Блог русской жены индийского мужа. Наша жизнь в Индии, России и путешествиях.

Богатые и бедные. Индия — действительно страна контрастов.

DSC09845

В Индии живут одни из самых беднейших людей на нашей планете. И их миллионы.

В Индии живут одни из самых богатых людей на планете. У них миллиарды.

Оба выражения абсолютно верны и отражают одну из сторон индийской сущности. Страна махараджей, золота, россыпей драгоценных камней, роскошнейшей роскоши. В которой по соседству с дворцами расположены целые деревни из убогих палаток, кое-как слепленных из кусков картона, пленки и тряпок.

О богатых.

Богатые в Индии делятся на скромных богатых и нескромных богатых. Зачастую по скромным даже не скажешь, что у них много денег. Так как живут они по потребностям, чтят традиции, поддерживают связи с местным обществом и не стремятся выделиться или что-то кому-то продемонстрировать. Например, у человека есть сеть индийских ресторанов в Японии, несколько крупных отелей, молл и сеть ювелирных магазинов в Индии. Он владелец земель, прилегающих к аэропорту (очень дорогих по стоимости). Его счета просто ломятся от денег. Сам он делами уже почти не занимается и живет в родном городке в индийской провинции. Мне было очень любопытно, и я попросила показать его дом. По моим представлениям, он должен жить как настоящий индийский олигарх. Думала, увижу дворец с павлинами, фонтанами и слугами с опахалами. Оказалось – довольно большой, но вполне обычный дом в традиционном стиле. Внутренний двор, с белыми оштукатуренными стенами, из которого двери ведут в комнаты. Небольшой сад. Слуги и работники, конечно, есть, но они есть и у большинства индийцев среднего достатка. Из признаков богатства – красивые мраморные полы, кондиционеры и плазменные телевизоры. Нет ни современной техники, ни дизайнерской мебели, ни какого-нибудь антиквариата. Я с удивлением спрашивала – неужели таким людям не хочется отделать себе стильный современный дом как из журнала. Большие окна, интересную мебель, какие-нибудь увлажнители воздуха поставить. Установить ванну с джакузи и зеркалами на всю стену. Нет, им не хочется. Традиционная индийская ванная, простые функциональные диваны для гостей и плоские большие кровати, на которым индийцам так удобно сидеть, для отдыха в кругу семьи – вот и все, что им нужно.

Одного комфортного современного джипа с водителем и нескольких мотоциклов для молодежи семье хватает.

Зато в их собственности n –ное количество килограмм золота! Традиционные индийцы меряют его именно на вес и платят за грамм. Сложность дизайна учитывают уже современные сетевые ювелирные бренды. А в обычных индийских магазинах все на вес. Эти килограммы годами пылятся в сейфах и одеваются членами семьи по особым событиям.  Золото – показатель богатства. Его нужно покупать и хранить. И индиец никогда не продаст ничего из своих накоплений – только в случае крайней нужды. Лучше сидеть голодным, чем продать бабушкино золото.

Сын хозяина учится в Америке, а дочери он планирует выделить королевское приданное.

А видишь его со стороны – общается с равными по уровню (по касте), но бедными жителями своего города – разницы никакой нет. Все одеты в простую удобную одежду – светлые брюки и рубашки. Сидят одинаково по-турецки, едят простую индийскую еду. Никаких дорогих часов, аксессуаров. Лишь золотая цепь потолще, да пальцы перстнями с камнями усыпаны. Айфон житель провинции тоже не купит, у него может быть и кнопочный телефон, если он не молод. Зато у его сына в Америке, конечно, все будет по последней моде.

У нас в Кхаджурахо есть король (king). Он не является действующим правителем, король – это его подкаста. Он из второй касты (кшатриев), тоже носит фамилию Сингх, и исторически именно его род правил в Кхаджурахо. Поэтому статус и уважение за его семьей сохраняются из поколения в поколение. Как и небольшой старинный дворец, в котором его семья живет, но не имеет права продавать. Помимо дворца у короля есть огромная «сокровищница» с золотом и драгоценными камнями, а также дорогие земли. Король бы просто жил себе в своем дворце и никак не относился к управлению, но он по собственной инициативе баллотировался в администрацию, победил на выборах и теперь является главным чиновником по области. А его жена недавно стала мэром Кхаджурахо. Так вот, живут себе король с семьей во дворце, сторожат свою сокровищницу, но больше ничем не выделяются. Одеты аккуратно, но просто, традиционно. В дорогих машинах не разъезжают. На шоппинг дальше районного центра не выезжают. По мероприятиям и праздникам ходят по улицам вместе с остальными жителями своего круга. Живут комфортно по индийским меркам, но просто по европейским.

