Блог русской жены индийского мужа. Наша жизнь в Индии, России и путешествиях.

Красивые и гостеприимные Филиппины. Часть 4. Загадочное слово Бусуанга.

Добраться и разобраться.

Звучит глупо, но телефоны и ноутбуки я выбираю по внешнему виду:), а рестораны, магазины, страны, города, места для посещения – часто — по названию. Или по какой-то одной, давно зародившейся через фильм или книгу ассоциации в мозгу, которая, в общем-то, весьма отдаленно относится к этому самому месту. Так было с Момбасой. Так было с Явой. И вот снова меня манит имя. Бусуанга. В моей голове это слово смутно связано то ли с какой-то бывшей пиратской стоянкой, то ли с источником поставки рабов на американские плантации. А то, что остров в наши дни служит базовой станцией для поездок на лодках по близлежащим пляжным и подводным красотам, было важным дополнительным плюсом. Какое-то 7е чувство подсказывало, что на Бусуанге и на красоты можно насмотреться и жизнью местных проникнуться. В общем, там разберемся. Тем более, это по пути к Боракаю.

Бусуанга

От нашего жилья в Эль-Нидо до порта – 5 минут пешком. Закупившись по дороге булочками и вкусными соками в железных банках, мы быстро оплатили пошлинный сбор и оказались внутри зала ожидания. Вскоре филиппинцы начали выкрикивать: «Корон, Корон» и выстроили всех туда плывущих в линию, попросив поставить багаж перед собой. Началось цирковое представление. Вышел улыбающийся филиппинец с забавным кокер-спаниелем и мячиком. Он катил мячик, подсовывал его под сумки, прятал, а собака бежала за ним, выискивала, пыталась отнять и при этом, видимо, исследовала багаж на наличие запрещенных веществ. Туристы умиленно складывали руки и улыбались, глядя на маленького профессионала. А может, собака была для отвода глаз, а на самом деле за лицами пассажиров во время фокусов собаки наблюдал потихоньку опытный филиппинский гэбэшник, считывая панику, страх и облегчения. В любом случае, в этот раз ни собака, ни гэбэшники ничего не обнаружили, и весь отряд погрузился в лодку.

Лодка довольно большая, места всем хватило. Можно было сидеть внутри на лавках, выйти на нос или подняться на верхнюю палубу. Наши вещи филиппинцы спрятаны в трюм. Как только мы отплыли, команда начала готовить завтрак – рис и рыбу. Я была обгоревшая как рак, но хотела солнца и видов. Поэтому обмоталась платками, спрятав даже кисти рук, и уютно расположилась в уголке на верхней палубе. Там и провела все время до прибытия, наблюдая за синим морем и проплывающим мимо островами. Муж проспал внутри. Часто качало, не опасно и не сильно, но я плохо переношу качку, поэтому просто закидывалась драминой. В целом поездка прошла комфортно. Мне даже не успело особо наскучить однообразие, как мы уже увидели Бусуангу. Правда, над ней клубились тучи, и вскоре пошел дождь, под которым мы выгружались и ползли в город. Все умные люди попрыгали в трайсиклы, у кого-то отель был рядом с портом, и только мы зачем-то поплелись пешком. Думали, найдем что-то недалеко, но ни район деревянных бедных хижин на воде, ни скучные большие отели, последовавшие за ним, нас не привлекли. После нескольких таблеток от укачивания я еле плелась, и путь в центр города Корона занял 40 минут. Сюда стоило дойти. Мы с мужем любим такие туристические районы, усыпанные кафешками, маленькими отелями, магазинами, барами. Живые, веселые, расслабленные, схожие вне зависимости от страны. В них путешественник чувствует себя как дома. Для настоящих бэкпэкеров такие места – это и есть дом. Здесь всегда можно найти недорогое жилье, выпить хорошего кофе с круассаном, обсудить с другими путешественниками прошедшие приключения, планы и интересные места.

Улицы Корона

Недолго думая, мы расположились на открытой террасе кафе, пообедали сингапурской лапшой и рисом с овощами, выпили пару огромных шейков. Я осталась наблюдать за улицей, а муж пошел искать жилье. Через 20 минут он вернулся с отличным вариантом: филиппинская семья открыла мини-отель – Kalis Viewpoint Lodge. Буквально 3-4 комнаты, большие и отлично обустроенные на небольшой улице в 2х минутах от центра. Там было все, что нам нужно: чистота, приятная глазу обстановка, горячая вода, интернет, большой балкон с видом на церковь. Хозяева были неопытными бизнесменами – очень смущались и старались во всем нам угодить. Кроме таблички на улице, они никак не привлекали клиентов, и помимо нас гостей не было. Муж дал им несколько индийских советов:) и научил, как разместиться на букинге и трип-эдвайзере.

Kalis Viewpoint Lodge Корон

Kalis Viewpoint Lodge Корон. Вид из окна

Теперь нужно было определиться с дальнейшей дорогой, и можно расслабиться. Посетив пару маленьких уличных агентств, мы быстро разобрались с логистикой. Плывем на большой лодке на Миндоро в порт San Jose, переезжаем на мини-басе в порт Bulalacao, и оттуда на пароме добираемся до Caticlan – города-порта на острове Panay, откуда рукой подать до Боракая. Лодки плывут по утрам  в субботу (это было завтра), понедельник и то ли среду, то ли четверг. Мы купили билет на понедельник.

Остаток дня решили провести спокойно – поболтали с нашими хозяевами, погуляли по улицам, попробовали разной еды по мелочам, посидели на площади, наблюдая за вышедшими на работу местными красавицами, и пошли спать.

По Бусуанге на мотобайке.

Народ приезжает на Бусуангу и, в частности, в город Корон, как в перевалочный пункт для того, чтобы посетить окружающие острова, прекрасные пляжи и коралловые сады. У нас часто все не как у людей. Я все еще была обгоревшей и простывшей, муж вообще плохо плавает и не очень любит лодки. Зато оба мы чувствуем себя как рыба в воде на мотобайке. Я обожаю смотреть по сторонам и останавливаться для фото, муж обожает водить, ветерок облегчает жару, а движение на Бусуанге очень спокойное, поэтому ездить – одно удовольствие. Обойдя пару контор, мы выбрали хороший байк и направились в сторону сельской местности. Вроде бы ничто не предвещало беды, муж расслабился и счастливо катил мимо зеленых кустов, редких домиков, детей, сбивающих фрукты.

Но у меня был план. Буквально вчера вечером в интернете я прочитала, что здесь есть прекрасный треккинг на гору Тундалара через джунгли. Я плохо представляла, сколько часов может занять подъем, и какой он сложности, но почему-то решила, что все сложится легко и само собой. Муж при обсуждении планов по Филиппинам не проявлял энтузиазма по поводу лазанья в джунглях. Не привыкли они в Индии несерьезно к ним относиться. Возможно, он опасался встретить тигра или кобру. Поэтому заранее я не стала его беспокоить. На середине дороги я вскользь упомянула, что мы, практически мимо проходя, заскочим на гору.

Карта maps.me показывала, что пешеходная тропа к горе начинается от небольшой деревушки. Мы остановились и знаками объяснились с местными жителями. Они были очень рады нашему появлению – дети хихикали из окон, девушка смущенно улыбалась и указывала на тропинку, мужчина показал, куда мы можем поставить байк в тень. Абсолютно ничего туристического в месте не было – пара домиков, огороды, сельская дорожка, ведущая за поселок к деревьям. Мы бодро отправились пешком, наслаждаясь экзотической сельской местностью, тишиной и свежим воздухом. Вскоре на перекрестке тропинок нам попался местный житель на байке. Он сказал, что здесь вполне можно проехать еще довольно далеко, и зря мы пошли пешком. «А сколько идти до горы?» «Ну, часов 5». Упс…Такого мы не ожидали. Вот тебе и спонтанность. К такому мы не были готовы. Экипировка не самая удобная, воды полбутылки, да еще и без завтрака – я очень спешила успеть на гору до жары. Что ж, обойдемся без покорения вершин. Самое главное — полазить в джунглях чуть-чуть, а потом можно и обратно. Муж со вздохом согласился. Мы вернулись за байком и поехали по узкой тропинке. Ехалось медленно, но не очень сложно. Миновав небольшое поле, мы поехали по сельской дорожке по джунглям, периодически переезжая небольшие ручьи. Конечно, это не были супер дикие джунгли. В паре мест стояли редкие домики с небольшим хозяйством. Вдалеке кричали питухи. Но при этом, конечно, природа настоящая. Шаг с тропы – и вокруг тропический лес. В этих местах очень низкая плотность населения и почти нет туристов, поэтому атмосфера – что надо. Вскоре дорога пошла вверх круче и стала хуже. Мы решили припарковаться и дальше пройтись пешком. Я пыталась держаться карты, но местами это было сложно. Мы продирались через кусты, перебирались по камням через речки, выходили на большие поляны. Вскоре впереди показался какой-то домик. Кроме собак и кур там не было ни души. Собаки подняли страшный шум и просто бесновались от нашего присутствия. Мы чувствовали себя непрошенными гостями. Дальнейший путь был совсем непонятен, а спросить не у кого. Местные вокруг натоптали козьих троп, и на какую нужно нам – было совершенно непонятно. В конце концов, нам переползла дорогу зеленая змейка. Это было последней каплей, и муж сказал – хватит, идем обратно. Снова миновав домик с недоброжелательными собаками, поляну, бамбук, речку с камнями, мы выбрались на дорожку и нашли свой мотобайк. В принципе, я была довольна. Хоть мы и не совершили хороший треккинг, и довольно глупо и неподготовленно полезли не понятно куда, я прониклась атмосферой мест и посмотрела, как живут не прибрежные островитяне.

Мини-треккинг. Бусуанга

Снова поулыбавшись нашим деревенским друзьям, мы отправились дальше. Теперь уже без карты, просто – куда глаза глядят по грунтовой дороге вглубь острова. Эти места стали моими самыми любимыми на острове, не смотря на то, что позднее в другом направлении мы увидели прямо открыточные красоты. Здесь так мало людей, тихо, спокойно и почти совсем нет инфраструктуры. При этом очень зелено и мило.

Накатавшись, мы поехали в Корон на поздний завтрак. Хотели поесть в маленькой уютной забегаловке на 3 стола, но у бестолкового медленного мальчишки не оказалось сначала одного блюда из заказа, через 10 минут – другого. Потеряв время, мы поехали на центральную улицу и нашли кафе-столовую скорее для местных, чем для туристов. Готовая еда уже ждала нас в кастрюльках, а на столе грустили забытые официантом крошки и пятна от соуса. В путешествиях мы любим совмещать такие места и уютные туристические кафе. Первое – для колорита и погружения, второе – для отдыха и расслабления. И в обоих местах попадается как очень вкусная еда, так и абсолютно разочаровывающая. Заранее угадать невозможно. На этот раз было неплохо по вкусу, но неопрятно по виду, поэтому мы поели быстро и брезгливо. Я мечтаю о совсем диком путешествии вглубь какой-нибудь экзотической страны. Но тогда нам придется есть в деревнях ровно и только то, что едят местные. И, честно говоря, не уверена, что мы способны на такое.

Местное кафе

Подкрепившись, мы снова сели на мотобайк. И на этот раз поехали по лучшей и главной дороге, так и называющейся по названию острова – Бусуанга. Она идет вдоль моря в сторону города Бусуанга.

Море было не рядом, но и в таком ракурсе оно прекрасно.

Бусуанга

С дороги открывались просто завораживающие виды.

Вскоре мы открыли для себя, что на Бусуанге тоже есть шоколадные холмы. Выбирая, куда поехать на Филиппинах, я много читала про популярный остров Бохол. От осмотра запуганных многочисленными любопытными тарсиерров  отказалась сразу, но вот о пропуске бохольских шоколадных холмов чуть сожалела. И вот, пробел заполнен. И пусть вид не такой хороший, зато это не парк со смотровой, а реальная жизнь. Просто едешь прекрасным солнечным днем по острову по своим делам, и раз – то тут то там выглядывает по шоколадному холму.

Вторым моим открытием стало то, что в каждой деревушке есть по церкви. Филиппинцы – рьяные католики. Хотя, по-моему, все католики довольно рьяны и серьезны в своей вере. Мы не решились зайти в деревенские церкви, лишь смотрели издалека. Есть совсем простые здания. Смотришь, и с трудом понимаешь, что это оно. Какой-то парник с крестом. В деревнях побольше – более серьезные сооружения.

Бусуанга

Третьим моим инсайтом стали дома для петухов. Впервые такое вижу. Прямо какая-то фабрика петухов. Целые ряды маленьких треугольных домиков, и под каждым из них сидит в теньке петух.

Периодически мы останавливались для небольших прогулок.

Море то пропадало, то снова открывалось взору.

Бусуанга

Меня очень интересовали местные соломенные домики. Выглядят очень здорово – прямо единение с природой и сплошное эко. Но, наверное, внутри там должно быть грязно, сыро и много насекомых.

В одном месте дорога пересекала речку, полную ребятни. Мы остановились для фото, и были вознаграждены целым шоу прыгающих в воду спортсменов. Мальчишки старались перещеголять друг друга и прыжками, и криками «хэлло, вот из ё нэйм»

В это время на небе сгущались тучки, и вскоре начался дождь. Мы решили разворачиваться и двигать обратно. А чтобы совсем не промокнуть, на самый ливень остановились в крупной деревушке. Здесь даже имелось кафе с едой. Мы заказали парочку шейков, и получили 2 стакана прекрасного напитка вперемешку с кусочками целлофана. Видимо, хозяйка не потрудилась хорошенько очистить лед, замороженный в пакете. 10 минут мы плевались целлофаном, а потом еще и получили счет с ценой, отличающейся от того, на что мы показывали. Типа нам дали супер-шейки, а не просто шейки. Мы молча показали на целлофан и еще раз на место в меню на стене, на которое мы показывали, заказывая шейк, положили деньги и пошли. Извинений мы не получили, но и гнаться за нами никто не стал. Это был первый и последний негативный опыт на Бусуанге. Все остальные люди были приветливыми, открытыми и честными.

В Короне мы пошли на поздний обед в небольшое кафе-бар, которое держит европеец. Получили там громадные порции вкусной еды под веселую музыку. Название не помню. Помню только, что оно на главной улице, справа, если ехать из Бусуанги в Корон, небольшое молодежное место с барной стойкой. В это путешествие я поехала очень усталой и задерганной, поэтому совершенно ничего не могла писать и периодами ленилась делать фото.

Чтобы продлить удовольствие, мы зашли в европейского вида маленькую кофейню и выпили отличного кофе. Она там одна такая, кто заинтересуется, сразу поймет, что это кофейня. Потом съели мороженного на улице. Потом картофеля фри с тележки. Видимо, организм никак не мог прийти в себя от целлофана и требовал заесть стресс.

Ещё когда мы только приплыли в Корон, меня сразу заинтересовали хижины на сваях у воды в районе порта. Поэтому в оставшееся до сдачи байка время мы решили прокатиться в ту сторону. На меня эти районы произвели тяжелое впечатление. Похожее ощущение было на набережной в Маниле. Только здесь еще хуже. Унылые потемневшие домишки, мусор кучами плавает вокруг них. Тесно, удушливые запахи, сопливые чумазые дети играют подсобными игрушками. Это всегда грустно, но уже не ново. Такое, к сожалению, есть в большинстве стран. Но на меня картинки вечернего досуга местных на шатких мостках и проезжей части подействовали угнетающе. Я подумала, что эти люди должны быть очень-очень несчастными. Ну просто нельзя быть счастливыми, проживая в таком месте. Дети играли на асфальте, а я им не верила. Женщины разговаривали, облокотившись на перила со спокойным выражением лица, а я им не верила. Мужчины курили, сидя на корточках, а я им не верила. Мне казалось, что все эти люди едва терпят безысходность. При этом на острове куча пустого места, и жить в сельском домике, хоть и таком же бедном, гораздо приятнее. Интересно, они не могут позволить себе переехать на 1 километр оттуда, так как это дорого для них? Или им просто здесь удобно и привычно, так как это семьи рыбаков, а я пытаюсь понять их через свой ум, что невозможно?

Сдав байк, мы отправились на отдых. Но сидеть в комнате мне надоело быстро. Оставив мужа наедине с фэйсбуком, я пошла искать массаж ног. Массаж — практически единственное вечернее развлечение в Короне, кроме посиделок в барах. Я долго сомневалась, куда пойти. В итоге выбрала самую красивую вывеску — и прогадала. Место было неуютное, замороженное кондиционером, пустое. Даже не знаю, почему я вовремя не ушла. Я сказала, что хочу, чтобы массаж мне делала девушка. Какой-то маленький женоподобный паренек с творческой стрижкой провел меня в комнату и начал мыть и мазать скрабом мои ноги. Я думала — помоет и уйдет, наверное, он такой типа подмастерье. Но в итоге он и оказался моей массажисткой. Не прогонять же его! До конца сеанса я гадала – все-таки это парень или девушка? Как бы там ни было, но массаж был довольно средним.

Грустная прибрежная деревня и уютный водопад.

Уснув вчера рано, сегодня мы были на ногах ни свет, ни заря. По улицам Корона сновали китайцы, полностью экипированные в костюмы для снорка и европейцы в маленьких купальных шортах. В кафешках с верандами не было пустых столов. Народ собирался в морские туры. Мы были как бы и туристы, и как бы и местные. Со стороны наблюдали за всей этой суетой, не спеша подождали столик, выбрали завтрак, заказали кофе. У нас никаких планов и программ-максимум нет. Захотим — весь день в этом кафе просидим! И это прекрасное чувство!

Однако, через 10 минут неуемная энергия уже двигала нас с места. По случаю воскресенья прокат мотобайков открывался в 10 часов, и у нас было еще часа полтора времени, которое мы могли провести в Короне. Первым делам решили посетить церковь. Из баптистской церкви нас выгнали, вернее, просто не пустили, чем несказанно обидели.

Церковь. Корон

Я выдала им тираду о том, что в первый раз сталкиваюсь с тем, что идет служба, а зайти нельзя — обычно двери в храмы божьи везде открыты. Не слушая объяснений, мы гордо удалились и направились к главному католическому собору, находящемуся неподалеку, на центральной улице. Здесь двери были открыты, а внутри – ни души. После баварских и иорданских церквей впечатление было не очень сильным, но посмотреть разок все равно интересно.

Церковь, Корон

Посидев в церкви на деревянных лавках, мы отправились вниз, в сторону реки.

Миновали школу и играющих в баскетбол мальчишек.

Улицы Корона

Прогулялись по небольшому местному рынку.

Народ активно прогуливался по улицам и вдоль рыночных палаток, периодически чем-нибудь перекусывая.

Ближе к воде улицы становились все грустнее.

Улицы Корона

И, наконец, мы попали к прибрежным домикам. На этот раз, на ногах.

Бедный район. Бусуанга

Было солнечное воскресное утро, и все воспринималось чуть легче. Я даже решилась пройти вглубь и сделать несколько фото. Иногда нам попадались жильцы, но они на нас особо не реагировали – не разглядывали и не улыбались.

В начале одиннадцатого мы уже мчали по хорошо знакомой дороге вдоль моря в сторону Бусуанги. Нашей целью был водопад и не_морское купание. После посещения домиков у моря, я впала в задумчивость и не сделала ни одного фото. С одной стороны, всегда есть страсть делать непрерывно фотографии, боясь упустить яркий момент или объект. С другой – это не позволяет расслабиться. Сегодня ничто не мешало мне просто рассматривать все те же красоты, которые не могут надоесть: виды на море и бухты, сельские пейзажи, холмы, красивые цветы.

На острове есть несколько водопадов. Но мы выбрали ближайший, находящийся перед деревушкой Sagrada. Если это не Игуасу, Ниагара и Виктория, то сам водопад как объект уже не представляет интереса – в путешествиях мы их видели довольно много. Но при этом они всегда являются приятной дополнительной целью поездки. Просто кататься по дорогам не так интересно, лучше иметь финальную цель. И почему бы водопаду не быть этой целью. К тому же, возле них всегда приятно отдохнуть в прохладе под шум воды. А иногда и искупаться можно.

Наш по размеру оказался совсем смешным, зато очень уютным. Вокруг – джунгли, растут папоротники, свисают лианы, отовсюду капают капли, поют птицы. Народу немного – несколько туристов и местных с детьми и собаками. Мы с удовольствием провели время у озерца, поплавали в чистейшей воде. Дополнительным бонусом был гидромассаж на спину, который можно получить, сев прямо под водопадом.

Водопад. Бусуанга

Вернувшись в Корон, мы долго искали место для обеда. Почему-то остановились на длинном закрытом и несимпатичном кафе, содержащемся девушками вида, навевающего на мысли, что вечером их ждет другая работа. Из 3х блюд 2 оказались невкусными.

Отдохнув после невкусного обеда в номере, мы отправились на прощальную поездку по моей любимой сельской местности. Несколько раз заезжали в тупики или на совсем глинистые размытые дороги. Увидели много интересных домиков – от самых простых хижин до симпатичных усадеб с беседками и детскими горками. Переполошили не одну собаку. Поперекрикивались с местными мальчишками. В общем, вполне неплохо провели время.

Один из маст-си туристических, и не только, аттракционов Корона – это подъем на гору Tapyas. Дороги на нее начинается как в пяти минутах позади нашего отеля. Наверх ведет каменная лестница. Ничего сложного, в принципе, в подъеме нет. Занимает 15-30 минут. По-моему, на закат сюда собираются все приехавшие на остров туристы и местная молодежь. Спокойное местечко найти сложно. Зато открывающиеся виды стоят того! Очень красиво!

Вид с горы Tapyas

Проводы солнца на горе Тапиас стали достойным завершением нашего пребывания на острове Бусуанга. Впереди остался лишь ужин в одном из лучших ресторанчиков Корона (по левую руку на центральной улице в сторону Бусуанги – ступени вверх и большая зеленая терраса в огнях, название, конечно же, забыла) сон и дорога в порт – на встречу к острову Миндоро.

Бусуанга мне очень понравилась. Будь у нас больше времени, мы бы провели в этих краях еще дней 5: все-таки поднялись бы на году Тундалара, съездили бы до города Бусуанга и, долечив ожоги, 3 дня провели бы в море – на островках. Но, 2 недели есть 2 недели, поэтому пора двигаться дальше!

Примеры цен (в песо)

Кофе в хорошей кофейне 110

Барбекю овощные на улице – по 50

Пирожки, банановый хлеб -10

Деревянная маска – 150 (после долгого индийского торга)

2 статуэтки — 280

Предыдущая часть:  Красивые и гостеприимные Филиппины. Часть 3. Прекрасный Палаван, впечатление от которого не смогли испортить даже совершенно разъехавшиеся планы.

Следующая часть: Красивые и гостеприимные Филиппины. Часть 5. Остров-курорт Боракай и его звездные пляжи. Каким он откроется нам?

Другие статьи:

Неделя в Баварии. Мюнхен, Дахау, Штарнберг, Гармиш-Партенкирхен, Миттенвальд. Июль 2016. Часть 2. Культурная программа в Мюнхене.