Блог русской жены индийского мужа. Наша жизнь в Индии, России и путешествиях.

3 дня индийской свадьбы. День №3 — Главный день.

Индийцы любят новые технологии — во многих направлениях страна активно развивается. Про таланты индийских программистов знает весь мир. Но вот в вопросах семьи, социальных взаимоотношений и быта они предпочитают подходы, проверенные годами. Индия прошла периоды буддизма и владычества мусульман, эпоху Великих Моголов, господство португальцев, а затем англичан. Новые культуры жили бок о бок с ведизмом столетиями. Но несмотря на это, все важнейшие традиции, касающиеся жизненного пути индийца от рождения до смерти, выглядят так же, как и тысячи лет назад. Конечно же, это относится и к свадьбе, которую здесь называют Саади или Вивах.

В индийской свадьбе много этапов и обрядов– разнообразных, интересных и очень красивых. Связанных с религией, приготовлениями, переговорами, красотой. Самые важные традиции сохранились со времен арийцев и Ведической культуры практически неизменно! И сегодня индийцы продолжают считать, что брак – это союз не только двух людей, но и их бессмертных душ тоже. Причем на все 7 жизней. А также, конечно, союз кланов (семей) жениха и невесты.

В этой статье о главном свадебном дне расскажу немного теории, добавлю своих личных наблюдений и впечатлений. В конце поделюсь тем, как все было на свадьбе Анджули, пройденной мной от и до. Фотки по большей части из интернета — для наглядности. На праздниках я предпочитаю отдыхать и мало фотографируюJ Как и всегда, оговорюсь – Индия разнообразна, в разных ее регионах встречаются существенные отличия, я близко вижу и описываю то, что происходит именно в Центральной Индии, а еще уже – в бывшем княжестве Бхунделкхад).

В главный день индийской свадьбы происходит непосредственно сочетание браком — религиозная пуджа, а также праздник для гостей. Праздник проходит вечером, а вот пуджа – еще только последующей ночью. Но для невесты, родственниц и подруг самое интересное и любимое начинается уже после обеда!

Наряды на индийской свадьбе.

Любая невеста, вне зависимости от уровня достатка семьи, уделяет своему внешнему виду на свадьбе огромное внимание. Это же самый важный день в ее жизни! К одной в дом приезжают стилисты, вторая идет в салон красоты, третью собирают подруги. Но, в любом случае, все необходимое для обретения максимальной красоты будет сделано.

А именно:

Свадебное платье. В Индии свадебным нарядом чаще всего является лехенга-чоли – длинная юбка и блузка. Поверх костюма искусно оборачивается широкий и длинный шарф-платок-накидка – дупата. Он и голову покрывает, и слегка прячет открытые части тела, и нарядные объемные оборки добавляет. Иностранцы такой костюм принимают за сари, но если присмотреться, то разница видна. Это не единый намотанный кусок ткани, и именно юбка+шарф сверху. Лехенгу одевают не только на свадьбу, но и на самые разные праздники. Есть простые варианты, а есть многослойные или очень богато расшитые. На свадьбу в нашем регионе одевают в 99-ти процентах красную или бардовую лехенгу с золотом и серебром. Красный цвет положен по Ведам. В других местах встречаются фиолетовые, зеленые, бежевые, голубые варианты. Есть регионы, где свадебный наряд — это сари или даже туника с шароварами – сальвар-камиз. А вообще сегодня уже что угодно можно увидеть, особенно в крупных городах. Современные индианки тянутся к западу и переходят на цельные платья. Кто-то даже на белые (хотя изначально в Северной Индии это цвет траура, который носят вдовы). Наряд не всегда подгоняют по размеру. Для индийцев важно не качество, а общее впечатление. Маленькие огрехи при огромном количестве блеска, красок и вечернем освещении никто уже не замечает. Затянул кое-как, булавками приладил где нужно — и норм. Главное, красиво закрепить дупату. Это целое искусство, которым чаще всего занимаются девушки из салонов красоты – они знают множество вариантов, которыми можно обернуть эту накидку и организовать по наряду складки.

 

Блестящие туфли. Без золотой или как минимум сверкающей обуви никуда! И если невеста очень маленького роста, то ее обязательно ставят на огромные каблуки.

Свадебный комплект украшений. Тоже обязательный элемент наряда. Включает в себя длинное объемное ожерелье, широкое ожерелье под шею, серьги, кольцо в нос – натх (носится в левой ноздре, символ замужней женщины), украшение на пробор — манг-тикка, браслеты на руки выше локтя, браслеты на запястья, часто соединенные с кольцами на пальцы, пояс. Обычно на свадьбу одевается комплект из недорогого металла со стеклянными камнями. Зато какого тонкого и красивого узора! В сочетании с царской лехенгой выглядит просто волшебно! А золотые украшения – часто очень объемные и практически повторяющие свадебный набор – на свадьбу покупаются как приданное или дарятся невесте семьей жениха. Но одеваются уже после свадьбы. У богатых индианок и свадебные украшения могут быть полностью драгоценным. Но стоить вся эта красота будет миллионы. Ведь даже средне-объемный полный набор из золота, совсем без камней стоит от полумиллиона до миллиона рублей…

Стеклянные браслеты чури. Цветные браслеты (парные — на каждой руке должно быть одинаковое количество, одинаковые цвета, одевают их в композиции с другими, объемными и инкрустированными браслетами) – элемент наряда замужней индианки. Девушки и до свадьбы часто носят чури как украшение, но уж после – обязательно всегда надевать хотя бы по одному на каждую руку. И на свадьбу, несмотря на уже одетые блестящие нарядные браслеты невесты, маленькие чури тоже нужно добавить. Обычно черные – от сглаза.

Паял — серебряные браслеты на ноги. Чем объемнее – тем лучше. И колокольчики на них обязательно повесить — чтобы звенели при каждом шаге. Тоже останутся ежедневным атрибутом индийской жены с этого дня.

Красный кружок — бинди. Разноцветные бинди девушки клеят на лоб для красоты, но теперь, в день свадьбы, и дальше – каждый день, бинди должен быть именно красного цвета, как священный знак замужней женщины. Некоторые невесты также клеят маленькие бинди в виде узоров над бровями. Видела в фильмах, а вживую ни разу.

Прическа. В современных местах бывают варианты распущенных волос и западных причесок. В некоторых регионах заплетают косы и украшают прическу цветами. У нас в Бхунделкханде все как одна делают пучок, часто с высоким начёсом от лба. Вообще наши (бхунделкхандские) индийцы очень традиционны и довольно одинаковы в одежде, макияже, организации гостиной дома, фуршета, дня Рождения, наборе блюд на разные поводы. Побывав на 5ти свадьбах, понимаешь, что все невесты, декорации и десерты были одинаковы… Хотя, индийцы, наверное, могут также подумать и о России – они тоже обобщат все наши старания до красной рыбы и белого платья.

Ногти. Что такое маникюр, индианки понимают довольно смутно. Но быстренько, не заморачиваясь об аккуратности, намазать ногти ярким лаком на свадьбу нужно.

Эпиляция. Главное – руки. Остальное иногда игнорируется) Натуральные ножки никого не смущают)) Но вот руки с волосами – фу, какой ужас!

Мехенди на руки и ноги. Узоры уже обязательно нанесли заранее, на вечеринке хны.

Макияж. Яркий, восточный, сильный. С обязательной красивой черной подводкой глаз (называется каджал) и насыщенными красными губами – в этом индийцы мастера.

Черная точка где-нибудь сзади под волосами. Важный завершающий штрих. Чтобы не сглазили.

Жених чаще всего одевается в традиционный мужской наряд. Нарядный и блестящий, красно-бежево-серебряно-золотой, в тон наряду невесте. Длинный пиджак-кафтан с брюками с застегивающимся воротником – шервани. Хотя многие постепенно переходят на западные костюмы. На ногах – национальные нарядные туфли джути, расшитые нитями, бисером, часто с огромными загнутыми носами) А на голове у жениха для полного великолепия должен быть тюрбан – пагди или саафа. Часто жениху делают и свадебный макияж тоже.

Наряды гостей.

Все остальные участницы свадьбы повторяют все те же манипуляции, что и невеста, хотя и с меньшим размахом. Лехенга, сари, варианты платьев. Могут быть и джинсы с блузками. Красивый, хоть и не такой яркий, макияж. Немного украшений. Мужчины тоже уделяют внешнему виду серьезное внимание. Костюм, пиджак с джинсами или хотя бы нарядная рубашка. Кроссовки или туфли. Большинство предпочитает современную одежду, но некоторые одевают национальный костюм из брюк и длинной туники – от простой, до расшитого кафтана. Члены семьи могут накручивать саафу.

Подготовка лука занимает несколько часов. Родственники и близкие гости бываю готовы только часам к 9-10 вечера)

Молодые еще заняты макияжем, а в это время в организованной под свадьбу танцевально-фуршетной зоне многочисленные гости уже начинают угощаться.

Еще про индийскую одежду и моду: Больше красок, блеска, масла. А главное — сочетаем несочетаемое. Индийская мода.

Свадебный фуршет.

Про праздничное угощение я уже писала вот тут. В основной свадебный день все похоже — лишь гостей побольше. Вместительный холл или, чаще всего, открытая территория, украшенная арками, фонтанами, колоннами, цветами, навесами из цветных тканей и другими декорациями. Длинные столы с едой. Большие тарелки. Самообслуживание. И, далеко не всегда, – салфетки, ложки, вилки. В нашем регионе и на свадьбах богатых людей ложки обычно только пластиковые, да и то через пару часов заканчиваются…На свадьбах победнее думаешь не о ложке – иногда бывает сложно найти чистую тарелку, так как их наспех и кое-как моют после предыдущих гостей…

Еда: овощные индийские блюда, блюда с сыром-паниром, чечевица, салат (свежие нарезанные овощи), индийские снеки, жареные в масле лепешки пури или лепешки роти из печи-тандура, рис, десерты – чаще всего гулаб-джамун и морковная халува, вода. Это минимум. Далее могут быть дополнительные блюда, которые готовят прямо при вас: южноиндийская лепешка из рисовой муки- доса, лапша-чоумен, пани-пури — пустые пирожки, в которые перед закидыванием в рот быстро наливается начинка. Это практически максимум, который я за 7 лет видела в нашем регионе. Раза 3 попадалось мороженное, 1 раз видела отдельный зал с мясной едой (курица, козлятина), пару раз -фруктовый салат. На половине фуршетов чисто индийская атмосфера – еда рассыпана и разлита по столам, газон усыпан пластиковыми стаканами и тарелками, у мусорок угощаются собаки. На половине свадеб было более чисто и организованно. Возможно, это все-таки зависит от того, во сколько мы приходили – в начале или в конце) Знаю, что люди из крупных городов организовывают красивый фуршет с западными блюдами, разными напитками, алкоголем, столовыми приборами и т.д. Но мне пока не предоставилась возможность попасть на такую свадьбу…

Еще про индийскую еду: Как питаться вкусно, сытно и без мяса. Индийская кухня.

Открывается свадебный стол около 7ми вечера, а закрывается около часу ночи. К началу персонал стоит по местам, все чисто и красиво. У входа гостей встречает кто-то из родственников невесты. Иногда нанимают нарядных «стражей» с палками или барабанщиков, приветствующих гостей. Все это мероприятие организуется стороной невесты, и ее гости приходят первыми. Родственники и гости жениха прибудут позже – в 10-12 часов вечера. Когда мы с Анджулом приглашены со стороны жениха, если мы не близкие к нему люди и не участвуем в его процессии, то приходим поесть пораньше. Но стараемся оттянуть момент хотя бы до 9ти. Прийти со стороны жениха к 7ми считается не совсем принятым, хотя никто не выгонит.

На индийскую свадьбу приглашают 500, 1000 и 5000 гостей. Всех родственников, друзей, знакомых, представителей каст, которых положено пригласить в соответствии с нахождением семьи в социуме. Приглашение приходит на семью, и по нему может прийти как один представитель, так и 10. Можно и друзей с собой взять. Так на свадьбы часто попадают туристы. Их берут с собой приглашенные сотрудники отелей, тук-тукеры, помогайлы и другие появившиеся в путешествии знакомые. Причем есть интересный момент. Оплачивает фуршет семья невесты. Поэтому, если ты приглашен с ее стороны, считается не очень приличным прийти толпой) А если со стороны жениха – бери кого хочешь, не мы же платим за еду)) Вот такие хитрецы.

Не близкие к семье гости приходят, угощаются едой, обмениваются приветствиями и новостями со знакомыми и уходят. Поток движется в обе стороны непрерывно. В сезон мы бывает попадаем таким образом на 3 свадьбы за 1 вечер) Иногда одеваем джинсы поновее, иногда вообще идем как были. Если ты не в близком круге, поход на свадьбу не является чем-то из ряда вон выходящим – народ смеется: «где сегодня едим бесплатно?»

Вскоре после начала фуршета потихоньку начинаются танцы. Для них всегда организована отдельная площадка с огромными колонками и диджеем. Первыми танцуют дети, после 9ти их сменяют подвыпившие парни. У нас в Кхаджурахо на танцполах, среди тех самых детей и подвипивших парней часто встречаются туристы:)  Но такой приятной, веселой атмосферы, когда танцуют все, как это бывает в более узком кругу (на вечеринках хны и куркумы, например) — на таком массовом празднике не застать.

Наевшись, гости быстро собираются на выход. Посещение свадьбы, если ты сегодня не звезда танцпола, занимает от 10 до 30 минут. У выхода сидит с большой тетрадью кто-то из членов семьи. Здесь гости со стороны невесты оставляют деньги, обязательно уточнив, на какое имя записать «взнос» в тетрадь. Даже 10 рупий аккуратно фиксируются. Чтобы потом, когда у этой семьи будет свадьба, поднять записи – «ага, сколько там они дали нам 2 года назад?» — и подарить им не меньше (или не больше!). Мы обычно записываем в тетрадь дедушку или папу – смотря на кого приглашение пришло. В последнее время Анджул решил при всякой возможности упоминать и наш отель, поэтому он делит деньги на 2 части – половину записывает на дедушку/папу, половину – на Hotel Ramayana) В зависимости от близости к семье и своего достатка – оставляют и 30 рупий, и 50, и 100. Люди чуть побогаче — 200-500. Про членов семьи и близких не говорю – они обычно дарят подарки или вкладываются в приданное в другом формате. По нашим меркам все это копейки. Но с учетом того, что средняя з/п в Центральной Индии – 4000 рупий, а в сезон свадеб люди получают 10-20 приглашений в месяц – 50-100 рупий выглядят вполне логично и прилично.

 

 

Свадебное веселье и первые церемонии.

Близкие друзья и родственники направляются к месту свадьбы попозже. Часов в 9-10 собирается сторона невесты. Хорошенько нарядившиеся индийцы кушают и занимают места на стульях перед пока еще пустой сценой. Невеста с сестрами и подружками завершает приготовление наряда и ждет. Она приедет позже. После жениха.

Жених со своей процессией начинает движение довольно поздно — в 9, 10, 11 часов вечера. Специально нанятые женщины несут красивые кувшины, мальчишки – красивые световые штуки, барабанщики играют индийскую свадебную мелодию, и тут же обязательно едет машина с ди-джеем и колонками. Жених восседает на коне (или на слоне, верблюде, в карете, на машине), а его родственники и друзья безудержно пляшут под музыку. Движется такая процессия от одного до нескольких часов. При наличии бюджета добавляются танцующие лошади и фейерверки.

У первой арки, ведущей к месту свадьбы, процессию жениха встречают родственники невесты. Приветствие включает в себя церемонию аарти (светильником с огнем, стоящим на подносе, несколько раз водят перед гостем, как обычно на пудже перед статуэткой бога), вручение венков из цветов или обсыпание лепестками, нанесение тилака из цветных порошков на лоб для защиты и на удачу, угощение сладостями.

Далее жених проходит к месту церемоний. Одни проводят церемонии на праздничной сцене. Другие на сцене помещают только кресла/диван для молодых, а для церемоний делают отдельную красиво украшенную площадку-шатер – мандап. Пока будущему мужу не спешат отдавать его невесту. Сначала он проходит небольшую пуджу с участием ее брата, причем желательно двоюродного, со стороны сестры мамы. И вот теперь наконец счастливый жених готов встретиться со своей суженной. Часто это бывает лишь вторая их встреча – если делали помолвку; или третья – если были смотрины.

Невеста на лошади не приезжает. Ее привозят на машине. Красиво, медленно она идет к жениху под музыку и фейерверки. Ведут ее незамужние сестры и подруги. Конечно, единого сценария в индийской свадьбе не может быть – слишком много нюансов. Но есть любимые индийцами моменты. Например, когда жениху передают руку его будущей жены. Он стоит на сцене или у мандапа, а девушки берут руку невесты и вкладывают в его руку. Он помогает ей подняться и стать рядом с ним.

Второй красивый обряд – обмен свадебными ожерельями из цветов – священной джаймалой.

Это обязательный и очень важный этап, один из непосредственно фиксирующих факт заключения брака – примерно как обмен свадебными кольцами у нас в России. Пришел из Вед без изменений. Ожерелья одеваются под радостные возгласы и аплодисменты, после чего первая официальная часть «для всех» завершается. Можно расслабиться, продолжать есть и танцевать. Ну, или просто сидеть на креслах перед сценой, как это обычно делают традиционные индийские дамы. Теперь жених с невестой будут сидеть на сцене до конца вечера, а гости будут по очереди подходить для поздравлений и совместного фото с ними. Фотосессия может занять не один час. Здесь же могут отдавать деньги и подарки. Вот такая интересная последовательность: свадебная пуджа еще впереди, а поздравления уже приняты:)

Индуистская свадебная пуджа.

Ночью наступает время для основного этапа свадебного таинства – пуджи. Час определяет жрец. У нас это обычно часа 4 утра. Гости давно спят, а для жениха и невесты обряды только начинаются)) Брак – серьезное дело. И обычно на всю жизнь. До сих пор количество разводов в Индии крайне низкое.

Свадебная во многом похожа на любую другую важную пуджу. В ней присутствуют все основные элементы: очаг, подношения, статуи и изображения богов, у которых сидят проводящие пуджу – в данном случае жених с невестой и жрецы. В какие-то моменты вступают со своей ролью родственники. Читаются определенные мантры, богам подносятся кокосы, цветы и сладости, бананы, травы и рис. Им (богам) ставится тилак на лоб разными специями и порошками. Брызгается вода. Совершается хаван — подношение священному огню промасленных семян и зерен, сопровождающееся мантрами и повторением слова «свааха». Что-то делается парой по очереди. Что-то делает жених, а невеста придерживает его руку своей. Все это длится не менее часа, а может и несколько часов.

Ритуалы ставят мужа в положение бога по отношению к жене. Теперь она должна относиться к нему именно так – боготворить, любить, ухаживать, заботиться, почитать, не раздражать, не надоедать и не мешать, делать все для его счастья. А для мужа жена – сокровище, самый ценный подарок, полученный им от жизни, его домашняя богиня Лакшми — источник сил, энергии, вдохновения и удачи. Супруги становятся неразделимыми спутниками на пути дхармы.

Одним из самых трогательных моментов является Канья Даан (канья  — девственница, даан — дар). Родители невесты кладут правую руку девушки в правую руку жениха и под пение мантр передают ему дочь. Отец просит зятя дать клятву помогать будущей жене достичь трёх главных целей (ценностей) жизни по индуизму: дхармы (морально-этического и религиозного долга), артхи (материального благополучия), камы (удовольствий, любви).

Синдур – окрашивание пробора красным порошком или специальной густой помадой. Во время свадебной пуджи жених делает это впервые. А дальше жена будет сама подкрашивать каждое утро.

Мангалсутра — свадебное ожерелье из золота и черного бисера. Муж торжественно одевает его невесте на шею. Традиционные индианки никогда не снимают мангалсутру после свадьбы – считается, что она оберегает мужа. А современные носят ее лишь по настроению как украшение и часто имеют несколько штук разного дизайна.

Бичия. Парные кольца на пальцы ног. У свадебного очага невесте одевают их впервые. Делает это в идеале жена брата.

7 кругов вокруг священного очага. Самый важный, красивый и трогательный момент. Бог огня Агни является проводником между остальными богами и людьми, и именно его призывают в свидетели образования нового священного союза. Первые 3 круга ведет невеста, потом она уже следует за женихом. Жрец читает специальные мантры, которые достигают богов.

До прохождения 7ми кругов невеста сидит справа от жениха, а потом пересаживается налево. Это символизирует то, что теперь она ближе к его сердцу. После прохождения этого обряда жених и невеста связаны навечно и уже неразлучимы. С этого момента родительский дом больше не является ее домом, она принадлежит мужу, и ее дом в его доме. Теперь девушка должна следовать за ним до самой смерти.

Это в общем. А теперь продолжим свадебную историю Анджули.

Закончили в прошлый раз на этом:

Куркума давно закончилась, все были вымазаны не по одному разу. Но еще долго не хотели расходиться: в последний, и еще раз в последний раз включали любимые болливудские хиты, фотографировались или просто болтали, сидя на траве.

До свадьбы оставалось несколько часов. Жених уже выехал из Гуальера. Скоро будем наряжаться…

Сегодня мне предстояло впервые одеть праздничную лехенгу. Не свадебную, конечно, но тоже расшитую и нарядную. По поводу макияжа и прически я думала долго. Хотелось яркости, а особенно, черного каджала вокруг глаз. Но умения местных стилистов вызывали серьезные опасения. В Кхаджурахо свои понятия о красоте и умеренности. У девушек другая структура волос, другая кожа и типаж лица. Здесь просто не умеют работать с иностранцами. Решила наряжаться сама. Но в последнюю минуту 2 молодые тетушки уговорили меня и захватили с собой. Лучший салон был занят Анджули, поэтому мы пошли в средний. Там нас ждали две барышни. Убедительного впечатления они не производили, и я тщательно объяснила, как нужно сделать макияж и прическу, показала фотографии – так хочу, а так — ни в коем случае! «No problem, mam!»

Скоро стало ясно, что макияж они умеют делать не лучше, чем я. Да и, конечно же, у них не было нужных мне тонов. С горем пополам и не с первой попытки сделали основу и нанесли тени. Брови мне стриганули ножницами, как только я отвернулась, и накрасили черным за неимением коричневых оттенков, которыми обычно пользуюсь. Зато каджал и красные губы были великолепны! На лоб наклеили бинди. Одели лехенгу и закрепили складками дупату. В общем, я осталась довольна результатом. Только дома еще подкрасилась сама и причесалась чуть-чуть.

А вот с прической не пошло. Вместо легких волн мне сделали первые две букли, и никакие попытки объяснить, что это совсем не то, что я показываю на фото, к успеху не привели. Девушка говорила «yes, mam» и повторяла в точности то, что делала до этого. Букли я намочила и распустила, и от прически отказалась вовсе. Чтобы как-то порадовать меня, мне предложили накрасить ногти ярко-красным лаком. Имеющийся бежевый меня вполне устраивал, но я поддалась на уговоры. Не успела и глазом моргнуть – а она уже красит поверх моего старого))

Моей тете повезло меньше. На ней отыгрались, щедро нанеся розовых теней, сделав странный пучок и букли по бокам – прямо как во времена Гордости и предубеждения. Вторая тетя, посмотрев на наши мучения, благоразумно отказалась от услуг, сославшись на нехватку времени. Так что, девушки, будьте осторожны в индийских салонах красоты! Выбирайте их тщательно, и если вы не в крупном городе – лучше захватите свою косметику) Возможно, мне просто не повезло с местом, в котором живу, но здесь я не могу решиться ни на стрижку, ни на эпиляцию, ни на какие-нибудь процедуры для кожи.

Анджули была в лучшем салоне и тоже страдала. Звонила нам в слезах. Тон лица казался ей слишком темным, тени слишком яркими, начес высоким. Кто-то вез ее драгоценности и безбожно опаздывал. Но все равно она выглядела как богиня в своей красивейшей красной лехенге, расшитой с блеском.

На обратном пути домой мы с тетями слышали грохот праздничных барабанов Ануджа – он уже двигался в сторону свадебного сада. Но сходить посмотреть было нельзя. Сегодня я не турист, а сторона невесты)

У Анджула все было проще – он быстро нарядился в джинсы и пиджак, и мы, пока процессия жениха подтанцовывает в нашу сторону, отправились проверить организацию фуршета и поесть. Столько раз мы были на свадьбах. И в конкретно этом месте – «доме свадеб» с большим газоном для проведения мероприятий, тоже. А сегодня это свадьба нашей семьи) Совсем другие ощущения. Праздник был уже в разгаре. Бесчисленные тетушки, бабушки и троюродные сестры, съехавшиеся на свадьбу, расположились перед пока еще пустой сценой на лучших местах. Члены семьи папы держались свободно и явно чувствовали себя как дома. Члены семьи мамы, как более низко расположенные по семейной иерархии, были скромны. Парни отжигали на танцполе, гости расхаживали с тарелками. Кого здесь только не было! Только сегодня я осознала, что стала местной в Кхаджурахо – столько знакомых, а кого не знаю – узнают меня! Не сложно запомнить 3х живущих в Кхаджурахо иностранцев)

Я так волновалась, как выгляжу в лехенге, что не могла есть. В первый раз же — не привычно и не комфортно. И родственники, постоянно подходившие, смущали. Было 6е февраля, и погода стояла довольно холодная. Но я, как и остальные девушки, не могла позволить себе спрятать красоту, поэтому грелась кофе.

Вскоре ко входу подъехал жених. Из кареты он пересел на белого коня, чтобы торжественно приблизиться верхом. Но конь попался с нравом, он брыкался и пару раз порывался бежать. Собравшаяся толпа шарахалась и пару раз чуть меня не задавила. Вокруг стоял оглушительный грохот от музыки и фейерверков. Было по-индийски весело! Мама приветствовала Ануджа аарти, тилаком на лоб, сладостями и символическим денежным подарком. На его родственников мы одели гирлянды из цветов и повели всех внутрь.

Отдельного мандапа у нас не было, так как основной церемониальный очаг был сооружен рядом с домом, в саду. Поэтому маленькая пуджа между женихом и нашим двоюродным братом прошла на сцене, в уголке. После нескольких похожих церемоний глаз уже замыливается, поэтому, пока жрец колдовал, мы как-то больше на десертах сконцентрировали внимание. Но дедушка, как обычно, за всем следил.

Теперь пришло время появиться невесте. Я крутилась и тут и там – мне все было интересно. Поэтому, завершив участие в группе, встречающей жениха, я переметнулась в группу, ведущую невесту – в машину к незамужним сестрам и подругам. На тот момент моя индийская свадебная пуджа еще не состоялась, поэтому, в соответствии с тем, как удобнее, я могла считаться и замужней, и незамужней. В общем, меня приняли в компанию подружек невесты. Тем более, что и Анджули, и семья жениха были рады тому, чтобы я была на основных фото. Все, кто бывал в Индии, наверняка успели столкнуться с любовью индийцев к фотографиям с иностранцами)

Машина заехала прямо в галерею, мы торжественно вышли под грохот барабанов и повели Анджули. Невеста так переволновалась и устала, что даже если бы не традиции, ее все равно пришлось бы вести под руки. Перед сценой руку Анджули передали Ануджу, и он помог ей подняться. Далее был обмен свадебными ожерельями из цветов – священными джаймалами. Все очень трогательно и красиво.

В течение следующих 2х часов родственники и друзья подходили для участия в фотосессии с молодыми. Эта часть может показаться скучной стороннему гостю, но мне было интересно рассматривать и пытаться запомнить членов семьи. Со многими удалось пообщаться более близко и наконец запомнить – кто кем кому приходится) Родственники у меня, на самом деле, просто замечательные, и очень по-доброму ко мне относятся. В России у меня никогда не было столько родственников!

К 12ти народ разошелся. Гости — по домам, родственники – отдыхать перед ночной пуджей. Остались только жених с невестой, фотографы и несколько братьев. В спокойной обстановке провели фотосессию первого совместного ужина молодых и еще 150 фото на сцене сделали.

Повеселившись и наконец расслабившись узкой компанией, мы отправились к дому и отелю, превратившимся в большой лагерь, наполненный родственниками. Кто-то прогуливался, кто-то спал, кто-то клевал носом у очага. Семейный жрец замерз и по-индийски повязал голову шарфом. Я тоже оделась в теплое пальто и решила немножко посмотреть пуджу. До основной было еще часа 3, пока какие-то не обязательные священнодействия проходили родители. Сил не было совсем, поэтому практически всю остальную пуджу я предательски проспала… и хаван, и 7 кругов, и синдур. Пришла в тот момент, когда жрец освящал подаренное женихом золото. После этого все по очереди подходили благословить молодых, в очередной раз нанеся на них куркуму, разведенную водой и помахав над их головой деньгами (которые идут в карман наау, про которую я писала здесь). В ответ получали благословение от жреца и прасад. Мне как гостю Индии достался большой лист с целым кокосом и сахарными шариками.

Жених с невестой теперь уже стали мужем и женой, основные обряды были завершены, оставалось лишь немного традиционных активностей. Этим же утром невесте положено уезжать в новый дом. А для начала нужно попрощаться со старым. Этим утром молодая впервые заходит в родительский дом вместе с мужем. В семейном уголке бога им предстоит пройти еще одну небольшую пуджу. Уже без жреца, по-домашнему. Потом прямо там же проходит традиционная игра с угощением друг друга сладостями. Проводить ее должна я, как жена брата, а мне помогала одна из тетушек. Мне первой в нашем доме положено угостить Ануджа сладостями и дать ему из своих рук попить воды из стакана. Потом невеста с женихом угощают друг друга и ругаются: то мне много, то мало, то не хочу, то все выхватит. Это тот момент, когда жена имеет право и даже должна перечить мужу – тут Анджули была на коне) Игра нацелена на то, чтобы увидеть, кто из супругов хитрее, как они будут договариваться, решать разногласия и ладить по жизни.

Напоследок Ануджа усадили у священного очага и одели ему золотую цепь – любимый подарок индийских мужчин, не имеющий ничего общего с лихими российскими 90-ми) Попрощавшись со всеми, он ушел в машину.

Видай.

Теперь проститься с семьей предстояло невесте. Этот обряд называется Видай. Анджули отвели в дом, она попрощалась с семейными богами, села среди женщин и начала плакать. Плакать во время Видая нужно обязательно, даже если не хочется. Это традиция. А Анджули действительно переживала, поэтому все закончилось практически истерикой. Чужие слезы заразны, и вскоре плакали почти все, и я тоже. Казалось, что ее везут на заклание, а не в начало новой светлой жизни. Отпоив молодую жену сладкой водой и молоком, братья насильно погрузили ее в красивый деревянный паланкин и под игру барабанщиков понесли от дома. Сделав круг, Анджули предстояло вернуться еще раз, снова попрощаться с богами и родными, чтобы уже наверняка, и больше в будущем не сбегать от мужа домой. Второй раз был не менее печальным. С трудом молодую жену погрузили в машину к жениху, а она плакала и тянула ко всем руки из окон. Для меня это был, честно говоря, шок. Понятно, что так положено, и по началу это в половину это наиграно, просто потом девушки накручивают себя и уже не могут успокоиться. Мне стало жаль индийских невест. Анджули еще повезло – они общались с будущим мужем, стали близки друг другу, и она едет к нему с радостью. Но все равно это резкий разрыв в один день, переезд в другой город. И не просто к любимому, а в его новую семью, к совершенно чужим людям. В один день из привычной одежды нужно перейти на сари и закрывать от домашних мужчин лицо. Все это сложно и большой стресс. А другие невесты еще и жениха на свадьбе в первый-второй раз в жизни видят…Но если бы не эти обязательные слезы и причитания, прощание могло бы пройти более легко и радостно. Я в тот же день сказала Анджулу – на моей свадьбе никакого Видая и близко не будет – мы будем только веселиться!

Уже после отъезда Анджули, утерев слезы и пообщавшись с родственниками, я узнала, что оказывается, через 2-3 недели она снова возвращается домой на пару месяцев. Свадебный процесс еще не закончен! О последних этапах – в следующей статье!

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: