Блог русской жены индийского мужа. Наша жизнь в Индии, России и путешествиях.

Маленький городок Ranaw (Ранау) в центре штата Сабах знаменит лишь тем, что расположен на пути к горячим ключам у деревушки Poring (Поринг). Те, кто путешествует своим ходом, именно здесь пересаживаются на такси или маршрутки до источников. Хоть территория вокруг Поринга и относится к парку Кинабалу, но от основного входа находится далеко, в паре часах езды. Инфраструктура у него отдельная. Помимо горячих источников, в которых можно погреть кости, здесь можно погулять по джунглям, дойти до 2х водопадов, испытать на себе, что такое прогулка по подвесным мостам-канопи, и посетить какие-то дополнительные сады типа садов бабочек, садов с раффлезией и так далее.

Окрестности деревни Poring (Поринг)

Приближалась темнота, и мы решили не искать транспорт до Поринга, а заночевать в Ранау. В таких малюсеньких городках мы на Борнео еще не бывали. Мне он сразу понравился своей атмосферой. Почему-то вспомнились наши треккинги в Непале – когда ты каждый день приходишь в новое место, всегда маленькое и уютное, быстро находишь жилье и успеваешь за вечер все вокруг осмотреть.

На паре-тройке центральных улиц мы обнаружили с пятерку маленьких отелей-гестхаусов. Были еще какие-то загородные коттеджи и виллы в окрестностях, но мы даже смотреть не стали. Зашли в центре в 3 гестхауса и выбрали из них один. Очень базовый, но самый симпатичный, чистый и уютный. Даже название у него было симпатичное – Orchid Hotel или Отель Орхидея. Тетечка за стойкой была нам очень рада, дала скидку и даже попросила сфотографировать – на память ли или для использования в целях промотирования гестхауса – не знаю.

Hotel Orchid Ranaw

Развесив сушиться промокшие в туманах парка Кинабалу вещи, мы отправились гулять. Погода хмурилась, периодически капал дождь. На улицах – ни души.

Городок Ranaw

Только в кафешках было более живо. Все, кто не дома, собрались здесь. Столкнулись с проблемой понимания языка, что было важно для выбора вегетарианской еды – отовсюду свисали какие-то закопченные куски мяса.

Увидели Double Luck, упоминаемую русскими путешественниками в интернете. На вопрос о стоимости блюд официант поднимал глаза к потолку, долго думал, а потом называл цену в 1,5 раза выше средней. В итоге выбрали китайскую кафешку прямо напротив, через дорогу, от неудавшейся двойной удачи. С отличным хозяином и очень вкусной едой. Название я не запомнила, вот эта кафешка:

На улице быстро темнело.

Городок Ranaw

Но откуда-то со стороны доносилась живая музыка, и мы отправились посмотреть – что там такое. Вскоре вышли к китайскому храму. Очень красивому и пустому. Возле храма под большим навесом группа китайцев репетировала на национальных инструментах свою, китайскую, мелодию. Возможно, в дневное время здесь находятся торгово-едальные ряды чайна-тауна.

На следующее утро мы встали пораньше, упаковали вещи, оставили их на хранение в отеле и отправились к источникам. Погода стояла замечательная. Мы быстро нашли развалюшку, которая курсирует до Поринга, и отправились на ней в единственном лице. Желающих больше не было.

Городок Ranaw.

Водитель высадил нас на шоссе, с одной стороны которого находились ворота в парк, а с другой – маленькие локал-кафешки и магазины. Все они были закрыты.

Деревня Поринг (Poring)

В парк мы не хотели. Мы хотели есть. Пришлось побродить в поисках чего-нибудь работающего. В итоге нашли симпатичный ресторан. Огромный, с большими столами — каждый человек на 10. Все сервировано – салфетки, бокалы и все такое. И при этом абсолютно пусто. В первый раз нам попалась на Борнео такая культура) Скорее всего, работает ресторан с китайскими и малайскими группами. На нас там смотрели большими глазами и долго вообще не могли понять, чего мы хотим. В итоге, разобравшись, что хотим мы не что иное, как самое очевидное — завтрак, нас усадили и накормили. Виды с балкона оказались изумительными. Прямо напротив виднелась речка и окружающие ее джунгли.

Окрестности деревни Поринг (Poring).

Честно говоря, основная, наиболее посещаемая часть парка вокруг источников впечатления не произвела. Зелено, симпатично. Но очень уж облагорожено. Все-таки это парк, а не сад — хотелось бы больше природы и меньше руки человека. То табличка, то калитка, то вход в какой-нибудь платный сад. Старательно работая над создание фото-шедевра, я упала с высокой бетонной дорожки в какую-то бетонную канаву. Ушибла руку, поцарапала ноги и лицо. Всплакнула и поплелась дальше – к водопаду.

До первого водопада дошли минут за 10. Он оказался совсем маленьким.

Poring hot springs -часть Кинабалу парка.

У него мы надолго не задержались: пара фото – и дальше, в треккинг ко второму водопаду. Через 5 минут окружающая обстановка кардинально изменилась. Начались настоящие джунгли, хоть и с протоптанной дорожкой. Треккинг не сложный, но долгий. От 1,5 до 2х часов в 1 конец. Периодически попадались интересные деревья, красивые открытые пейзажи, речки, которые нужно было переходить, камни, по которым нужно было взбираться. Очень понравились бамбуковые заросли. А народу за все время встретили – 2х человек. Парня-художника с блокнотом и парня-спортсмена, быстро мчавшегося по треку в наушниках. Большинство же остается у первого водопада.

Честно говоря, мы устали, пока добрались до водопада. Долго и жарко. Да и последние недели были такими активными – ноги не успевали отдыхать и постоянно ныли. Еще и свежеушибленная рука разболелась. Но старания наши были не зря. Водопад оказался высоким и очень красивым. Фото не передают его статности. А когда сидишь внизу на камнях и смотришь вверх – он впечатляет и поражает. Потоки клубятся где-то высоко-высоко, а потом рушатся вниз со страшным грохотом. В общем, здесь мы провели замечательные полчаса перед забегом обратно. Причем в полном одиночестве.

Poring hot springs -часть Кинабалу парка. Водопад.

Poring hot springs -часть Кинабалу парка. Вокруг водопада.

Из всех платных активностей, предлагаемых в начале парка, нас интересовали только канопи – узкие мостики, натянутые между мощными деревьями. Сама прогулка по таким качающимся мостикам интересна, необычна. Виды потрясающи. Но нам не повезло со временем. Была середина дня, и на канопи собралась огромная очередь. Нужно было с утра идти… Уверена, были бы совсем другие впечатления. А так – получился абсолютный туристический аттракцион, причем не достаточно комфортный. Очередь двигалась медленно. Стоишь, ждешь. На канопи пускают по 6 человек. Зайдешь, и прямо чувствуешь, как твою спину сверлят уставшие взгляды – «двигайся скорее уже». Ни расслабиться, ни пофотографировать. В общем, общее впечатление мы составили, но нужно будет посетить еще раз, в другом месте, чтобы проникнуться.

Poring hot springs -часть Кинабалу парка. Canopy walk.

В последнюю очередь мы пошли на горячие источники. Честно говоря, я представляла их совсем по-другому. Более природными что ли. Или хотя бы более красивыми. Мой эстетический вкус удовлетворен не был. Но осталась надежда отпарить усталые ноги и залечить раны. В большую каменную ванну открываются 2 крана – мааленький с горячей водой и большой с холодной. Местные легко и непринужденно набирали себе холодные ванны. А мне хотелось практически кипятку! Я долго возилась с одной ванной – оказалось, протекает затычка. Во второй – то же самое. В итоге перебралась к Анджулу, мы заткнули дыру всем, чем могли, но вода все равно потихоньку сливалась. В итоге на всех этих манипуляциях мы потеряли практически час, пока не плюнули. Полежать – поплавать не удалось, но ноги мы напарили и пополивались.

Poring hot springs -часть Кинабалу парка.

Как итог посещения Поринг Хот Спрингс: источники – не впечатлили вообще, большая часть парка – наверное, может быть интересна для семей с детьми. А вот треккинг ко второму водопаду – стоит свеч. И дорога красивая, и сам водопад. Природа отличается от той, что в основной части Кинабалу-парка. Но закладывать на этот треккинг нужно 4 часа. Места рядом с парком очень красивые. Подобрав хороший домик или комнату, здесь можно неплохо отдохнуть. В последствии, слоняясь по серому дождливому КК, я не раз пожалела, что мы не остались в Поринге ходя бы на еще один полный день.

Объединившись с 2мя иностранцами, мы позвонили утреннему водителю. Пока обедали в придорожной кафешке, он прикатил за нами из Ранау. Попутчики пошли сразу на автобусную станцию, а мы отправились за вещами в гестхаус. В итоге автобус вместе с новыми временными друзьями укатил прямо перед нашим носом – опоздали всего на пару минут. Время перевалило за 5 часов, и местные вообще не могли толком ответить – будет ли еще сегодня транспорт. Мы пытались стопить машины на трассе, но никто не хотел останавливаться. Начался дождь. Приуныв, мы ушли с трассы и направились к автостанции. Только сняли рюкзаки на скамейке – как тут же появился какой-то местный житель на большой комфортной машине. Он как раз ехал в Кота-Кинабалу, уже набрал 2х пассажиров и искал еще 2х.  За какие-то копейки – дешевле, чем на автобусе, мы быстро долетели до столицы, чтобы продолжить знакомство с ней. О Кота-Кинабалу я уже рассказывала в Главе 12.

Предыдущая глава: Бэкпэкеры в Малайзии. Глава 13. Парк Кинабалу вокруг священной горы Кинабалу. Самое знаменитое место на Борнео.

Следующая глава: Бэкпэкеры в Малайзии. Глава 14. Городишко Ranaw, горячие источники Poring, подвесные мосты и водопады.

Другие наши путешествия: Когда мечты становятся явью! Часть 4. Заповедник Бромо-Тенгер-Семеру. Заглянуть в жерло вулкана.

Это было в черной Африке. Кения, март 2015. Часть 5. Шумная, многолюдная, неожиданная и опасная Момбаса. Шепот индийского океана.