, и хитрый дед, ее владелец, тут же начал клянчить деньги. Вот он, Восток.
При въезде в Вади-Рам на автобус набросились гиды: кто-то был действительно заказан, кто-то врал, пытаясь перехватить клиентов. Как только кто-то говорил, например: «Мне нужен Фахрух, меня должен встретить Фахрух!», как тут же к нему бежало несколько Фахрухов или посыльных от него:) В суматохе мы потеряли Мишель. Остался только ее фэйсбук и приглашение приехать к ней на Корсаку. У нас же была запланирована встреча с очередным каучсерфером, Муххамедом, который должен был ждать нас в самой деревне. Вот здесь начались настоящие приключения. Муххамед оказался статным, серьезным, одетым в длинное национальное платье бедуином. Сначала я даже оробела. Но вскоре Муххамед показал себя очень приятным, вежливым, эрудированным собеседником. Он посадил нас в свой пустынный джип и повез к себе домой.
Деревня Рам выглядит довольно невзрачно, но интересно. Очень простые дома прячутся за однотонными заборами. Вокруг песок и редкая растительность. Практически из-за каждого забора торчат верблюжьи головы. Когда подходишь поближе, верблюды очень нервничают, пугаются и убегают подальше от забора. Понравилась относительная чистота деревни, это всегда приятно. Конечно, на центральной улице мусор есть, но в таком количестве, как я привыкла видеть в путешествиях по развивающимся странам. На улицах довольно пусто. Иногда проходят женщины, полностью закутанные в черное, если молодые, то обязательно в сопровождении мужчины. Кое-где играют дети. Деревня находится в пустыне и окружена большими каменными скалами.
Вади-Рам – очень туристическое место. Но туристы проезжают прямо в пустыню и, либо сразу после поездки на джипах, уезжают из этих краев, либо остаются ночевать в туристических кэмпингах. Есть и за окраиной деревни какой-то кэмпинг и туристический центр с кофейней. Кто-то там останавливается. В самой деревне мы не увидели ни одного туриста. Нам же, как обычно, интересно не просто посмотреть архитектурный памятник или природную достопримечательность, но вжиться, хотя бы чуть-чуть, в обычные будни обитающих в разных местах планеты людей. В том числе, в пустынной деревне в Иордании. Поэтому мы и написали Муххамеду на каучсерфинге.
Кроме верблюдов заметили множество джипов. Практически каждая семья зарабатывает на туризме. И неплохо, по-видимому. В 2х виденных нами домах, никаких снаружи, внутри было лучше, чем я ожидала увидеть в иорданской деревне: стиральные машины, оборудованные кухни, большие плазменные телевизоры, игрушки для детей. Да, это вам не Кхаджурахо…
Тем временем мы подъехали к дому Муххамеда, и он пригласил нас внутрь.
За бетонным забором находился пустой двор. Особенности иорданской деревни – лишь песок вместо травы или огородаJ Да, куст в тех краях сложно вырастить.
Печка и место для приготовления еды на улице:
Двор, применяемый в основном для детских игр:
В доме несколько комнат, заставленных диванами или застеленных коврами и подушками, кухня, ванная.
Мы расположились в самой ббольшой гостиной на подушках, и жена Муххамеда разлила всем чаю.
У Неды четверо детей, при этом выглядит она молодо, мило, никакого отпечатка усталости на лице нет. Носит черную мусульманскую одежду и открытым держит только лицо и кисти. Ведет себя свободно, спокойно, уверенно. Очень образованна, умна, говорит на прекрасном английском. Ухаживает за мужем, подает ему что-то, подливает чаю, а он обращается с ней приветливо и нежно, так же как и с периодически забегающими в комнату детьми. Но, оказывается, не все так просто. Муххамед рассказал, что бедуинам позволительно иметь несколько жен, до 4х. Только муж обязан предоставить каждой жене отдельный дом (обязательно подальше друг от друга, на разных концах деревни, чтобы жены не подрались), обеспечивать, уделять время и внимание. Спрашивают ли жену, можно ли взять еще одну? Нет, не спрашивают. Может она сказать, что против? Да, может. И в реальности говорят, плачут, забирают детей, уходят домой к родителям. Но вот как рассуждает хитрый Муххамед: обидится Неда, уйдет с детьми к родителям. Начнет скучать по мужу, а муж будет привыкать без нее, будет больше времени со второй женой проводить, да и детям плохо без отца. Так что умной женщине придется вернуться в свой дом, который для нее организовал и содержит муж, и не выпендриваться…Так что, девочки, будьте осторожны с этими бедуинскими мужчинами.
Гостиная.
Чаем сыт не будешь, мы же сегодня не завтракали, поэтому спросили у Муххамеда – куда можно сходить поесть. «Сейчас все будет» — ответил хозяин и отправил Неду на кухню. Через 20 минут она накормила нас отличным вегетарианским завтраком – ни крошки не осталось.
Мы же в ответ подарили детям русских конфет и Аленок, которые возили с собой и раздаривали каучсерферам и просто приятным людям, встретившимся на пути. Двое детей нас стеснялись, один был совсем маленький, зато одна девочка вертелась рядом все время. Ей было очень интересно с нами)
Пока мы ели, Муххамед развлекал нас разговорами. Рассказал, что почти все в этой деревне – потомственные бедуины. Есть и жители, приехавшие из других краев, но они воспринимаются как чужие. В деревне живет около 20000 человек. Есть несколько магазинов, школа и мечеть. Люди хорошие, в основном непьющие. Помимо туризма у некоторых есть фермы, на которых что-то выращивают — в разных местах в округе. Ну и верблюды – шерсть, молоко, продажа верблюжат. Муххамед, оказывается, много путешествовал, поэтому и в каучсерфинг попал. В будущем они с Недой планируют посетить Индию, так как очень любят индийскую культуру и еще хотят закупиться индийским чаем) Мы обещали прислать им посылку с чаем) Спросили как они одеваются в поездку. Муххамед оставляет платья дома, а Неда может одевать разного фасона мусульманские платья или туники со штанами, не обязательно строгое платье-балахон. Но ноги, руки и голова всегда закрыты. Она объяснила, что здесь дело не в том, что у них в деревне так принято, а она действительно серьезно относится к принятым на себя обязательствам, и не важно, видит ее кто-то или нет, но она будет соблюдать правила, которые когда-то приняла. «Вы не думайте, что я всегда ношу только черное, я еще и разноцветные платки ношу!» — горделиво сказала Неда. Действительно, на другой день она была одета в такой же наряд, только серый.
У нас было много вопросов. Например, как местные жительницы проводят время. Получается, кроме дома не так много вариантов. Родственники да мечеть. Родственники, кстати, живут отдельно. Невестка не приходит в дом к семье мужа, они переезжают вдвоем в новый дом. Если женщине нужно в магазин, она либо отправит детей, либо пойдет с кем-то из родственников-мужчин. Одна женщина в магазин не пойдет.
Муххамед гордится тем, что он мусульманин. Говорит, что настоящий мусульманин никогда не пьет, не убивает, не ударит слабого – женщину или ребенка.
Очень интересно было узнать про выбор жениха и невесты. Особенно в условиях, когда девушки почти никуда не выходят, а если и выходят, то у них только глаза торчат в прорезях наряда. Оказывается, жених может увидеть девушку в одном из редких возможных мест, у мечети, например. Понравилась ему, допустим походка и осанка (даже не знаю, что там еще можно разглядеть?), и он может прийти к ней домой и попросить, чтобы ее показали (из серии «Гюльчатай, открой личико!» :)). Без согласия девушки свадьбы не будет, она имеет право отвергнуть несимпатичного жениха. И еще, если я правильно поняла, так как Муххамед очень мялся и ходил вокруг да около – после помолвки жених и невеста могут пожить до свадьбы вместе 3 месяца, чтобы «проверить» друг друга(??) Вот тебе и мусульмане…
При разводе дети всегда остаются с матерью. Муххамед говорит, что это потому, что так для них лучше, и отец тоже понимает, что с матерью детям будет комфортнее, безопаснее, счастливее, поэтому не встает вопросов, что он их оставляет себе. Если разводиться хочет муж — он полностью обеспечивают жену и детей, а если жена – то не обязан. А вообще разводы редки. Если к этому идет, собираются обе семьи – со стороны жены и со стороны мужа, чтобы как-то решить проблему и договориться. Вот так вот – у осевших бедуинов из деревни в пустыне Иордании жизнь как-то получше, и порядки разумнее, чем в моей Индии.
Разговоры-разговорами, но нам нужно было определяться с пустыней. Мы думали провести в деревне денек, а на следующий поехать в пустыню и остаться ночевать в лагере. Такими туристическими лагерями заполнена вся Вади-Рам. Предложение явно превышает спрос. Мы хотели пройтись по деревне, посмотреть, может там что предложат, у Муххамеда тоже можно было заказать сафари на джипе, и был у нас еще один каучсерфер, хозяин лагеря, с которыми мы планировали встретиться завтра. Наш Муххамед имеет (как и все житеи деревни Рам) небольшое туристическое агентство, при этом он не навязывал своих услуг, а сам предложил подумать, походить, посравнивать и выбрать что-то наиболее подходящее для нас.
В деревне ничего кроме бегающих мальчишек и верблюжьих голов мы не нашли, никаких агентств, да и вообще никого. Народ уже давно разъехался на сафари, а те, кому не перепало сегодня клиентов, видимо, дрыхли в теньке дома, спасаясь от полуденной жары.
Рога на доме:
В туристическом центре на окраине толпился народ, единственный загруженный работник не обращал на нас внимания, никакой информации не было. В общем, свалили мы оттуда. У меня было несколько контактов с форума Винского и из интернета, с которыми я вела переписку – кто-то не ответил, кто-то заломил цену. Известный в русском интернете Мехеди даже обидел меня своей незаинтересованностью заполучить нас в клиенты – «I am sure you can find a good alternative today while in the village» — написал он мне. Как я потом узнала, Мехеди не из Вади-Рам, а из другой деревни, вроде бы, соперничающей, поэтому возможно, он не хотел получить неприятностей, переманивая нас. Здесь все друг друга знают, кто где, с кем работает, откуда семья и т.д. И половина – кузены. Кого мы ни встречали – обязательно либо кузен, либо троюродный дядя, либо внучатый племянник Муххамеда.
Забив на планирование, мы решили, что все само собой сложится и пошли гулять к развалинам за деревней. Остатки римских строений. Тут в Иордании такие повсюду. Невдалеке виднелся зеленый сад – там находится родник. Но было так жарко, что мы предпочли к роднику не ходить, а остаться там, докуда дошли — у развалин. Там мы и повалялись часок на солнышке. Хорошо было лежать вот так, никуда не спеша, ни от кого не завися. Смотреть на скалы, виднеющуюся рядом деревню, пасущихся вдалеке верблюдов. Наше путешествие по Иордании получалось еще лучше, чем я ожидала – настоящее путешествие, а не туристическая поездка.
На обратном пути устроили фото-охоту на верблюдов, которые болтаются или валяются тут повсеместно.
Мы уже практически решили, что сегодня отдохнем в деревне, проведем время с Муххамедом и его семьей, а завтра наймем у него джип для поездки по пустыне, как позвонил Хаммед — второй каучсерфер. Оказалось, к нему приехали туристы, и он предлагает нам присоединиться для компании и поехать сразу в его лагерь. «В компании веселее будет, приглашаю вас, как моих гостей, будете жить в отдельной палатке и есть – что захотите – все равно французы все оплатили, а повар всегда готовит много» Было очень неудобно вот так сорваться и уехать от нашего хозяина, получив другое приглашение, но, оказалось, что они кузены :) Муххамед сказал нам: «если хочется, и есть такая прекрасная возможность поехать уже сегодня – поезжайте, мой брат – очень хороший человек, а не понравится в лагере – welcome завтра обратно!» Иорданцы пока занимают у меня первое место по гостеприимству и доброжелательности!
Быстро собравшись, мы запрыгнули в дребезжащий джип Хамеда. Одну дверь он привязал веревкой и держал в руке :) Вскоре к нам присоединилась пара французских пенсионеров, и мы все вместе отправились в пустыню, к лагерю.
Лагерь Хаммеда расположен в отличном месте. За спиной – скалы, впереди – пески, за ними вдалеке знаменитая Малая Арка. Можно наблюдать, как к ней то и дело подъезжают джипы с туристами. Пустыня, конечно, не дикая, а довольно оживленная, но от этого не менее красивая. Где-то это просто дюны, где-то растут низкие колючие кусты. Разные оттенки песка и фигуры камней не дают глазам устать. Пользуясь удобством расположения, мы решили пешком пройтись до Малой Арки. Оказалось, по песку очень тяжело ходить. Еще и в тряпичных белых кедах…Более подходящей же обуви не хватило ума взять…
У Арки было активно. Народ подъезжал, фотографировался и ехал дальше, нам же спешить было некуда – вон он наш дом, в километре виднеется. Дождались, пока все разъехались, образовалось окно, и посидели наверху в гордом одиночестве.
Вернувшись в лагерь, мы не узнали Хамеда. Днем он был одет в спортивные штаны и футболку – для того, чтобы починить машину, а сейчас принарядился в длинное белое платье и накрутил на голову тюрбан) Помимо нас, сегодня в лагере были наши французы, еще две пары европейцев, Хамед, повар и двое гидов. Сам лагерь очень аккуратный и чистый. 2 ряда домиков – палаток с 2мя кроватями в каждой. В дальнем конце под скалами — хорошо организованный и исправно работающий банный блок с туалетами, душами, умывальниками. И большой тент – гостиная и столовая одновременно. Свет включается вечером на пару часов, в остальное время все пользуются фонарями. Никакие заборы тут не ставят, замка на палатку нет, только граница камнями выложена. Бедуины уверяют, что в пустыне абсолютно безопасно, а самое страшное, что может случиться – наступить на змею или скорпиона. Поэтому нужно смотреть под ноги. Наш домик стоял в первой линией, и, сидя на пороге, можно было любоваться пустыней. Я не люблю одиночества, изолированности, совсем диких мест. Не думаю, что могла бы вдвоем с мужем или небольшой компанией уйти куда-то в дикую природу. Я бы постоянно нервничала. А вот такой вариант – очень даже по мне. К вечеру все разъезжаются, вокруг пусто и тихо. Только огни еще одного лагеря горят в паре километров. Отходишь на 100 метров – и ты один. Только море звезд над головой.
На ужин был шведский стол из простых, но очень вкусных блюд, чай и кофе в больших чайниках на костре. Повар-египтянин постарался на славу. Он успевал ухаживать за всеми, практически заставлял взять добавки, выпить еще чаю. Почему-то его очень рассмешило мое имя, и 2 дня он пытался его выучить, но все никак. «Зветла», «Сандра», «Санита» — слышала я регулярно, и понимала, что это ко мне. Зато с Анджулом он быстро остановился на ААнджелоу.
После ужина Анджул занялся бизнесом – начал пиарить французам Кхаджурахо, а замкнутый мечтательный интравертный Хамед, увидев, что я почти сплю и не задаю много вопросов, разговорился, воодушевленный таким собеседником, и начал рассказывать про себя. У него дом в деревне Рам, в нем живет французская жена с маленьким ребенком, которая переехала туда 4 года назад. Боже мой, европейская женщина живет в деревне Рам 4 года! Как она не сошла тут с ума после Парижа?? Не хочу обидеть Вади-Рам – место замечательное, но после Европы здесь крайне сложно жить. Она не может приезжать в лагерь, это не прилично, в деревне пойти некуда, если идешь – в черном и в сопровождении. Хамед работает, до позднего вечера в лагере, распивает чай с русскими туристками. А она сидит с ребенком дома и работает в интернете с французскими туристами — изо дня в день. Святая женщина! Иногда она ездит во Францию, но вот путешествует Хамед почему-то один. Он много где был и много куда планирует. Предпочитает тихие, природные места. Говорит, прожил неделю в деревушке в Нидерландах, сидел у реки, смотрел на воду. Обещала, когда он приедет в Россию, выделить зимнюю одежду и обувь из домашних запасов.
Предыдущая часть:
Путешествие по Иордании. День 6. Прощание с Петрой.
Следующая часть:
Путешествие по Иордании. День 8. В песках пустыни Вади-Рам.