Тысячи туристов и миллионы индийских паломников стремятся сюда. Одна фотография этого места без слов может показать, что такое настоящая Индия. Город смерти и город жизни. Город негатива, страхов и огромной духовной силы. Город нищеты, грязи и удивительной старейшей архитектуры. Страшный и прекрасный. Избранный город богов. Один из древнейших обитаемых городов Земли – Варанаси.
Варанаси, Банарас, по древнему – Каши. Варанаси считается любимым городом Шивы, и каждая плитка тротуара, каждый кусочек древней стены здесь священны. Храмов, небольших домиков для богов и ашрамов здесь больше, чем жилых домов. Город расположен на самой важной для индуистов реке, реке-богине, Ганге. Весь город вытянулся вдоль ее берега. Ступени, ведущие от воды вверх – гааты – плавно переходят в старинные дворцы, а те – в узкие извилистые улицы, крыши домов которых практически соединяются. Противоположный берег Ганги не заселен и является землей мертвых.
Как и вся Индия, Варанаси – город контрастов. С одной стороны, сюда приезжают кремировать тела близких, развеять их прах и даже умирать самостоятельно. Индусы верят, что смерть в Варанаси остановит бесконечный цикл перерождений души, и она успокоится. С другой стороны, Банарес – важнейший культурный центр. Здесь изучают историю, литературу, культуру, религию, занимаются музыкой, танцами, духовными практиками. Институт Банараса – один из крупнейших и известнейших в Индии.
На улицах города пестрая смесь из расслабленных местных жителей, шумных индо-путешественников, верующих паломников, японских туристов с огромными фотоаппаратами, настоящих садху и ряженых-разукрашенных полупопрошаек-полужуликов. На гаатах особенно много западных запутавшихся искателей в али-баба штанах или юбках лунги, думающих, что они стали на путь просветления и вызывающих насмешку у индусов. Сюда стремятся и одухотворенные и криминальные личности. Каждый может найти в Варанаси что-то свое. Кому-то город кажется тяжелым и негативным, кому-то отвратительным, кому-то светлым и духовным.
В своей первый приезд в 2011 году мы с подругой бежали из Варанаси, сверкая пятками. Не видела ни атмосферности старинных узких улочек, ни разнообразия лиц, которые можно разглядывать на гаатах, ни остатков прекраснейших рисунках, попадающихся то тут, то там на стенах домов. Меня вводили в ступор калеки, пугал шум и хаотичное движение широких улиц в центре, нервировали цепляющиеся продавцы. Когда я шла вечером по узким улицам возле гаатов, сердце бешено колотилось от страха. Даже при прогулке на лодке по реке я не могла расслабиться, ожидая подвоха со стороны лодочника. В голове путались обрывки всяких историй из интернета – о плавающих трупах, зарезанных туристах, бандитах, пытающихся взломать двери гест-хаусов. «Пока мы еще не готовы к этому городу, попробуем позже» — решили мы с Олей.
В 2012 оду я повторила попытку, уже с Анджулом. Страхи ушли, я расслабилась. Но что-то было не так. Я чувствовала себя в Банарасе чужой. Как зритель, смотрящий странное шоу. Декорации улиц не хотели оживать, и здания смотрели тускло и безлико. Анджулу нравилось сидеть на ступенях гаатов, в самом сердце варанасской жизни. Просто пить чай, перекидываться с лодочниками ничего не значащими фразами, смотреть на воду, играющих детей или индийское клише – людей, чистящих в Ганге зубы и там же стирающих. Но мне казалось, что мы теряем время ни на что. Я никак не могла запрыгнуть на эту сцену и начать двигаться вместе с остальными. Лишь одиноко сидела в зрительном зале.
В июле 2015 года мы снова оказались в Банарасе. По делу: нужно было кое-что закупить для ресторана мужа. Особых надежд на эту поездку я не питала. Но как-то неожиданно и незаметно полюбила Варанаси. Священный город ожил. Цвета домов стали более теплыми. Улицы приветливыми. Местные жители с улиц, окружающих наш гест – открытыми и позитивными. Жулики, кучкующиеся на гаатах, вызывали только улыбку. Я взяла себя в руки и смело посмотрела на сидящих стройными рядыми у главного гаата попрошаек. Страшных увечий, описываемых в интернете, не увидела. В основном — обычные странники или нищенки, которых полно по всей Индии. 2 раза мы сходили на аарти — вечернюю пуджу в чести Ганги. Там я чуть не оглохла, но погрузилась в атмосферу волшебства и красоты. На лодочной прогулке я всматривалась в воду, но не увидела трупов. Они там бывают, но меня, видимо, обплывали стороной. Мусора в воде было не меньше, но и не больше, чем в других водоемах Индии.
Каждый раз, когда я вспоминаю Варанаси, в голову, прежде всего, приходит фраза «город дождя». В Банарасе мне всегда везло на воду, она окружала меня повсюду. Серые тучи клубились над Гангой. Моросящий туман висел в воздухе. По утрам за окном блестели тонкие, еле уловимые глазом нити дождя. Не всегда было понятно, где заканчивается Ганга – вода земли и начинается вода неба.
Я любила смотреть с балкона на дома, дрожащие в водном мареве, как будто бы озябшие.
При прогулках, если я не попадала под ливень, то хотя бы хлопала ногами по лужам.
После дождя водные потоки неслись по улицам. Когда-то муж попадал в Варанаси в ситуации, когда выбираться с нижних гаатов приходилось по шею в воде. В этот раз мы рассекали потоки в на велорикше. Местами вода доставала до самой коляски.
С риском для жизни фотоаппарата я пыталась сделать кадры с прыгающей не разбирая дороги рикши.
Объезжая некоторые, мягко говоря, подмокшие улицы, мы заехали в глухие нетуристические районы города. Один за другим мы проезжали бесчетное количество мусульманских кварталов. Оказывается, в священном индуистском городе Банарасе исламская община составляет почти треть населения. Об особом статусе Варанаси – самого древнего заселенного города на земле, напоминали лишь потрескавшиеся стены домов. Древние, как сам индуизм. Жизнь же шла своим чередом, как и в других городах Индии.
Простой Банарас не похож на при-гаатский, который чаще всего попадается на глаза простому туристу. Кто-то скажет, что город убог. Но он по-своему красив.
Ближе к центральным улицам или главным гаатам дороги становятся шире и оживленнее.
Индийские улицы вокруг туристических объектов – всегда сплошной рынок.
Вглубь от крупных улиц начинается самое интересное. Маленькие старинные переулки, спускающие прямо к гаатам. Называются эти улочки гали. Бредешь по ним в полу-сумерках, уже не понимая, где ты, и вдруг откуда-то тянет влажной прохладой. Потом доносится негромкий разговор воды. Ганга близко.
Казалось бы, теснота, грязнота, ни воздуха, на природы. Но местные жители выглядят вполне счастливыми и удовлетворенными своей жизнью.
Нужно соблюдать осторожность. Иногда вот такие персонажи болтаются прямо над головой.
А эти друзья жили в нашем номере.
В гали мне очень нравятся магазинчики и уличные едальни. Из-за ограниченности пространства их делают очень компактными и уютными. В узкие двери нужно пробираться согнувшись, а зачастую это всего лишь закуток метр на метр, в который в позе лотоса втискивается продавец.
Особенно много тут магазинов музыкальных инструментов.
То тут, то там попадаются храмы.
Говорят, в гали опасно по вечерам. Но мы чувствовали себя вполне комфортно и уютно. Хотя, конечно, после 10-ти не ходили, та что не знаю…
Хотя днем здесь, конечно, красивее.
Бродить по переулкам гали можно бесконечно. Очень часто, свернув на невзрачную улицу, можно обнаружить что-нибудь интересное или просто красивое.
Чем заняться в Варанаси?
В основном все выбирают катание на лодке по реке, посещение аарти — вечерней церемонии в честь Ганги и прогулки по ступеням-гаатам, которые тянутся вдоль всего города. Интересующиеся занимаются йогой, музыкой, танцами. Всему, чему в принципе можно научиться в Индии, представлено здесь.
Также можно разнообразить при-гаатскую жизнь, посетив знаменитый университет Банареса.
Территория университета очень большая. Мы покатались по ней на рикше, посидели в парке, посетили храм.
Недалеко от университета находится знаменитый храм Кали. Очень намоленное место с хорошей атмосферой. Фотографий там мы, конечно, не сделали.
Между университетом и храмом Кали нашли храм, посвященный Рамаяне. Современный, но довольно красивый.
Одно из моих развлечений любимых развлечений в Варанаси – рассматривать виды с крыши нашего довольно высокого гест-хауса. Город отсюда как на ладони. Жизнь в некоторых двориках видна вплоть до мельчайших деталей.
О других наших путешествиях:
Ночные food-рынки Бали. Пир за 3 рубля.
Когда мечты становятся явью! Часть 3: Проболинго и окрестности. В гостях у Мамы.
[…] Варанаси у большинства людей ассоциируется именно с гаатами (гхатами) – ступенями, спускающимися к Ганге. И это верно. Без гхатов Варанаси не Варанаси. Именно здесь находится душа города. Гхаты – место веры, молитвы, йоги, медитации и кремации для тысяч верующих. А по совместительству – место купания, стирания, расслабленного безделья, попивания чаю, обсуждения последних сплетен и всяческого жульничества. […]
[…] Варанаси. Город воды, смерти и культуры. […]