Блог русской жены индийского мужа. Наша жизнь в Индии, России и путешествиях.

Бэкпэкеры в Малайзии. Глава 15. В поисках лучших пляжей Борнео. Tip of Borneo.

У нас, жителей холодной России, острова сразу и быстро ассоциируются с белоснежными пляжами, обнимаемыми пальмовыми рощами с одной стороны и бирюзовым морем с другой. Однако, в реальности, найти хороший пляжный отдых бывает не просто. Борнео – одно из мест, куда стоит ехать не за загоранием и купанием, а ради удивительной природы и остатков уникальной культуры. Но пару дней поваляться в прибое все же хочется. Не впечатлившись островами национального парка имени Тинку Абдул Рахмана рядом с Кота-Канибалу и устав от постоянных дождей, мы взяли в аренду мотобайк и отправились на поиски лучшего. Информации про север Борнео в интернете не много, но все же попадаются редкие отзывы о длинных белоснежных пляжах возле крайней точки острова — Tip of Borneo.

Большую часть вещей мы оставили в отеле в КК. Покидали в небольшой рюкзак шорты и майки, купальник и маленькую косметичку. Выбрали самый красивый скутер в единственной прокатной конторе в молле Wisma, включили навигатор и отправились в путь. В теплую прекрасную погоду нет ничего лучше, чем ехать с приятным ветерком, осматривая окрестности и останавливаясь везде, где понравится. Именно так проще всего подсмотреть жизнь местных в таких местах, где не очень комфортно ходить пешком и беспокоить людей. А так – едешь не спеша типа по своим делам и все успеваешь рассмотреть.

Дороги Борнео

Дети купаются. Реки Борнео

Деревни в северной части Борнео

Как всегда, как только мы приняли решение выехать из КК, погода наладилась – солнце, голубое небо с редкими облаками. Никакого дождя. Дорога хорошая. Машин много только возле КК. Сначала мы ехали по трассе, ведущей в сторону парка Кинабалу. Периодически открывались замечательные виды на горы. Скоро добрались до перекрестка и повернули на Кота-Белуд. Это единственный крупный город по дороге к Tip of Borneo. По нему мы решили проехаться на обратной дороге, а пока миновали, объехав вокруг по магистрали. За Кота-Белуд местность стала совсем сельской. Поля, маленькие речки, заросли, деревушки из десятка домов.

По дороге в Кудат

В придорожной кафешке для местных остановились выпить холодного кофе со льдом и попробовать бананов в кляре. Местные были очень рады.

Центром этого региона является Кудат – небольшой портовый городишко на самом севере. Мы ехали в его сторону, планируя свернуть левее не доезжая — к пляжам. Часа за полтора до Кудата вдоль дороги стали попадаться интересные мини-рынки.

Эта местность довольно богата на разные овощи, фрукты, коренья.

Некоторые нам были неизвестны.

Удивили огромные бананы. Мне в первый раз такие попались. Размер от пальцев до локтя.

Видимо, мы попали на сезон кукурузы. Ее жарили повсюду прямо на углях и продавали за копейки.

Вообще люди здесь не ленятся и имеют золотые руки. Плетут корзины, сумки и другие предметы из прутьев и коры, и украшения – из бисера.

Держат ульи и продают мёд.

Выбивают железные гонги, на которые мы еще полюбуемся. В общем, прямо регион народных умельцев)
Приближение моря всегда чувствуется. В какие-то моменты я даже видела его отблеск вдалеке за деревьями. Время близилось к 12, и становилось очень жарко. В целом, дорога заняла часа 3,5. Как ориентир мы держали в голове отель-лагерь экспата Тома, про который я прочитала в интернете. Дорога к Top of Borneo как раз прохдит мимо места Тома. Домики для туристов находятся в джунглях не далеко от деревни, а до моря нужно еще проехать несколько километров. Сильного желания остаться там не возникло, и мы даже не стали заходить внутрь. Решили сначала проверить, что есть возле моря.
Пляж оказался совсем не таким, как я его себе представляла. Другим, но, может быть, даже лучше. Длинный-длинный. Белый-белый, плавно переходящий в траву. И хвойные вперемешку с какими-то манговыми деревьями вдоль берега! Пусто, лишь пара туристов и редкие местные рыбаки…

Конечно, курортом эти места назвать сложно. Инфраструктура развита очень слабо. Видимо, лучшие времена прошли. Подальше вдоль дороги, не на море, есть пара резортов. А вот в центре пляжа как-то тихо. Пара отелей, состоящих из домиков бунгального типа, стояли полузаброшенными. Карты показывали какие-то beach-shale. Местные провели нас к ним через деревню – но, по-моему, туда вообще давно никто не заглядывал, включая хозяина. Телефон не отвечал.

В самом центре, у пляжа есть одно живое, работающее место – и нам этого хватило. Пара домиков, плетеный лонг-хаус на несколько комнат с расслабленным местным хозяином и уголок инструктора по серфингу. Рядом магазин и 2 ресторана – один, TipTop, держит Tом, второй – кафе Tokov — местные девушки-мусульманки. Сюда же, в этот центр местной курортной жизни, на машине привозят из леса жильцов Тома.

Мы, как бэкпэкеры, выбрали бюджетный вариант: комнату в плетеном лонгхаусе. По сравнению со всеми местами на Борнео, посещенными до сих пор, здесь были самые высокие цены при самых примитивных условиях. Но для райского отдыха на полудиком пляже нам было достаточно мягкой постели и вентилятора. Кроме нас был занят лишь один домик. А лонгхаус вообще был в полном нашем распоряжении. Плюс, в нем мы обнаружили знаменитые местные гонги – и в музей ходить не нужно.

Первым делом мы пошли обедать в кафе местных. Оно порадовало вкусной едой и очень низкими ценами. Из минусов – закрывается рано (что-то около 5) и очень маленькое меню, из которого почти все к концу дня заканчивается.

Ресторан Тома оставили на вечер. Забегая вперед, скажу, что это была печаль. Из плюсов – живая атмосфера, так как у Тома всегда останавливается молодежь. Но еда – разочарование. Во многом это связано с завышенными ожиданиями. Я читала в отзывах про божественную еду. На сайте и на первых страницах меню Том красиво рассказывает о том, как они выбирают рецепты, как его жена руководит кухней и учит местных девушек, они вовлекаются и потом придумывают новые рецепты. В общем, я раскатала губу на что-то особенное. А получила «свежевыжатый» сок, у которого практически не было вкуса дыни, посредственную пиццу, рис как везде. Попавшись на рекламу их настоящего «изумительного чизкейка, который просто нельзя не попробовать», решила спасти ужин этим божественным десертом. И получила что-то странное. Возможно, я просто не знала до тех пор, что такое настоящий чизкейк… Но в любом случае, это было не плохо, но и не очень вкусно. Видимо, Том совсем расслабился и потерял контроль
Пляж изумительный. Море прохладно-комфортное. Волны большие, и нужно быть с ними осторожным. Единственный минус – песчаные мошки. Обязательно закупайтесь защитой. Иначе просто не дадут позагорать.
Искупавшись и вдоволь порелаксировав на пляже, мы отправились посмотреть Tip of Borneo. Это выступающий мыс, самая северная точка острова. Красивое место, продуваемое ветрами.

До заката оставалась пара часов, и мы поехали в Кудат. Дорога до него занимает примерно полчаса.
Кудат, конечно, неказистый городишко, ничем не примечательный сам по себе. Все как всегда.
Пара мечетей.

Китайский храм. Понравилась статуя возле него.

Небольшой центр.

Крытый рынок.

Часовая башня.

Туристу тут делать нечего. А путешественник вполне может несколько дней прожить. Прогуливаясь по полупустым улицам, отдыхая в уличных кафе и готовя материал для какой-нибудь книги. Что-то в нем есть. Я даже представила, как жила бы на верхнем этаже оранжевого отеля Rio с видом на море, прогуливалась по утрам к соседствующему китайскому храму, а закат встречала бы на набережной, в обществе крабов.

Для обзорного знакомства часа нам хватило.

На обратной дороге мы еще успели сделать несколько фотографий в местных деревнях. Здесь много христиан, и часто встречаются храмы.

День был долгим и насыщенным. Здорово, что мы предприняли эту поездку.

На следующий день нас снова ждал пляж. Утренний, солнечный, спокойный и практически пустой. Мы и человек 5 от Тома. Мелкий песок. Прыжки в волнах. Рай. На такое нас хватает на 2 часа. Смыв соль и песок, я переоделась и сидела в тени на лавочке. Все-таки не по мне днями пляжиться во время отпуска.

Имеющееся в запасе время мы решили потратить на посещение деревень по дороге между Кудатом и Кота-Белуд, куда обычно возят туристов
Сначала заехали в местный лонг-хаус. Он не жилой, а именно музейный. Атмосферы не хватало, но симпатично. Почему бы и не заехать на 15 минут.

Там мы купили сувениров из бисера.

Далее – пчелиная ферма – Bee Farm. Муж остался в деревне, а мне было интересно посмотреть на пасеку – никогда раньше не видела вблизи. Сначала меня завели в деревенский магазин, а потом 2 «экскурсовода» разожгли в специальной штуке угли, и мы пошли к пчелиным домикам. Там они окурили пчел и показали мне соты. Мне понравилось. Хоть и было страшновато. Совершенно никакой защиты, даже на лицо. Не хотелось быть покусанной пчелами. Но все обошлось, и на память остались интересные кадры.

Бонусом еще и деревни понаблюдали.

Далее – деревня гонгов. На сами гонги мы уже насмотрелись в лонгхаусах, поэтому ограничились тем, что издалека сняли кадр, как гонго-мастер стучит по железу молотком, выбивая нужную форму.

На последок мы еще раз остановились у придорожных торговых рядов и купили жареной кукурузы.

Вот этот мелкий бандит начинал верещать и закладывать меня, как только я потихоньку пыталась сфотографировать кого-нибудь.

Как и планировали, сегодня мы проехали через Кота-Белуд. По сравнению с Кудатом или Ранау – более крупный и современный город. Как-то не зацепил. Хотя пара старых интересных улиц есть.

В 7 часов мы были в КК. Как и следовало ожидать, начался дождь. На следующий день оставалось последнее дело – сходить в местный зоопарк. А после обеда мы вылетаем в КЛ, откуда переезжаем в красивый городок Малакку.

Предыдущая глава: Бэкпэкеры в Малайзии. Глава 14. Городишко Ranaw, горячие источники Poring, подвесные мосты и водопады.

Следующая глава: Бэкпэкеры в Малайзии. Глава 16. Уход от реальности в Малакке.

Другие статьи: Как в Индии грязь уживается с чистотой.

День человека с головой слона. Фестиваль Ганпати Чатуртхи или День Рождения Ганеши.