Один раз я наблюдала короля на соревнованиях по стрельбе из ружья по мишени – традиционном турнире, проходящем в Кхаджурахо каждый год. Для кшатрия считается достойным иметь ружье и уметь из него стрелять. Времена уже не те, но воинская доблесть еще осталась! Король, конечно же, тоже стрелок. Он выступал первым. Когда он промазал в 1-й и 2-й разы, я заволновалась. Нехорошо как-то, если сам король опозорится. Но с третьего раза он сразил мишень.  Бурные овации звучали долго. Народ в Индии простой, короля своего любит и уважает. «Что он для вас сделал хорошего? Посмотри, какой убогий городишко??» — спросила я мужа. «Как и все чиновники, он не сделал ничего хорошего, но и никогда ничего плохого не сделал никому тоже – ни конкурентам, ни одному бедному человеку. Поэтому к нему и относятся хорошо». Жену короля выбрали в мэры как раз потому, что у нее уже есть все, поэтому индийцы не ждут от нее подвоха и поиска личной выгоды.

Как и во всех рыцарских турнирах, победил, как ни удивительно, король. Говорят, что он хороший стрелок. Я никогда ничему не верю на 100% и думаю, что все могло быть подстроено. Но индийцам свою версию не озвучиваю. Они даже мысли такой не допустят, только обидятся.

И многие, многие богатые индийцы живут так, что не зная про них, очень сложно догадаться, как они богаты.

Вот я размышляю, будь у западного человека, например, 30 килограмм золота, что бы он сделал, живя в маленьком индийском городке. В первую очередь, продал бы это золото. Построил бы удобный дом в европейском стиле, окружил его большим забором, организовал бассейн, теннисный корт. Нанял дизайнера, заказал бы мебель, технику, предметы интерьера из разных мест. Одеваться ездил бы в Европу или хотя бы в моллы Мумбая. Его летние легкие брюки стоили бы 20-70 тыс. рупий против брюк индийского богача за 1-3 тысячи. Он бы заказывал французское вино и сыры. Купил бы несколько машин – для разных условий и погоды. Менял бы телефон каждые полгода. Ездил бы путешествовать и останавливался в номерах не ниже 300 евро. А индийцам все это просто не нужно.

Их счета только растут, а тратить и не на что. Выбиваться слишком сильно в провинции не считается приличным. Обустраивать дом на европейский манер не считается удобным. Тратить деньги на бренды не считается нужным. Покупать заморские деликатесы не считается вкусным. На овощи, специи и молоко цена для всех одинакова. Только в доме богача, если он не вегетарианец, частым гостем будет мясо, тогда как для бедных это дорого.

По описанному выше, «западному» принципу живут индийские семьи, обитающие в крупных, современных городах. Я уже упоминала, что жизнь и менталитет там довольно сильно адаптированы под европейские. В основном так живут в Мумбае, Дели, Бангалоре. И часть людей из других крупных городов.

Есть еще богачи чисто индийского типа. Этакие махараджи. Как сорока тащит в гнездо все самое блестящее и яркое, так и эти индийцы пытаются придать свей жизни золотой оттенок. Высокие потолки с лепниной и позолотой подпираются колоннами. Стены украшены богатыми материалами. Резная мебель, сложные мраморные полы, персидские ковры, вазы. Ты как будто попал в музей. Все очень дорогое, роскошное. А главное – чтобы выглядело богато! 10 машин и вертолет для такого махараджи – далеко не предел. Только слонов не хватает. Он много путешествует, перемещаясь в автомобилях высшего класса или золотых вагонах, останавливаясь в отелях от 20000 рупий за сутки и ужинает как король – в ресторанах от 10000 рупий за ужин. С учетом того, что средняя заработная плата в провинции 2-5 тысяч рупий, а в городе в международной компании – 30000 рупий, для Индии это страшные растраты. В штате прислуги современного махараджи целая свита. И периодически в индийских новостях поднимаются темы, как некий богач забил палкой недостаточно почтительного слугу или наехал автомобилем на зазевавшегося охранника, не открывшего моментально ворота приехавшему господину.

О бедных.

По нашим меркам, бедной можно назвать, в принципе, большую часть населения Индии. Хотя многие из них относятся индийцами к среднему классу. У меня язык не поворачивается назвать людьми среднего класса тех, кто живет в сером безликом доме с несколькими полупустыми комнатами. Моется кружкой из ведра с холодной водой. Готовит на маленькой газовой горелке – овощные карри или мясные по праздникам. Жару переживает с помощью вентилятора под потолком, и является счастливым обладателем старого холодильника и выпуклого телевизора. На семью из 5-7 человек может приходиться 1,2 или 6 тысяч рупий дохода. И эти индийцы – счастливцы. Да, если кто-то заболеет или нужно отправить ребенка учиться – могут начаться сложности. Но в целом – у семьи есть дом, завтрак, обед и ужин и возможность периодически купить новое сари для дамы или рубашку для мужчины. А иногда даже покупается золото или телефон. В основном очень дешевый или даже подержанный. Дочери в такой семье организуют пышную свадьбу, а сыну купят мотоцикл.

Далее идут миллионы тех, кто на семью зарабатывает менее 1000 рупий. Мне даже сложно понять, как они выживают. Хотя у них есть самое главное – дом. Пусть он старый и маленький. Пусть в нем нет ничего, кроме 2х старых кроватей и набора посуды. Главное – он есть. И животные могут быть. И огород. У жены в такой семье либо 2-3 сари – ежедневное и нарядное, либо даже одно – пока не сносит совсем. Зато скромная еда всегда на столе. Правда, в ограниченных количествах. Например, только 2 лепешки чапати на едока. Зато жиденького супа из чечевицы -полная кастрюля. И сезонных овощей – горка. Однообразная, скромная еда не удовлетворяет, но и не оставляет голодными. Бедные индийцы выглядят очень худыми и маленькими. Страшно смотреть. Но чувствуют себя, на удивление, совсем не так плохо, как кажется на первый взгляд. У них есть свои маленькие радости. Дешевые жевательные смеси, так любимые и мужчинами, и женщинами. Походы в храм. Уличная еда за 2-10 рупий – как поход в ресторан. А маленький стаканчик масала-чаю с сахаром сгладит любую печаль. Религиозные праздники, поездки к родственникам, отдых по вечерам с соседями по улице. Эти люди живут. Живут полной жизнью. Они встроены в общество, пользуются некоторыми благами. У них бывают разочарования и позитивные моменты. Они не считают, что находятся за гранью. Хотя, конечно, мечтают о еде побольше и новом сари почаще.

Теперь о тех, кто находится за гранью. Живет жизнью не человеческой, а получеловеческой. Те самые обитатели построек из пленки, тряпок и картона. Либо и вовсе болтающиеся по Индии с одним узлом имущества. Это не бомжи, которые спились и оказались на улице. Это огромная категория людей. Известная всем, определенная в обществе, занимающая свою нишу. Эти люди живут в ужасных условиях. Они роются на помойках, одеваются в рваную, грязную, отталкивающую одежду. Занимаются самой грязной работой. Едят все, что придется, в том числе крыс. Грязные дети копошатся среди мусора и пыли. Я очень мало знаю про этих людей. Никогда с ними не разговаривала. Не знаю, что они думают и чувствуют. Но выглядят они явными аутсайдерами в своей стране. Честно говоря, я боюсь их. Сложно понять, как устроена голова, каков уровень интеллекта у людей, из поколения в поколение живущих в таких условиях. Когда ты с рождения видишь вокруг грязь, рванье, скудную еду. Когда твой дед снимает шкуры с умерших животных, отец снимает шкуры с умерших животных. И ты, лишь только в руках появляется сила, начинаешь помогать им снимать шкуры с умерших животных. Это очень грустно и печально. У детей из таких поселений нет будущего. Надеюсь, скоро страна поймет, что с этим надо что-то делать, и исправит ситуацию. Я спрашивала у знакомых индийцев, что они думают по этой теме. В целом, они относятся к этим несчастным спокойно. Все дело в их религии и мировоззрении, которые говорят, что у каждого есть своя роль. Именно та, которая должна быть. Индийцы не очень любят что-то менять, на что-то влиять. Они считают, что все идет именно так, как нужно. Не должно же у тигра быть пуховой перины, мягких ковров и торта на десерт. Он спит на холодной земле и ест сырое мясо. И не является менее несчастным, чем человек. Так и в кастах. Кто должен был родиться в самом нижайшем роду и чистить канализацию – тот так и родился. Спорная тема. И печальная.

Но все, конечно, не однозначно. Во многих своих «бедах» индийцы виноваты лично сами. Природная лень и особенности культуры, при которых ты ни за что не отвечаешь, а все складывается, как хотят боги, очень помогают индийцам оставаться бедными и несчастными. Как бы ни был индиец беден, он вполне может предпочесть работе отдых. Просто останется лежать на кровати или пойдет рыбачить – и пусть весь мир подождет! Это их философия. Я счастлив сейчас, в данный момент. Зачем мне работать на будущее, если это не позволяет мне радоваться жизни сегодня?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *