Блог русской жены индийского мужа. Наша жизнь в Индии, России и путешествиях.

Калейдоскоп осенних индийских праздников запущен. Ракшабандхан. Фестиваль братьев и сестер по-бхунделкхандски.

В мой повторный приезд, возвращение из российского бегства, Индия решила быть ко мне благосклонной и начала с позитива. Жара немного спала, на прилавках появились горы гранатов и яблок, сменивших манго, мы переехали в новое временное жилье на природе и окунулись в череду индийских праздников.

9-ти-дневный пророщенный рис для индуистских церемоний

Первым индийским праздником сезона был Rakshabandhan (Ракшабандхан) или, как его между собой называют индийцы, Brother-Sister festival – фестиваль братьев и сестер. Приходится Ракшабандхан на полнолуние индийского месяца шраван (июль-август). Это один из самых добрых и трогательных индуистских праздников. В этот день сестры молятся за братьев, повязывают им на руку ракхи – защитную фенечку-шнурок и угощают сладостями. После фестиваля можно ракхи хранить, носить, пока не развалиться или опустить в реку.

Оберегающие фенечки-ракхи.

Братья, в свою очередь, обещают защищать сестру и оберегать ее от всех проблем. Чаще всего участвуют родные и двоюродные сестры, но не обязательно. Любая девушка может повязать мужчине ракхи, и станет его названной сестрой. И жена брата вместе с ним получает ракхи от сестры.

Фестиваль Ракшабандхан. Красящие порошки для тикки и индийские сладости.

Как я уже упоминала ранее, отношение брата к сестре в Индии особое. Брат – защитник и второй отец. Он заботится о сестре всю жизнь, а она в ответ ухаживает за ним и оберегает. Честь сестры важнее собственной. Иногда мне кажется, что индийцы любят сестер больше, чем матерей. Организовать хорошую свадьбу для сестры для индийца также первостепеннее, чем свою. Часто ребята годами копят деньги, чтобы удачно выдать сестру замуж, и только потом начинают думать о себе. Даже «плохие» уличные парни в миг меняются, когда речь заходит о сестре. Сестра друга тоже является для индийца практически сестрой. Я спрашивала мужа, возможны ли такие браки. Например, выдать его сестру за одного из хороших друзей. Он говорит, нет. Мы росли рядом, и она теперь для него сестра, такие браки бывают очень и очень редко. 5ти и 7ми-летние мальчики из бедных семей постоянно носят или водят за руку на улицах своих маленьких сестричек. Когда мы приходим домой, сестра мужа, Анджули, всегда приносит ему еду, угощения. И не потому, что положено по иерархии, а с удовольствием и улыбкой. В Европе в наши дни такого не встретишь. Во многом Индия сегодня забывает свои старые традиции, стремится к западу или просто к удовольствиям. То же употребление мяса и алкоголя брахминами, невозможное ранее и такое популярное сегодня. Но все, что касается сестер, сохранилось. Я вижу это своими глазами каждый день.

Фестиваль Ракшабандхан в Кхаджурахо. Сестра повязывает ракхи брату.

В Индии у мужчины может быть много сестер и ракхи-сестер – названных. Между ними будут доверительные отношения, поддержка, теплые искренние чувства. Повязанная фенечка-ракхи исключает возможность романтических отношений. Даже в мыслях. Бывает, что девушка специально повязывает рахки приятному, но нелюбимому поклоннику, чтобы сохранить отношения, но определить рамки, за которые уже никогда не перейти.

Фестиваль Ракшабандхан. Сестра повязывает ракхи брату.

В этом году вся индия праздновала Ракшабандхан 29-го августа. А у нас, как обычно, немного своя культура — в бывшем княжестве Бхунделкханд, к которому относится наш Кхаджурахо, на этот праздник отводится два дня – 29-го и 30-го.

Праздник братьев и сестер индийцы стараются провести с семьей. Вышедшие замуж дочери возвращаются домой, чтобы навестить своих братьев. Мы выезжали из Дели как раз 29-го, чтобы успеть. Удивительно легко достали на этот раз билеты, ехали в полупустом поезде, даже по делийскому вокзалу прогуливались неспешно, без привычной толпы и суеты. Все индийцы уже сидели по домам, как в России под Новый Год.

Помятые и уставшие, мы въехали в Кхаджурахо, и индийский водоворот тут же затянул нас. По улицам под оглушительную музыку шли процессии. Барабанщики лупили по огромным железным махинам и в такт и не в такт. Трубачи весело дудели в трубы. Малышня катила тележку с каким-то музыкальным центром. Женщины несли на головах блюда с пророщенным рисом, который после церемонии-пуджи отдается в дар реке или озеру.

Фестиваль Ракшабандхан в Кхаджурахо.

Фестиваль Ракшабандхан в Кхаджурахо.

Фестиваль Ракшабандхан в Кхаджурахо.

Фестиваль Ракшабандхан в Кхаджурахо.

Фестиваль Ракшабандхан в Кхаджурахо.

Фестиваль Ракшабандхан в Кхаджурахо.

Фестиваль Ракшабандхан в Кхаджурахо.

Фестиваль Ракшабандхан в Кхаджурахо.

Я сначала подумала – свадьба. Потом увидела гордо вышагивающих в белом и традиционных тюрбанах мужчин, решила, что похороны.

Фестиваль Ракшабандхан в Кхаджурахо.

Оказалось, не то и не это, а просто с таким размахом празднуется фестиваль. Процессии стекались ко дворцу короля.

Фестиваль Ракшабандхан в Кхаджурахо.

Фестиваль Ракшабандхан в Кхаджурахо.

Фестиваль Ракшабандхан в Кхаджурахо.

Фестиваль Ракшабандхан в Кхаджурахо.

Тем временем дома творился переполох. Сестры съехались со всей Индии. Замужние двоюродные сестры мужа, тетки всякие, и даже дедушкина бабушка-кузина пришла. Мне немного не повезло – нужно было на час попозже приезжать – попала прямо на предпраздничную уборку. После приведения дома в порядок все должны и сами принять душ. Это обязательное действо перед каждой индуистской церемонией.

Дальше началось самое интересное. Принарядившиеся сестры заготовили сладости и чопру – металлические блюда, использующиеся в пуджах. На блюде – оберегающие фенечки-ракхи, тарелочки с порошком – ставить тикку на лоб, вода, рисовые зерна, лепестки, сладости и т.д.

Фестиваль Ракшабандхан в Кхаджурахо. Гулар для тикки, сладости и рахки — все готово.

Мы в ответ заготовили подарки – шарфики. Каждая сестра подходит с чопрой и первым делом ставит тикку – пятнышко порошка на лоб. Тикка обычно бывает красной – ингур, желтой – халди, розовой – гулар или оранжевой – синдур. Цвет не важен, можно использовать любой из этих 4х. В храмах еще золой или углем любят тикку ставить, беря немножко от святых мест.  Чаще всего по окончании пуджи ставят ингур. Потом сестра завязывает на руку ракхи и угощает сладостями.

Фестиваль Ракшабандхан в Кхаджурахо. Сестра повязывает ракхи своему брату — отцу Анджула.

Сладости индийцы кладут прямо друг другу в рот. У нас это выглядит слегка странно, а в Индии – в порядке вещей кормить друг друга с рук.

Анджули угощает индийской сладостью

В ответ мы дарим сестре подарок и деньги. Мы только и успевали получать тикку нового цвета на лоб, ракхи на руку и кусочек сладости в рот. Всего у нас 6 сестер, и к середине дня на моей руке красовались 6 фенечек, обеспечивая прочную защиту; а на лбу — творческое пятно всех цветов радуги.

Объевшись сладостями, мы отправились на народные гуляния. Возле дворца король, самые знатные священнослужители и почетные жители закончили свою церемонию. Счастливо улыбаясь, они ставили друг другу тикки.

Фестиваль Ракшабандхан в Кхаджурахо. Тикка на удачу.

Фестиваль Ракшабандхан в Кхаджурахо.

Фестиваль Ракшабандхан в Кхаджурахо. Наш мэр.

Зрители распределились вокруг, пытаясь вжаться в редкие пятачки тени. Как и положено – джентльмены – отдельно, дамы – отдельно.

Фестиваль Ракшабандхан в Кхаджурахо.

Фестиваль Ракшабандхан в Кхаджурахо.

Фестиваль Ракшабандхан в Кхаджурахо.

Оркестр обессилел от жары и уже не мог играть свою кокофонию.

Фестиваль Ракшабандхан в Кхаджурахо.

Фестиваль Ракшабандхан в Кхаджурахо.

С религиозной частью было покончено, пора приступать к самому интересному. Всей Индии после повязания ракхи остается только есть праздничный ужин. А в Кхаджурахо все только начинается. Сюда съезжается вся округа. Каждый год в день Ракшабандхана у нас проходят соревнования по стрельбе из ружья.

Соревнования по стрельбе из ружья в Кхаджурахо.

Соревнования по стрельбе из ружья в Кхаджурахо.

Я и представить не могла, что в Кхаджурахо, оказывается, столько любителей пострелять. Кого стреляют эти миролюбивые вегетарианцы на полупустынных просторах Индии?

Соревнования по стрельбе из ружья в Кхаджурахо. Народ подтягивается.

Соревнования проходили у главного озера. Для более важных гостей сколотили трибуну, поставили пластиковые стульям и постелили ковровые дорожками. Народ попроще расположился вокруг, на гаатах – каменных ступенях у воды. Окрестные крыши проседали под набившейся на них ребятней.

Соревнования по стрельбе из ружья в Кхаджурахо. Зрители.

Соревнования по стрельбе из ружья в Кхаджурахо. Зрители.

Соревнования по стрельбе из ружья в Кхаджурахо. Зрители.

Соревнования по стрельбе из ружья в Кхаджурахо. Зрители.

На островке виднелись мишени для стрельбы – шары. Организация для Кхаджурахо – на высшем уровне. Были даже камеры у мишеней, видео с которых транслировалось на плазму. Всего заявку на участие подали 36 стрелков. Требование лишь одно – наличие ружья.

Соревнования по стрельбе из ружья в Кхаджурахо.

Мы, ни на кого не глядя, деловито прошли мимо охраны на трибуну для участников и почетных гостей и уселись на VIP-пластиковые стулья. Несмотря на то, что ружья у нас не было, никто не задал вопросов. Видимо, из-за моей иностранности.

Соревнования по стрельбе из ружья в Кхаджурахо. «VIP»-зал:)

По итогам должны были определиться 3 победителя. Приза за первое место – 3000 рупий, за второе – 2100, за третье – 1500. И, что более важно – кубки. Первым выступал наш кхаджурахский король.

Соревнования по стрельбе из ружья в Кхаджурахо. Король готовится к победе.

Стреляющий должен залезть на постамент, сесть с ружьем в позу лотоса, озвучить, какую мишень выбирает и выстрелить 3 раза.

Соревнования по стрельбе из ружья в Кхаджурахо. Стрелок готов.

Соревнования по стрельбе из ружья в Кхаджурахо.

Когда король промазал в 1й и 2й разы, я заволновалась. Нехорошо как-то, если опозорится. Но с третьего он сразил мишень. Народ в Индии простой и короля своего любит и уважает. Бурные овации звучали долго. Король является главным по административному округу, а его жена – мэром Кхаджурахо. «Что он для вас сделал? Посмотри, какой убогий городишко??» — спросила я мужа. «Как и все чиновники, он не сделал ничего хорошего, но и никогда ничего плохого не сделал никому тоже – ни конкурентам, ни одному бедному человеку. Поэтому к нему и относятся хорошо».

Соревнования по стрельбе из ружья в Кхаджурахо.

Соревнования по стрельбе из ружья в Кхаджурахо.

Далее к выстрелу пригласили серьезного богача из соседнего города.

Соревнования по стрельбе из ружья в Кхаджурахо.

Он выстрелил так близко к шару, что никто не мог понять – попал или нет. После громких и крикливых индийских дебатов было принято решение заслать разведчика. Несчастный дед погрузился в лодку и медленно погреб на остров под палящим солнцем. Дед нервничал и не верил, что пока он там, стрелять никто не будет. Когда он плыл обратно, новый стрелок уже занял позицию. Так быстро дед не греб никогда в жизни. Бедняга чуть не вывалился из лодки. Зрители-обладатели не тонкого чувства юмора чуть ли по полу не катались, угорая над ним. А серьезный богач, кстати, промазал.

Соревнования по стрельбе из ружья в Кхаджурахо.

Как и во всех рыцарских турнирах, победил, как ни удивительно, король. Анджул говорит, что он хороший стрелок. Я никогда ничему не верю на 100% и думаю, что все могло быть подстроено. Но мужу свою версию не озвучиваю.

Еще об индийских праздниках:

В Манали на мото-байке: храм Хадимбы (Кали) и летний фестиваль долины Куллу.

И о праздниках вне Индии, на которых мы побывали:

Поездки по области Кинтамани на Бали

1 комментарий

%d такие блоггеры, как: