Большая часть индийцев – индусы. То есть, исповедуют индуизм. Религия плотно вплетена в жизнь каждого. Ни разу мне не попалось ни одного индийца, который не был бы в той или иной степени религиозен. Конечно, я не говорю про индийцев христиан или мусульман, они тоже здесь есть, и в довольно большом количестве. Речь идет именно об обычных кастовых индийцах. Другое дело, что религиозность может быть разной глубины. Кто-то каждый свой день строит в соответствии с заветами индуизма, каждое свое действия согласовывает с богами. А другой во всем нарушает ключевые наставления религии, про бога и не вспоминает. Казалось бы — совсем атеист. Но и у него обязательно найдутся свои несокрушимые религиозные убеждения, привычки или страхи, от которых он не может избавиться.
Об индуизме расскажу буквально чуть-чуть. Книг по теории довольно много, а в этой книге больше хотелось бы отметить запоминающиеся проявления из повседневной жизни. То, на что падает глаз западного гостя при пребывании в Индии.
Так вот, основы индуизма. Индийцы говорят, что бог – един. Это некая существующая в природе сила, закон, сущность. Неподдающийся описанию Абсолют. Индийцы предпочитают не углубляться в поиски истины, а просто принимать как есть. Говорят, что существует нечто, значит, оно существует. У этого Абсолюта есть «слуги» или «исполнители» — верховные боги Брахма, Шива и Вишну, каждый из которых необходим, и править они могут только все вместе. Брахма создал этот мир, Шива разрушает его, а Вишну защищает и спасает. У богов есть семьи, а также помогающие боги более мелкого порядка и множество проявлений или аватаров. Например, Вишну – он же Кришна, и он же Рама. Лишь немногие из аватаров жены Шивы: Парвати, Кали, Деви. У каждого бога и аватара есть своя роль, своя зона ответственности, свои способности и возможности. Их огромное множество. Кто-то отвечает за урожай, кто-то за войну, кто-то за деньги, кто-то подает пример праведной жизнь. Боги могут выглядеть как животные, невиданные животные, люди и невиданные люди. Например, многорукие.
В зависимости о региона, в котором исторически по разным причинам почитался тот или иной бог, семьи, своих склонностей, проблем и потребностей – люди молятся разным богам. Индийцы положительно относятся и к богам из других религий. Например, многие считают Иисуса аватаром Вишну.
Индийцы попроще искренне верят, что все эти синелицые и многоногие действительно существуют. Другие просто стараются не задумываться, но послушно следуют всем ритуалам. Многие образованные индийцы понимают, что все эти боги – лишь образ передачи тех или иных сил природы, явлений, качеств, но верят в великий Абсолют, а к ритуалам относятся с уважением. Индийцы – очень семейные люди, чтящие старших. Встать против мнения дедушки их не сподвигнут никакие научные аргументы. Если мама с детства учила дочь каждое утро зажигать благовония и звенеть в колокольчик, то, выйдя замуж, она обязательно перенесет эту традицию в свою семью. Молодые люди уезжают учиться в Европу и Америку и могут совершенно забыть про пуджи и молитвы в чужой стране. Но, вернувшись домой, будут снова с трепетом принимать тикку на лоб и без смеха кидать зерна риса на каменную статую бога.
Индусы верят в то, что место и путь каждого в этой жизни предопределены. Каждый родился в своей касте, значит, должен жить и работать в соответствии с ней. А все удачи и неудачи предопределяет карма от поступков – как хороших, так и плохих, которая багажом пришла из прошлой жизни. Карма очень удобна. Индийцам не нравится ощущать за что-то ответственность, понимать, что можешь на что-то повлиять, что от тебя чего-то ждут. Кто может на что-то повлиять – так это боги. Но уж точно не я. А я – могу лишь повлиять на богов. Главное – их задобрить. Это самый простой, знакомый, безопасный и приятный путь. Например, ты заболел. Или работу найти не удается. Или муж пьет. Зачем копить деньги на лечение, ходить по врачам, бороться, учиться, находить информацию, вести неприятные разговоры, объясняться перед кем-то. Жизнь в принципе тяжела. Особенно, когда на тебе есть ответственность. Проблему можно решить и по-другому. Давно известно, что и как нужно сделать, нужно только спросить у знающих людей. Например, обойти 10 кругов вокруг какого-нибудь священного места, заказать торжественную пуджу в честь нужного бога в храме или месяц не есть яйца, не бриться и не стричься по четвергам – в день святого старца Сай Бабы. Однажды одна из моих теть заказала на дом многодневную пуджу для сына – чтобы того не укусила змея, так как жрец увидел в его судьбе какую-то беду со змеей. Нужно очень стараться, и бог все сделает за тебя, решит все проблемы. А если не сделает – значит, так предопределено. Зачем сокрушаться, переживать, барахтаться. Происходит именно то, что должно произойти.
Чтобы повлиять на богов, в арсенале индусов есть набор разных символических активностей. Разнообразие ритуалов сложно уложить в голове. На каждую ситуацию существуют свой вариант действий. В каждом штате, городе, семье, храме — свой. И каждый из них – правильный. Но некие общие основы есть. Из них можно набирать как из лего. Мне кажется индусы сами иногда так и делают – соберут из памяти где что видели – и накидывают в понравившиеся комбинации и последовательности.
- К богам обращаются через статуи или изображения. Материалы, размеры, места расположения могут быть очень разными. Статуя почитается и уважается, ее нельзя осквернять. Статуи могут купать и наряжать.
- Чтобы задобрить бога, ему предлагаются подношения. Кладутся прямо возле статуи или картинки, могут накладываться или намазываться.
- Для статуй организуется что-то типа алтаря. Алтарь есть в каждом доме, ресторане, магазине, офисе. Хотя бы небольшой плакат с возможностью воткнуть рядом благовония, но будет висеть. Но чаще всего это несколько богов.
- В качестве подношений большинство богов предпочитают: воду, кокосовое молоко, цветы, листья, сухой рис, сладости, фрукты, овощи, деньги. А вот кровавой богине Кали, например, – только мясо подавай.
- Богам поются песни или читаются мантры вместе с похлопыванием в ладоши. Для них звонят в колокольчик, дуют в морскую раковину. Просто так или во время пуджи рядом с богами зажигаются благовония и огонь (например, фитиль, плавающий в вытопленном масле гхи из молока священной коровы).
- На удачу принято ставить красную точку на лоб – тикку. Также могут быть варианты точки желтым порошком, сажей, пеплом. Ставить ее можно самому (взяв материал у священного места – рядом со статуей бога или после пуджи), либо это делает священнослужитель брахман. Друг другу тоже точку ставят. И статуе обязательно. Она же тоже участвует в церемонии.
- В церемониях-пуджах есть множество мелких движений и правил, которым следуют индусы. В каком порядке подать подношения. Да и какие именно подать сегодня этому богу. Стоять или сидеть. Во что быть одетым. В какую сторону и сколько раз перевернуться. До чего дотронуться. Передаются эти знания брахманами и стариками. Костяк действа всегда составляет передача подношений, сопровождаемая музыкой, песнями и чтением мантр.
Каждое событие обязательно сопровождается пуджей. Рождение ребенка и другие важные даты в его жизни, свадьба, смерть – это даже без вопросов. Выход на новую работу, открытие бизнеса, покупка дома, машины, мотоцикла, важная поездка – также должны пройти в согласии с богами. Если рядом с пуджей оказался какой-то человек, он может принять в ней участие. Ну или хотя бы может претендовать на красную точку на лоб или горсть просада – освященной во время церемонии еды.
Регулярное посещение храмов не обязательно, так как алтарь – мини-храм – есть в каждом доме. Но чем более традиционен индиец, тем чаще он будет ходить в храм. Например, каждый день. Свяженнослужителями и йогами обычно бывают мужчины, но вот из простых индийцев наиболее религиозны женщины. У многих в жизни прямо сплошные молитвы и ритуалы. Не понятно, когда они успевают что-то еще делать. Но чаще, все-таки, женщины совершаю ежедневную мини-пуджу дома и ходят в храм раз в неделю. В Мадхья-Прадеш понедельник считается днем Шивы. Многие, особенно женщины, любят посещать в этот день храм Шивы. Есть у меня, например, знакомый парень. Парень как парень – работает, тайная девушка есть, выпить иногда любит. Но в храм каждый день ходит как по часам. Дедушка моего мужа каждый вечер ходит в храм Шивы и просиживает там с другими стариками несколько часов. А знакомый отец двоих детей, ограниченный в средствах, и вовсе большую часть своего заработка потратил на строительство храма рядом с домой – чтобы свой был, под боком.
В храме (а также в любом месте совершения пуджи и рядом с установленной статуей – это тоже мини-храм) есть свои правила поведения. Обувь нужно оставить снаружи. В какие-то храмы нельзя проходить с кожаными изделиями, в другие – женщинам с непокрытой головой (а в какие-то и вовсе женщинам вход запрещен). Перед посещением нужно помыться. В висящий колокол можно звонить при приходе и уходе. Храм обходят по кругу слева направо, а потом подходят к центральному алтарю. Чтобы выразить почтение или получить благословение, руками дотрагиваются сначала до стен храма, статуй, огня, а потом до своих сердца, головы или губ. Храму, статуям, изображениям можно поклониться, поздороваться, сложив руки в индийское приветствие «намасте», дотронуться до ног или вообще упасть на пол и полежать распростертым.
Даже если индиец не особо ходит по храмам, но все-таки попал туда, то он: не зайдет, не сняв обувь и не обмывшись, отнесется к месту с почтением и обязательно совершит несколько ритуальных действий.
Индуизм – очень терпимая религия. С одной стороны – есть куча ритуалов, с другой – в них такая смесь, что истинные правила никому не известны. Напорешь ошибок – никто не обидится. Главное – не забывать про чистоту и уважение. Ко всем другим религиям индусы относятся спокойно, так как они не противоречат индуизму. В некоторые храмы Вишну иноверцам нельзя, но в большую часть войти может любой. Посплетничать индийцы любят, при этом никогда не слышала, чтобы они обсуждали, что кто-то не ходит в храм или не проявляет достаточно религиозности. Человек может принять участие в пуджи или сидеть в стороне. Может идти с друзьями в храм и остаться снаружи, полежать на травке. А может быть и наоборот – водитель автобуса, полного спешащих людей, остановится, потому что ему приспичило посетить по дороге храм. И в той, и в другой ситуации никто не обратит внимания. Это нормально. Семейную пуджу на большой праздник важно посетить. Но это уже вопрос, скорее, семейности, а не религии.
Еще об Индии:
Аюрведа в 21-м веке. Как вылечить кашель, родить ребенка и помолодеть.
У вас купец – у нас товар! Как выбирают жениха индийской девушке.
Наши путешествия:
Жизнь у вод Ганги. Гхаты Варанаси.