Блог русской жены индийского мужа. Наша жизнь в Индии, России и путешествиях.

Маленькие радости и большие праздники. Как индийцы отдыхают.

Также сильно как не любят работать и напрягаться, индийцы любят отдыхать и веселиться.

Не успевает завершиться какое-нибудь грандиозное многодневное празднование, как уже пора готовиться к следующему. Красочные индийские фильмы с танцами и фейерверками в чем-то действительно отражают индийскую реальность.

Праздников в Индии – бесчисленное множество. И в основном все они связаны с религией. Индуизм плотно проникает во все сферы жизни, поэтому это и не удивительно. Я не всегда успевала даже уловить смысл тех или иных праздников и сопутствующего набора действий. Как, кстати, и добрая половина индийцев. В один день все накрывают еду для желающих девочек, на следующий женщины обходят дерево 100 раз, а через 3 дня начинается какой-то праздник Шивы. Сегодня нельзя мыться, а завтра наоборот надо не забыть помыться. Причем причины всех этих активностей уже мало кто помнит, и найти концы просто невозможно. От всех статуй, красок, песен и танцев голова кругом пойти может. То яйца нельзя есть, то вообще поститься нужно, то желтое одеть, то рис перед домом рассыпать. Лучше и не пытаться разобраться во всех этих правилах, а просто слушать старших индийцев и повторять за ними. И наслаждаться) Я отметила для себя 3 основных составляющих индийского праздника. Помимо религиозной церемонии, конечно. Во-первых, это еда. Во время праздников принято угощать друг друга просадом – освященной во время религиозной церемонии едой. Индийцы постоянно приглашают родственников и друзей на обед или ужин. Перекусывают в храмах. Или получают от кого-нибудь пару сладких ладду (индийская сладость в виде шарика), просто пройдясь по улице. Во-вторых, это танцы. Если христианские праздники проходят более чинно, то в Индии молитва и танец одинаково важны) И мужчины, и женщины, и особенно дети, пляшут в честь богов и радостных индуистских событий до упаду. Без танцев и праздник – не праздник. И, в-третьих, это обсыпание цветными порошками. Может проходить как вместе с танцами, так и отдельно. Розовые, красные, синие, фиолетовы, желтые – всевозможные порошки закупаются пакетами и рассыпаются друг на друга. Все индийцы потом ходят разноцветные и очень довольные!

О том, как в индийской глубинке проходили некоторые праздники, расскажу поподробнее.

Фестиваль Ганпати Чатуртхи или День Рождения Ганеши.

Ганеша (Ганеш, Ганпати) – один из самых очаровательных индийских богов. Толстый улыбающийся человечек с головой слона. В его День Рождения в Индии проходит красочный 10-ти-дневный фестиваль.

В первый день Ганпати Чатуртхи (четвертый день прибывающей луны индийского месяца Бхадра) самые активные индусы ставят у себя дома или на улице статую Ганеши. Часто сделанную собственными руками из глины и творчески разукрашенную. Ганеша может быть совсем маленьким или огромным. Иногда несколько домов кооперируются и ставят одну статую на общину. Там, где 10 дней стоит Ганеш, должна соблюдаться чистота. В этом доме не должны есть мясо, пить алкоголь, а Маленькому богу предлагаются украшения, цветы, священный огонь и всяческие подношения. В вечер рождения Ганеши нельзя смотреть на луну. Ведь, по легендам, когда-то Луна смеялась над Ганешей и обидела его :)

Возле статуй проводятся церемонии, поются песни, танцуются танцы.

Все 10 дней можно рассматривать маленьких Ганешей, прогуливаясь по улицам. Рано утром и по вечерам домики бога открываются для посетителей и украшаются огнями и гирляндами с фонариками.

Каждый день возле статуй проводятся небольшие пуджи. Разжигается очаг. Взрослые садятся по-кругу и под руководством жреца или знающего члена семьи кидают в огонь подношения. Дети просто носятся вокруг. Мне нравятся индусы своим гибким отношением. По их мнению, религия не должна сопровождаться показным занудным богочестием и тоской зеленой. Жрец поет в микрофон, читает молитвы и всячески колдует над огнем. Самый красивый момент, когда в церемонии поют свААхаа, потом кидают горсть подношений в огонь и так раз за разом, через равные промежутки.

Самое интересное происходит на 10-й, последний день праздника. В этот день со статуями Ганеши приходится прощаться. Те, кто размещал у себя бога, организуют целую торжественную процессию к водоему – озеру или реке. Туда статую Ганеши опускают для того, чтобы он, погостив в теле статуи, мог вновь вернуться к себе домой, на небо.

Ганеша помещается на разукрашенную машину, рикшу или даже трактор. Туда же запрыгивают дети, иногда взрослые и даже собаки. Конечно же, бог выезжает только вместе с подношениями и лакомствами. В повозку обязательно размещается целый таз с просадом, который по дороге раздается всем желающим. За повозками следуют машины с огромными колонками либо оркестр с живой музыкой. Женщины скромно, но гордо шествуют за богом, а парни лихо пляшут позади огромных колонок. К статуе то и дело подходят люди – прикоснуться, получить благословение – красную полоску порошком – тикку — на лоб и горсть сладкого просада. Движется процессия медленно и может занимать много часов. Ближе к вечеру веселье набирает обороты. Музыку выворачивается на полную. Пускаются в пляс дети, за ними женщины. А тут уже и серьезные индийцы начинают притопывать ногой. Откуда-то появляются тазы с цветным порошком. Им начинают мазать и обсыпать друг друга. Заканчивается порошок – появляется вода из бутылок и искусственный снег в баллончиках. Или хотя бы кока-колла, которая взбалтывается и отправляется фонтаном в толпу.

Веселая танцующая разноцветная процессия приближается к воде, и приходит время вернуть Ганешу домой с помощью священной реки. Главный организатор процессии обычно несет статую на голове, постепенно погружаясь в воду. А в Мумбае, например, огромные статуи погружают в воду подъемными кранами.

День Рождения Кришны (праздник Джанмаштами).

Джанмаштами отмечается на 8-й день убывающей луны лунного месяца Шравана (август-сентябрь). Но активная подготовка начинается за несколько дней.

Первым делом, подготовка к пудже. К ней, как всегда в индуизме, нужно приготовить всякие цветные порошки и подношения – сладости, бананы, огурцы (почему-то), орешки. Хозяйки закупают или готовят йогурт и взбивают масло – любимые лакомства Кришны.

Позаботившись о том, чтобы бог завтра получил все необходимое, можно заняться собой. В этот день все индианки хотят быть очень красивыми. А красота, в первую очередь, это мехенди – рисунки хной. На руках и ногах творят настоящие шедевры. Птицы, лошади, деревья, цветы образуют немыслимый узор. Остаток вечера накануне праздника проходит с кокосовым маслом на волосах, в максах, маникюре и прочих важностях. Каждая дама наглаживает себе желтый наряд – любимый цвет Кришны.

Следующее утро, утро Джанмаштами, как, наверное, догадались все, кто знаком с Индией, начинается с обязательной, особо тщательной уборки и душа. Дом празднично принаряжается и обвешивается фонариками. Статуэтку Кришны устанавливают на какое-нибудь почетное место, сооружая для него целый алтарь или игрушечный дом.

В этот день нужно соблюдать пост. Кто-то совсем не ест, кто-то даже не пьет — до вечерней пуджи или до 12 часов ночи. Вариантов множество. Я в таких вопросах полагаюсь на мнение мамы мужа. Она искренне верующая и образованная индианка. Мама сказала, что нормальный вариант — пить, есть фрукты и кушанья, разрешающиеся в этот день. Строгий пост держит первая каста — брахманы, и в остальных случаях может казаться показным и бессмысленным. Такой пост – из сладостей, фруктов, соков и любимых овощных блюд Кришны — очень даже по мне!

К вечерней пудже готовятся угощения – кормить Кришну и самих индийцев, конечно) В легком посте, приготовлении блюд и общении с родственниками неспешно проходит день. Закончив домашние труды, все отправляются наряжаться.

С темнотой на улицах то тут — то там начинают собираться толпы народу, в основном – мальчишек. Предстоит самое любимое развлечение молодежи. Про Кришну достоверно известно, что он был тем еще озорником. Не только веселился с теряющими от него голову пастушками, но и таскал из деревенских домов йогурт, простоквашу, масло, и при этом разбивал или прятал глиняный горшок. В день Джанмаштами по всей Индии инициативные группы подвешивают красиво украшенные глиняные горшки, наполненные йогуртом или чем-то похожим. Мальчишки должны составить пирамиду из своих тел, достать до горшка и разбить его священным кокосом. После каждой неудачной попытки, когда пирамида разваливается, начинается хохот, безудержные танцы и обливание друг-друга водой, а через 10 минут попытка снова повторяется. Когда попытки кажутся особенно удачными, с окрестных крыш на головы участников и зрителей выливаются потоки воды. Мальчишки-хулиганы не дают достать горшок, чтобы продлить удовольствие.

К вечерней церемонии индийцы собираются по домам у алтаря Кришны. Все в желтом, в золоте. Дамы — с мехенди и маникюром на руках. Огурцы, бананы, рис, цветы, листочки, порошки, молоко, йогурт – все готово. Горкой высятся лепешки – чапати или пури. Все невольно с нетерпением поглядывают на десерт, любимый Кришной – чанданмирт. Он смешан из йогурта, сухофруктов, орехов и обжаренной в сахаре и масле муки. Семья располагается на циновках вокруг алтаря. Женщины достают книжку с песнями-молитвами, находят подходящую про Кришну, и все начинают петь. Когда я участвовала в такой церемонии, мне дали колокольчик – звонить, так как петь не могла. Статуэтку Кришны обмывают водой, потом поливают молоком и йогуртом, ставят ему тарелку с угощениями и начинают по очереди кидать на него рис, цветы, ставить тикку порошком, окуривать благовонием. И все это под музыку, хлопанье в ладоши и звон колокольчика. Очень красиво. После церемонии всем раздается по тарелке просада.

По городам и деревням – на площадях тоже совершаются церемонии. Общинами иди жрецами.

Когда с обязательной религиозной программой покончено, начинаются народные гуляния. Люди танцуют на улицах. Продолжают сбивать горшки. Угощают друг друга просадом. На сценах выступают танцоры и другие артисты. Простое, искреннее, бесшабашное веселье продолжается до ночи.

Осенний Наваратри или Дурга-пуджа. Фестиваль Дурги – Богини-матери.

Одно из самый ярких событий сентября для индийцев – фестиваль богини Дурги. Красочный и яркий праздник занимает, как и можно было ожидать, — 10 дней. Каждый из дней наполнен маленьким обрядами, молитвами, угощениями, песнями и, конечно, танцами – куда же без этого в Индии.

Я долго пыталась разобраться в хитросплетениях индуизма и уложить в голове четкое определение – кто же такая Дурга. Но однозначного ответа так и не нашла. Рядовые индийцы особо не задумываются над истоками и воспринимают ее просто как богиню-мать и защитницу. Если «дети» почитают и восхваляют Дургу — она берет их под свое покровительство, помогает преодолевать бедность, страдания, болезни и грехи.

9 дней праздника индусы поклоняются девяти различным формам женской энергии Шакти (или богини Дурги), а на 10-й день празднуют ее победу над злым демоном-асуром и отправляют обратно на небеса. Десятый день называют Виджайа Дашами или Дассера.

Как и в фестиваль Ганеши, улицы, общины или отдельные семьи ставят на все 10 дней праздника большие статуи. Задолго до дня Х повсюду появляются мастерские, в которых художники лепят, разрисовывают и украшают статуи. За ними приезжают телеги, повозки, рикши, трактора, заполненные веселыми мальчишками. Погрузив Богиню в транспорт, молодежь под веселую музыку устремляется к своим домам. Прямо на улице для Богини-матери организовывается дом-шатер. Вокруг развешивают гирлянды из фонариков и цветов, устанавливают фонтаны. А для ежевечернего веселья выносят огромные колонки с музыкой. Возле статуи устанавливается церемониальный стол с цветами, кокосами, водой, цветными порошками для тикки. Обязательно ставится пророщенный рис, как символ плодородия и благополучия – подарков Богини-матери.

Все 9 дней фестиваля идет пост. Практически все не едят мясо, яйца и не пьют, а многие придерживаются более строгих ограничений. Например, только пьют сок или съедаю чашку риса в день. Но ограничения в еде не влияют на общее настроение. На улицах царит праздник.

Каждый день фестиваля утром и вечером возле статуй совершаются пуджи. В них участвуют члены семьи, установившей статую, соседи, да и просто все желающие. Индуистские праздники нравятся мне своей открытостью и гостеприимством. Каждый может подойти к чужой статуи, помолиться, освятить еду. Всем раздается угощение – просад. Устанавливаются статуи и государством, на площадях города. Она самые большие, и вокруг них самые масштабные церемонии.

На 6-й, 7-й, 8-й и 9-й дни фестиваля в гости – к статуе, да и просто домой — приглашаются друзья и знакомые. Их угощают едой — закармливают прямо на убой. Особенно благоприятным считается приглашать на просад девочек. Девочки приходят по нескольку десятков, рассаживаются в ряды на циновках, а семья разносит им угощение. В этот праздник любят угощать кхиром – сладкими рисовыми шариками в молоке. Богов тоже закармливают. Храмы просто засыпаны угощениями и подношениями.

В нашем Кхаджурахо на фестиваль Дурги организовывались танцевальные соревнования для детей. Каждый вечер на сцене в центре городка выступали большие и маленькие дети. Некоторые – довольно красиво и профессионально. На соседней площади, для тех, кто слишком серьезен и одухотворен для танцев, все девять дней на большом экране показывали Рамаяну.

На 9-й день все благочестивые индусы совершают огненную церемонию – хаван. Возле статуи сооружают и украшают цветными порошками очаг, в который потом под религиозные пения кидаются рис, цветы и другие подношения.

Помимо семейных статуй, самые верующие стараются каждый день фестиваля посещать храмы. Ответственные мужья везут своих нарядных жен и детей на машинах, мотоциклах и даже велосипедах. Храмы прямо обрастают палатками с религиозным товаром и рядами попрошаек. В храме можно сэкономить на обеде, угостившись простым, но вкусным праздничным просадом из больших кастрюль.

На 10-й день в точности повторяется то, что недавно происходило на фестивале Ганеши.

Радостные жители надевают свои лучшие наряды. Статуи Дурги сажают в транспорт и катят по улицам. Все это сопровождалось раздачей просада, весельем, безумными прыжками и танцами. И так часов 5. Завершается празднество уже в 12-м часу ночи. Индийцы опускают статуи Дурги в водоемы, чтобы через божественные воды она попала домой, на индуистскую священную гору Кайлаш.

Карвачот.

Карвачот – это праздник, когда жена целый день не ест и не пьет, пока не увидит луну. После этого муж подносит ей первый стакан воды, и она может начинать пировать у праздничного стола. Этот пост в честь мужа – приносит ему удачу и здоровье.

В этот день индианки выглядят как царицы. Они одевают самое красивое сари и множество украшений, все яркое и блестящее. Конечно же, готовят вкусный ужин. И закупают специальные разрисованные глиняные кувшинчики, в которые накладываются сладости и втыкаются сухие метелки травы. Эти сладости жена с мужем должны съесть в последующие дни. Чтобы жизнь у пары сладкой была, видимоJ

Вечером, до первого стакана воды, дамам предстоит пройти длинную пуджу, в которой участвуют и кувшинчики. Обычно пуджи проходят на крышах или балконах – чтобы пораньше увидеть луну. После пуджи к индианкам присоединяются мужья, и с ними совершается еще один небольшой обряд. Жена смотрит на луну через сито (обязательно, только так!:), ставит мужу на лоб тикку, угощает его сладостью, и может, наконец-то, выпить воды из его рук. Я тоже с успехом приняла участие в Карвачоте. Добрый праздник, про любовь и заботу о муже. Только вот голодать без воды, да еще и в жаркой Индии – очень тяжело.

Это лишь примеры индийских праздников. А имя им – миллион. Есть праздники, которые отмечает вся страна. Такие как Дивали – фестиваль огней или Холи – фестиваль красок. Да еще и в каждом штате, в каждом городе есть свои праздники и их вариации. Для небогатых индийцев, живущих довольно однообразной простой жизнью, такие фестивали важны как воздух. Они делаю жизнь радостней и счастливей. И как приятно отлынивать от работы и объяснять задержки по срокам, ссылаясь на то, что сейчас праздник. Индийцы и в паузы между праздниками-то не особо напрягаются, а уж во время фестиваля и вообще можно расслабиться!

Помимо религиозных празднований в Индии отмечают и привычные нам события.

В первую очередь, конечно же, День Рождения. Индийцы любят сладкое, но вот торты едят не часто. Торты четко ассоциируются с Днями Рождения. Если индиец увидит, как кто-то ест или покупает торт, он тут же спрашивает – «У кого День Рождения?». Причем торт нужно не просто съесть. Именинник должен разрезать его под хлопанье в ладоши и положить по кусочку прямо в рот гостям, начиная с самых важных. Индийцы вообще любители класть друг другу еду в рот, особенно сладости. Так что, если вы неожиданно поймете, что к Вашему рту тянется индийская рука с едой – не пугайтесь. Вкусная еда, подарки и торт, конечно же, разбавляются индийским колоритом – пуджей. Не все и не каждый год, но периодически стараются провести пуджу — для удачи и здоровья именинника.

Индийская свадьба достойна отдельной книги. Сама свадьба длится 3 дня, но включает еще кучу дополнительных дней до и после. Свадебные дни наполнены различными обрядами и пуджами. Конечно же, не обходится без выступлений, танцев, угощений. Свадьба – одно из ключевых событий в жизни индийца. Поэтому и организуется с максимальным размахом, какой только может позволить себе семья.

Новый год большим праздником не считается. Он проходит гораздо менее заметно, чем те же Дни Рождения Кришны или Ганеши. Но попускать петарды, поесть и пожелать друг другу счастливого Нового Года индийцы любят.

Есть в Индии и День Независимости. Когда повсюду флаги, улицы города приводятся в порядок, организуются выступления.

В те редкие дни, когда не идет праздник или хотя бы подготовка к нему, индийцы тоже находят возможность развлечься. В крупных городах это и выставки, и музеи, и клубы, и рестораны, и караоке, и парки. Молодежные компании проводят время вместе как на западе. В глубинке все сложнее. Мест, куда можно выбраться, не так и много. В основном, это рестораны или чайные. Мужские компании или семьи проводят там время за разговорами и едой. Женщины по большей части сидят дома.

Помимо ресторана остается не так много вариантов досуга. Для мужчин это: шатание по улицам, игра в карты, телевизор и газеты. Ну и обсуждение новостей. Индийцы – довольно общительный народ. Они редко замыкаются внутри дома. Для них жизненно необходимо выходить в люди и общаться. Конечно, чередуя это с ленивым лежанием, очень спасительным в такой жаре.

Есть в жизни индийцев и спорт. Самая любимая игра – крикет. А национальной считается хоккей на траве. Хотя крикет попадается гораздо чаще. Иногда попадаются компании, играющие в волейбол. Фитнес-клубы есть только в крупных городах, но есть мужские качалки. И даже бегуны иногда попадаются. В деревнях спорта нет. Да и какой там спорт – одна работа.

Несчастным женщинам ни в крикет поиграть, ни в карты. Никаких специальных заведений для них нет. Кроме салона красоты. Зато они любят ходить по магазинам и в храм. Это два достойных занятия, вроде бы и важных-нужных, и позволяющих покрутиться на людях, посмотреть, что происходит в мире, перекинуться парой слов со знакомыми. Ну и, хоть и неполезное, но самое любимое занятие для женщин – это просмотр болливудских мелодрам. Бесконечных и не особо замудренных. Но им нравится.

Еще индийцы очень любят готовить компанией. Конечно же, мужской. У кого-то дома или на природе. Часа 2-3 готовят, едят быстро, и вечеринка закончилась. Вообще, индийские мужчины – неплохие повара. Они могут ничего не делать дома – есть же жена, сестра или мать — но готовить умеют практически все. И любят.

Если на сегодня нет приглашения на свадьбу, для кулинарного выезда погода не подходит, а телевизор надоело смотреть (или нет его, что вполне вероятно для бедных индийцев), то индиец идет в гости. О приходе в гости предупреждать не нужно. Как я уже упоминала, в Индии нет понятия личного пространства. В любой момент ты должен быть готов к тому, что в твой дом кто-то может прийти. Гость приглашается на лучший диван или кровать, на которой сидят. Ему обязательно подается вода и какое-нибудь угощение – сладости или пряно-соленые снеки. Может быть предложен чай или полноценный обед. Обычно такие визиты длятся в пределах получаса. А если это близкие друзья или родственники – то и на весь день может быть. Женщины любят гостить у своих родителей. Для них это большая радость и полноценный отпуск.

Еще одно большое хобби современных индийцев от 10 до 60 лет – это флирт и вранье в интернете. Они тратят на него огромное количество времени. Мужчины очень любят вести любовные игры с иностранками, выискивая их через социальные сети или на сайтах знакомств. «Hi, how are you? My name is Audesh. I am student from India. Want to practice my English». Сейчас легче найти тех девушек в России, кто получал такое сообщение, чем тех, кто не получал! Индийцы накрыли весь мир своими письмами и лишь набирают обороты. У них заготовлены шаблонные тексты, с помощью которых за 1 вечер они могут легко и непринужденно чатиться с десятком девушек. В последнее время, с развитием технологий, и индийские девушки получили возможность торчать в социальных сетях через свои смартфоны и планшеты, с которыми старомодные отцы не в состоянии разобраться. Знали бы они, что и кому там пишут их дочки – все смартфоны оказались бы в мусорке, а дочки – под замком!

Другие статьи про Индию:

Праведные индийцы и вредные привычки. Чикен-карри, алкоголь, сигареты.

Индия туристическая. Ехать ли? Ехать.

Как в Индии грязь уживается с чистотой.

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *