Одно из самый ярких событий сентября для индийцев – десятидневный фестиваль Дурги. Красочный и яркий праздник никого не оставляет равнодушным, вовлекая детей, серьезных мужчин, туристов. Каждый день наполнен тихой радостью и весельем — маленькими уютными обрядами, молитвами, угощениями, песнями и, конечно, танцами – куда же без этого в Индии.
Кто такая Дурга.
Я долго пыталась разобраться в хитросплетениях индуизма и уложить в голове четкое определение – кто же такая Дурга. Но однозначного ответа так и не нашла. Рядовые индийцы особо не задумываются над истоками и воспринимают ее просто как Богиню-мать и защитницу. Если «дети» почитают и восхваляют Дургу — она берет их под свое покровительство, помогает преодолевать бедность, страдания, болезни и грехи.
Само слово Дурга означает «непобедимая». Слог «ду» говорит о четырёх асурах (демонах): бедность (даридра), страдание (духкха), голод (дурбхикша) и дурные привычки (дурвьясана). Звук «р» означает болезни (рогагхна), а слог «га» — грехи (папагхна), несправедливость, неверие, жестокость, леность. Таким образом, богиня Дурга уничтожает все виды зла. Индийцы верят, что одно звучание этого имени уже разрушает все плохое.
Основная легенды, связанная с Дургой, говорит о том, что когда-то демон (асур) Махишасура получил от бога Брахмы дар — ни один человек или бог не мог убить его. Демон начал разрушительную войну на земле и на небесах, и повсюду воцарился хаос. Тогда боги создали Дургу. Каждый дал немного своего божественного света, из которого она и возникла. 10 богов вручили богине 10 разных видов оружия, и она взяла его в свои 10 рук. Защитница победила асура, на земле и небесах воцарился мир.
Другие источники говорят о том, что Дурга – это вселенская энергия. «Вечная энергия, которая беспрерывно творит, хранит и разрушает Вселенную, называется Шакти. Мать Дурга представляет эту вселенскую энергию, и всё в этом мире является всего лишь её проявлением. Она являет собой единственную реальность – единого Бога в виде Матери, женское начало в природе. В священных текстах она говорит демону Шумбхе: “Я единственная во всей Вселенной. Кто ещё может быть вне меня?’’ Будучи универсальной энергией, она бесформенна и бесконечна.» Индусы говорят, что Дурга познается через любовь. Она — самая прекрасная, но в то же время — жестокая и ужасная. Она способна не только рассеивать трудности, но и убивать демонов.
Богиня имеет множество аватаров, соответствующих разным ролям. Дурга и Кали – воительницы и защитницы, Парвати – домашняя, спокойная роль жены Шивы. В роли богини, отвечающей за богатство, красоту и семейный очаг, она воплощается в образе своей дочери – богини Лакшми. А как покровительница науки, искусства и творчества – в образе дочери Сарасвати. Для южноиндийских деревень вообще характерен специфический набор «матерей» (амма по-индийски), культ которых составляет основу религиозной практики жителей. В общем, голова моя совсем пошла кругом. Аватаров очень много, часто легенды противоречат друг другу, правды не найти, да ее и нет. Индусы ничего объяснить не могут – Богиня-мать она и есть Богиня-мать.
Фестиваль Дурги проходит в месяце асваюджа (сентябрь-октябрь) в даты, определяемые по лунному календарю. Название праздника – Наваратри или Норатри означает 9 ночей. 9 дней Дурга воевала с демонами, олицетворяющими зло и пороки, постепенно побеждая их. А по другой версии – муж Дурги, Шива, разрешает ей навещать мать только 9 дней в году, и фестиваль приурочен именно к этим дням, когда Дурга спускается на землю и посещает родные места в Бенгалии. Еще легенды говорят о том, что дата связана с Рамаяной. Рама попросил благословения у Дурги, победил демона Равану и освободил Ситу.
9 дней праздника индусы поклоняются девяти различным формам женской энергии Шакти (или богини Дурги), а на 10-й день празднуют ее победу над асуром и отправляют обратно на небеса. Десятый день называют Виджайа Дашами (победа Дурги над Махишасурой) или Дасера (победа Рамы над Раваной).
9 форм Шакти или Дурги:
- Maa Shailaputri. Маа (мать) Шаилапутри. Известна как Парвати или Хамавати. Именно эта форма ассоциируется с женой Шивы. Сначала богиня воплотилась в Сати, дочь царя Дакши. Она стала женой Шивы, а потом сожгла себя в костре ради чести мужа, которого оскорбил ее отец. Парвати – второе воплощение – снова стала женой Шивы и уже прочно находится рядом с ним во всех легендах.
Богиня сидит на быке, держа в руках трезубец и цветок лотоса. - Maa Brahmacharini. Брахмачарни (также известна как Апарна и Ума). Это Парвати, практикующая покаяние и аскезу, олицетворяющая любовь и преданность. Легенда гласит: мудрец Нарада предсказал девушке, увидев ее ладони, что она выйдет замуж за Господа Шиву, так как в своем предыдущем рождении была Сати. Но для того, чтобы замужество состоялось,ей необходимо выполнить покаяние. Во время покаяния Парвати удалилась от мира и постепенно отказалась от пищи и воды.
Богиня держит четки в правой руке и камандалу (сосуд для воды) в левой. - Maa Chandraghanta. Третья форма Шакти – Чандрагханта. Ей поклоняются на третий день Наваратри. Этот аватар дает мир и защиту.
Богиня носит полумесяц на лбу, имеет десять рук и три глаза, золотистый цвет кожи. Она агрессивна и всегда готова к войне. Ездит на тигре и носит ожерелье из колоколов, которое пугает демонов. - Maa Kushmanda. Кушманда (также известная как Аштабхуджа) является четвертой формой Шакти. Ей поклоняются в болезни и горести, которые она устраняет, даруя верующим долгую жизнь, силы и здоровье.
Ездит Кушманда на льве. Тело ее сияет, она имеет восемь рук, в которых держит камандалу, лук, стрелу, лотос, кувшин нектара, булаву. В восьмой руке она держит четки, которые способны дать восемь сиддхи – сверхъестественных способностей. - Maa Skandamaata. Пятая форма Шакти называют Скандамата (или Падмасана). Она является матерью бога Кумары (другие его имена — Сканда или Картикея), который был избран богами в качестве предводителя в войне против асуров. Демон Таракасур попросил у Брахмы бессмертия. Брахма отказался и предложит просить чего-то другого. Таракасур попросил сделать так, чтобы только сын Шивы мог лишить его жизни. Хитрый Таракасур думал, что Шива как йогин будет вечно соблюдать обет безбрачия. Брахма выполнил просьбу, и Таракасур начал мучить мир, думая, что непобедим. Боги испугались и попросили Шиву создать сына. Шива принял человеческий аватар, женился на Парвати, и на свет появился Картикея, который убил Таракасура. Скандамата ездит на льве, имеет три глаза и четыре руки. Две ее руки держат лотосы, а две другие сложены в мудры.
- Maa Katyayani. На шестой день праздника поклоняются божественной Дурге-Шакти в форме Катьяяни. Катьяяни ездит на льве, имеет золотистую кожу, три глаза и четыре руки. В левых руках она держит оружие и цветы лотоса. Две другие руки сложены в мудры защиты и благословения. Легенда гласит, что человек по имени Катьяяна хотел иметь дочь. В это время армия могущественного демона Махишасура, которого я уже упоминала, как основного врага Дурги, достигла небес, чтобы свергнуть богов из их обители. Боги создали Дургу, и она родилась как дочь Катьяяны. Отец был первым, кто мог поклоняться богине, поэтому она получила имя Катьяяни.
- Maa Kaalratri. Каларатри, что переводится с санскрита как Черная Ночь – воительница, разрушительница тьмы и невежества, также известна как Шубхамкари. Она дает преданным спокойствие и мужество. «Ее цвет как темная ночь, она покрыта волосами и имеет четыре руки. Левыми руками держит она клинок и факел, и правые две сложены в мудры защиты и даяния. Она имеет три глаза, из которые исходят лучи, и взгляд ее как молния. Пламя появляется через ее ноздри, когда она вдыхает или выдыхает воздух. Она ездит на осле»
- Maa Mahagauri. Махагаури — богиня в форме 8-ми-летнего ребенка, «прекрасная как луна и цветок жасмина». Гаури загрязнилась во время покаяния, но Шива омыл ее с водой из Ганги. Девочка стала чистой и блестящей как молния. После этого она стала известна как Махагаури. Все грехи преданных смываются поклонением этой форме Матери. Ее одежда и украшения белые и чистые. Она имеет три глаза и четыре руки. Ее правая верхняя рука в мудре, которая позволяет развеять страх, в правой нижней руке она держит трезубец-тришулу. Левая верхняя рука держит бубен, а нижняя находится в мудре благословения.
- Maa Siddhidatri. Последней среди девяти форм Шакти является богиня Сиддхидатри, которой поклоняются в последний день Наваратри.
«Сиддхи» означает «совершенство». Богиня Сиддхаратри может давать верующим всевозможные оккультные силы, ее почитатель приобретает все сиддхи и ничего не остается недостижимым для него во Вселенной.
Согласно легенде, Шива поклонялся богине Шакти, получил все сиддхи и принял форму Ардхинаришвара – бога, у которого тело наполовину мужское, наполовину женское. Богиня Сиддхидатри имеет четыре руки. Она держит чакру в правой нижней руке, булаву в верхней, в левой нижней раковину, а в верхней левой цветок лотоса. Она сидит на цветке лотоса, в иконографии изображается со львом, ее ездовым животным.
Дурга-Пуджа 2015.
В этом году Дурга-Пуджа началась 13 октября. Как и в фестиваль Ганеши, улицы, общины или отдельные семьи ставили на все 10 дней большие статуи. Всего по Кхаджурахо их получилось около 30.
На этот раз и наша семья тоже решила установить статую. Отец Анджула и 2 его брата со своими семьями объединились и организовали временный дом-шатер для Богини-матери на улице возле главного входа. Вокруг развесили гирлянды из фонариков, для вечернего веселья установили огромные колонки с музыкой, а для увеселения глаз богини, напротив ее дома выкопали мини-бассейн с фонтаном.
За статуей в соседний город Раджнагар поехала целая толпа. Я тоже решила посмотреть, как выглядит магазин. Большие и малые статуи, изготовленные и раскрашенные вручную, расхватывались на глазах.
За ними приезжали телеги, повозки, рикши, трактора, заполненные веселыми мальчишками. Погрузив Богиню в транспорт, молодежь под веселую музыку устремлялась к своим домам.
Наша Дурга оказалась самой красивой.
Возле нее, как положено, установили церемониальный стол с цветами, кокосами, водой, цветными порошками для тикки. Обязательно ставят пророщенный рис, как символ плодородия и благополучия – подарков Богини-матери.
Все 9 дней фестиваля идет пост. Практически все не едят мясо, яйца и не пьют, а многие придерживаются более строгих ограничений. Например, только пьют сок или съедаю чашку риса. Но ограничения в еде не влияют на общее настроение. На улицах царит праздник.
Каждый день фестиваля утром и вечером возле статуй совершались индуистские церемонии – пуджи. В них участвуют члены семьи, установившей статую, соседи, да и просто все желающие. Индуистские праздники нравятся мне своей открытостью и гостеприимством. Каждый может подойти к чужой статуи, помолиться, освятить еду. Всем раздается угощение – просад.
На 6-й, 7-й, 8-й и 9-й дни в гости – к статуе, да и просто домой — приглашаются друзья и знакомые. Их угощают едой — закармливают прямо на убой. Особенно благоприятным считается приглашать на просад девочек – в честь женского начала Шакти. Девочки приходят по нескольку десятков, рассаживаются в ряды на циновках, а семья разносит им угощение. В этот праздник любят угощать кхиром – сладкими рисовыми шариками в молоке. Мы переезжали от дома к дому, наращивая лишние килограммы.
Богов тоже закармливают. Храмы просто засыпаны угощениями.
На главной площади города установили самые внушительные и яркие мини-храмы для статуй.
Сюда на вечернюю пуджу стекалось наибольшее количество народу.
Как я уже ранее упоминала, кхаджурахские жители – большие любители танцев.
Вот и на фестиваль Дурги тоже организовали танцевальные соревнования для детей. Каждый вечер на сцене выступали большие и маленькие дети. Некоторые – довольно красиво и профессионально. У меня был творческий застой, фото делать не хотелось, поэтому показать нечего. Только место действия с телефона.
На соседней площади, для тех, кто слишком серьезен и одухотворен для танцев, все девять дней на большом экране показывали Рамаяну.
На 9-й день все совершали огненную церемонию – хаван. Возле нашей статуи тоже соорудили и украсили цветными порошками очаг, в который потом кидали рис, цветы и другие подношения.
Помимо семейных статуй, самые верующие старались каждый день посещать храмы. За нашим домом, в полях, находится очень почитаемый индусами храм. Каждое утро туда-обратно так и сновали нагруженные мотобайки. Ответственные мужья везли своих нарядных жен и детей.
Самый главный храм Богоматери в Кхаджурахо – Богараджен-темпл. Обычно спокойный и домашний, в эти дни храм ожил и оброс палатками с религиозным товаром и рядами попрошаек.
Здесь можно сэкономить на обеде, угостившись простым, но вкусным праздничным просадом из больших кастрюль.
Анджул получил благословение от пандида-джи, нашего любимого старца.
10-1 день стал Днем Сурка, в точности повторяя то, что недавно происходило на фестивале Ганеши.
Радостные жители надели свои лучшие наряды.
Статуи Дурги посадили в транспорт и покатили по улицам. Кому повезло, сидели рядом с Богиней, остальные шли сзади.
Статуи с центральной площади поехали на огромных грузовиках:)
Все это сопровождалось раздачей просада, весельем, безумными прыжками и танцами. И так часов 5.
Музыка гремела так, что просто не понятно, как никто не оглох.
Когда стало казаться, что веселее быть уже не может, в дело пошли цветные порошки, искусственный снег и вода.
Все погрузились в красочный хаос.
Завершилось празднество уже в 12-м часу ночи. Индийцы опустили статуи Дурги в водоемы, чтобы через божественные воды она попала домой, на Кайлаш.
В других странах:
Это было в черной Африке. Кения, март 2015. Часть 4. Красные земли. Рассвет с видом на Килиманджаро.