Блог русской жены индийского мужа. Наша жизнь в Индии, России и путешествиях.

Осенний Наваратри или Дурга-пуджа. Фестиваль Богини-матери.

DSC01010 — копия

Одно из самый ярких событий сентября для индийцев – десятидневный фестиваль Дурги. Красочный и яркий праздник никого не оставляет равнодушным, вовлекая детей, серьезных мужчин, туристов. Каждый день наполнен тихой радостью и весельем — маленькими уютными обрядами, молитвами, угощениями, песнями и, конечно, танцами – куда же без этого в Индии.

Дурга

Кто такая Дурга.

Я долго пыталась разобраться в хитросплетениях индуизма и уложить в голове четкое определение – кто же такая Дурга. Но однозначного ответа так и не нашла. Рядовые индийцы особо не задумываются над истоками и воспринимают ее просто как Богиню-мать и защитницу. Если «дети» почитают и восхваляют Дургу — она берет их под свое покровительство, помогает преодолевать бедность, страдания, болезни и грехи.

Само слово Дурга означает «непобедимая». Слог «ду» говорит о четырёх асурах (демонах): бедность (даридра), страдание (духкха), голод (дурбхикша) и дурные привычки (дурвьясана). Звук «р» означает болезни (рогагхна), а слог «га» — грехи (папагхна), несправедливость, неверие, жестокость, леность. Таким образом, богиня Дурга уничтожает все виды зла. Индийцы верят, что одно звучание этого имени уже разрушает все плохое.

Основная легенды, связанная с Дургой, говорит о том, что когда-то демон (асур) Махишасура получил от бога Брахмы дар — ни один человек или бог не мог убить его. Демон начал разрушительную войну на земле и на небесах, и повсюду воцарился хаос. Тогда боги создали Дургу. Каждый дал немного своего божественного света, из которого она и возникла. 10 богов вручили богине 10 разных видов оружия, и она взяла его в свои 10 рук. Защитница победила асура, на земле и небесах воцарился мир.

Другие источники говорят о том, что Дурга – это вселенская энергия. «Вечная энергия, которая беспрерывно творит, хранит и разрушает Вселенную, называется Шакти. Мать Дурга представляет эту вселенскую энергию, и всё в этом мире является всего лишь её проявлением. Она являет собой единственную реальность – единого Бога в виде Матери, женское начало в природе. В священных текстах она говорит демону Шумбхе: “Я единственная во всей Вселенной. Кто ещё может быть вне меня?’’ Будучи универсальной энергией, она бесформенна и бесконечна.» Индусы говорят, что Дурга познается через любовь. Она — самая прекрасная, но в то же время — жестокая и ужасная. Она способна не только рассеивать трудности, но и убивать демонов.

Богиня имеет множество аватаров, соответствующих разным ролям. Дурга и Кали – воительницы и защитницы, Парвати – домашняя, спокойная роль жены Шивы. В роли богини, отвечающей за богатство, красоту и семейный очаг, она воплощается в образе своей дочери – богини Лакшми. А как покровительница науки, искусства и творчества – в образе дочери  Сарасвати. Для южноиндийских деревень вообще характерен специфический набор «матерей» (амма по-индийски), культ которых составляет основу религиозной практики жителей. В общем, голова моя совсем пошла кругом. Аватаров очень много, часто легенды противоречат друг другу, правды не найти, да ее и нет. Индусы ничего объяснить не могут – Богиня-мать она и есть Богиня-мать.

Фестиваль Дурги проходит в месяце асваюджа (сентябрь-октябрь) в даты, определяемые по лунному календарю. Название праздника – Наваратри или Норатри означает 9 ночей. 9 дней Дурга воевала с демонами, олицетворяющими зло и пороки, постепенно побеждая их. А по другой версии – муж Дурги, Шива, разрешает ей навещать мать только 9 дней в году, и фестиваль приурочен именно к этим дням, когда Дурга спускается на землю и посещает родные места в Бенгалии. Еще легенды говорят о том, что дата связана с Рамаяной. Рама попросил благословения у Дурги, победил демона Равану и освободил Ситу.

9 дней праздника индусы поклоняются девяти различным формам женской энергии Шакти (или богини Дурги), а на 10-й день празднуют ее победу над асуром и отправляют обратно на небеса. Десятый день называют Виджайа Дашами (победа Дурги над Махишасурой) или Дасера (победа Рамы над Раваной).

9 форм Шакти или Дурги:

  1. Maa Shailaputri. Маа (мать) Шаилапутри. Известна как Парвати или Хамавати. Именно эта форма ассоциируется с женой Шивы. Сначала богиня воплотилась в Сати, дочь царя Дакши. Она стала женой Шивы, а потом сожгла себя в костре ради чести мужа, которого оскорбил ее отец. Парвати – второе воплощение – снова стала женой Шивы и уже прочно находится рядом с ним во всех легендах.
    Богиня сидит на быке, держа в руках трезубец и цветок лотоса.
  2. Maa Brahmacharini. Брахмачарни (также известна как Апарна и Ума). Это Парвати, практикующая покаяние и аскезу, олицетворяющая любовь и преданность. Легенда гласит: мудрец Нарада предсказал девушке, увидев ее ладони, что она выйдет замуж за Господа Шиву, так как в своем предыдущем рождении была Сати. Но для того, чтобы замужество состоялось,ей необходимо выполнить покаяние. Во время покаяния Парвати удалилась от мира и постепенно отказалась от пищи и воды.
    Богиня держит четки в правой руке и камандалу (сосуд для воды) в левой.
  3. Maa Chandraghanta. Третья форма Шакти – Чандрагханта. Ей поклоняются на третий день Наваратри. Этот аватар дает мир и защиту.
    Богиня носит полумесяц на лбу, имеет десять рук и три глаза, золотистый цвет кожи. Она агрессивна и всегда готова к войне. Ездит на тигре и носит ожерелье из колоколов, которое пугает демонов.
  4. Maa Kushmanda. Кушманда (также известная как Аштабхуджа) является четвертой формой Шакти. Ей поклоняются в болезни и горести, которые она устраняет, даруя верующим долгую жизнь, силы и здоровье.
    Ездит Кушманда на льве. Тело ее сияет, она имеет восемь рук, в которых держит камандалу, лук, стрелу, лотос, кувшин нектара, булаву. В восьмой руке она держит четки, которые способны дать восемь сиддхи – сверхъестественных способностей.
  5. Maa Skandamaata. Пятая форма Шакти называют Скандамата (или Падмасана). Она является матерью бога Кумары (другие его имена — Сканда или Картикея), который был избран богами в качестве предводителя в войне против асуров. Демон Таракасур попросил у Брахмы бессмертия. Брахма отказался и предложит просить чего-то другого. Таракасур попросил сделать так, чтобы только сын Шивы мог лишить его жизни. Хитрый Таракасур думал, что Шива как йогин будет вечно соблюдать обет безбрачия. Брахма выполнил просьбу, и Таракасур начал мучить мир, думая, что непобедим. Боги испугались и попросили Шиву создать сына. Шива принял человеческий аватар, женился на Парвати, и на свет появился Картикея, который убил Таракасура. Скандамата ездит на льве, имеет три глаза и четыре руки. Две ее руки держат лотосы, а две другие сложены в мудры.
  1. Maa Katyayani. На шестой день праздника поклоняются божественной Дурге-Шакти в форме Катьяяни. Катьяяни ездит на льве, имеет золотистую кожу, три глаза и четыре руки. В левых руках она держит оружие и цветы лотоса. Две другие руки сложены в мудры защиты и благословения. Легенда гласит, что человек по имени Катьяяна хотел иметь дочь. В это время армия могущественного демона Махишасура, которого я уже упоминала, как основного врага Дурги, достигла небес, чтобы свергнуть богов из их обители. Боги создали Дургу, и она родилась как дочь Катьяяны. Отец был первым, кто мог поклоняться богине, поэтому она получила имя Катьяяни.
  1. Maa Kaalratri. Каларатри, что переводится с санскрита как Черная Ночь – воительница, разрушительница тьмы и невежества, также известна как Шубхамкари. Она дает преданным спокойствие и мужество. «Ее цвет как темная ночь, она покрыта волосами и имеет четыре руки. Левыми руками держит она клинок и факел, и правые две сложены в мудры защиты и даяния. Она имеет три глаза, из которые исходят лучи, и взгляд ее как молния. Пламя появляется через ее ноздри, когда она вдыхает или выдыхает воздух. Она ездит на осле»
  1. Maa Mahagauri. Махагаури — богиня в форме 8-ми-летнего ребенка, «прекрасная как луна и цветок жасмина». Гаури загрязнилась во время покаяния, но Шива омыл ее с водой из Ганги. Девочка стала чистой и блестящей как молния. После этого она стала известна как Махагаури. Все грехи преданных смываются поклонением этой форме Матери. Ее одежда и украшения белые и чистые. Она имеет три глаза и четыре руки. Ее правая верхняя рука в мудре, которая позволяет развеять страх, в правой нижней руке она держит трезубец-тришулу. Левая верхняя рука держит бубен, а нижняя находится в мудре благословения.
  1. Maa Siddhidatri. Последней среди девяти форм Шакти является богиня Сиддхидатри, которой поклоняются в последний день Наваратри.
    «Сиддхи» означает «совершенство». Богиня Сиддхаратри может давать верующим всевозможные оккультные силы, ее почитатель приобретает все сиддхи и ничего не остается недостижимым для него во Вселенной.
    Согласно легенде, Шива поклонялся богине Шакти, получил все сиддхи и принял форму Ардхинаришвара – бога, у которого тело наполовину мужское, наполовину женское. Богиня Сиддхидатри имеет четыре руки. Она держит чакру в правой нижней руке, булаву в верхней, в левой нижней раковину, а в верхней левой цветок лотоса. Она сидит на цветке лотоса, в иконографии изображается со львом, ее ездовым животным.

Дурга-Пуджа 2015.
В этом году Дурга-Пуджа началась 13 октября. Как и в фестиваль Ганеши, улицы, общины или отдельные семьи ставили на все 10 дней большие статуи. Всего по Кхаджурахо их получилось около 30.

Статуя Дурги в своем временном доме.

Статуя Дурги

Рангори — рисунок из цветных порошков

Статуя Дурги

На этот раз и наша семья тоже решила установить статую. Отец Анджула и 2 его брата со своими семьями объединились и организовали временный дом-шатер для Богини-матери на улице возле главного входа. Вокруг развесили гирлянды из фонариков, для вечернего веселья установили огромные колонки с музыкой, а для увеселения глаз богини, напротив ее дома выкопали мини-бассейн с фонтаном.

Наш домик для Богини

За статуей в соседний город Раджнагар поехала целая толпа. Я тоже решила посмотреть, как выглядит магазин. Большие и малые статуи, изготовленные и раскрашенные вручную, расхватывались на глазах.

Магазин статуй

Мастер наводит последние штрихи

За ними приезжали телеги, повозки, рикши, трактора, заполненные веселыми мальчишками. Погрузив Богиню в транспорт, молодежь под веселую музыку устремлялась к своим домам.

Потащили Богиню домой

Наша Дурга оказалась самой красивой.

Наша Дурга

Возле нее, как положено, установили церемониальный стол с цветами, кокосами, водой, цветными порошками для тикки. Обязательно ставят пророщенный рис, как символ плодородия и благополучия – подарков Богини-матери.

Церемониальные предметы и пророщенный рис

Все 9 дней фестиваля идет пост. Практически все не едят мясо, яйца и не пьют, а многие придерживаются более строгих ограничений. Например, только пьют сок или съедаю чашку риса. Но ограничения в еде не влияют на общее настроение. На улицах царит праздник.

Счастливые дети

Каждый день фестиваля утром и вечером возле статуй совершались индуистские церемонии – пуджи. В них участвуют члены семьи, установившей статую, соседи, да и просто все желающие. Индуистские праздники нравятся мне своей открытостью и гостеприимством. Каждый может подойти к чужой статуи, помолиться, освятить еду. Всем раздается угощение – просад.

Мальчик предлагает нам просад

Тетя Анджула угощает девочку просадом

Женщина подошла помолиться к статуе

Диджеи настраивают музыку

Кастрюля с просадом, ведра с водой

На 6-й, 7-й, 8-й и 9-й дни в гости – к статуе, да и просто домой — приглашаются друзья и знакомые. Их угощают едой — закармливают прямо на убой. Особенно благоприятным считается приглашать на просад девочек – в честь женского начала Шакти. Девочки приходят по нескольку десятков, рассаживаются в ряды на циновках, а семья разносит им угощение. В этот праздник любят угощать кхиром – сладкими рисовыми шариками в молоке. Мы переезжали от дома к дому, наращивая лишние килограммы.

Просад — лепешки пури и сладкие рис в молоке — кхир.

В гостях

В гостях

Богов тоже закармливают. Храмы просто засыпаны угощениями.

Храм и угощения для богов

Много — ни мало

На главной площади города установили самые внушительные и яркие мини-храмы для статуй.

Главная площадь Кхаджурахо

Главная площадь Кхаджурахо.

Сюда на вечернюю пуджу стекалось наибольшее количество народу.

Главная площадь Кхаджурахо

Вечерняя пуджа на главной площади

Вечерняя пуджа на главной площади Кхаджурахо

Как я уже ранее упоминала, кхаджурахские жители – большие любители танцев.

Маленький индийский танцор

Вот и на фестиваль Дурги тоже организовали танцевальные соревнования для детей. Каждый вечер на сцене выступали большие и маленькие дети. Некоторые – довольно красиво и профессионально. У меня был творческий застой, фото делать не хотелось, поэтому показать нечего. Только место действия с телефона.

Танцевальный конкурс. Награждение победителей.

На соседней площади, для тех, кто слишком серьезен и одухотворен для танцев, все девять дней на большом экране показывали Рамаяну.

Рамаяна и зрители

На 9-й день все совершали огненную церемонию – хаван. Возле нашей статуи тоже соорудили и украсили цветными порошками очаг, в который потом кидали рис, цветы и другие подношения.

Блюдо для пуджи

Жена двоюродного брата Анджула украшает очаг

Помимо семейных статуй, самые верующие старались каждый день посещать храмы. За нашим домом, в полях, находится очень почитаемый индусами храм. Каждое утро туда-обратно так и сновали нагруженные мотобайки. Ответственные мужья везли своих нарядных жен и детей.

Самый главный храм Богоматери в Кхаджурахо – Богараджен-темпл. Обычно спокойный и домашний, в эти дни храм ожил и оброс палатками с религиозным товаром и рядами попрошаек.

Мини-рынок вырос возле храма

Мини-рынок возле храма

Здесь можно сэкономить на обеде, угостившись простым, но вкусным праздничным просадом из больших кастрюль.

Сын пандида раздает просад

Лепешки и овощное карри

Анджул получил благословение от пандида-джи, нашего любимого старца.

Пандид-джи

10-1 день стал Днем Сурка, в точности повторяя то, что недавно происходило на фестивале Ганеши.

Где-то я уже видела такие повозки и процессии…

Радостные жители надели свои лучшие наряды.

Брат Анджула в лучшей шляпе:)

Статуи Дурги посадили в транспорт и покатили по улицам. Кому повезло, сидели рядом с Богиней, остальные шли сзади.

Везут Богиню и кастрюлю просада

Самая красивая повозка

Танцы

Танцы

Статуи с центральной площади поехали на огромных грузовиках:)

Самая впечатляющая повозка Дурги

Самая впечатляющая повозка

Все это сопровождалось раздачей просада, весельем, безумными прыжками и танцами. И так часов 5.

Предлагает поставить тикку на лоб

Уличное веселье

Уличное веселье

Процессия

Напитки на улице

Танцор

Музыка гремела так, что просто не понятно, как никто не оглох.

Уличное веселье

Когда стало казаться, что веселее быть уже не может, в дело пошли цветные порошки, искусственный снег и вода.

Краски Дурги

Краски Дурги

Уличное веселье

Уличное веселье

Уличное веселье

Все погрузились в красочный хаос.

Краски Дурга-Пуджи

Краски Дурга-Пуджи

Краски Дурга-Пуджи

Красивый Бохадур — продавец из соседнего магазина

Краски Дурги

Завершилось празднество уже в 12-м часу ночи. Индийцы опустили статуи Дурги в водоемы, чтобы через божественные воды она попала домой, на Кайлаш.

В других странах:

Это было в черной Африке. Кения, март 2015. Часть 4. Красные земли. Рассвет с видом на Килиманджаро.

Лес обезьян в Убуде.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *