Лонгхаус, в котором проживает семья Дэниэла, расположен в 2х часах езды от Белаги. Он подходил нам по всем параметрам! Далеко от крупных городов (на сколько Белага может считаться крупным городом) – значит, там будет максимально реальная сельская жизнь еще более глубокого Борнео. Дэниэл — бизнесмен местного пошиба. Поэтому он организует нам минимально необходимый комфорт, при этом его место еще не «затоптано» туристами. А добраться туда можно по нормальной дороге. Недалеко находится трасса, ведущая к основной магистрали штата, проходящей через Кучинг, Сибу, Бинтулу, Мири. В «пакет Дэниэла» как раз входит трансфер до этой магистрали, откуда уже легко уехать к следующей точке нашего маршрута.
Дорога оказалась очередным аттракционом. Томми даже плакал (честное слово) от того, как было красиво. Вроде бы реки, дороги, леса дождевые – каждый день одно и то же. Но нет — новый день на Борнео означает новые виды и новую атмосферу. Через каждые 10 километров что-то неуловимо меняется. Мы ехали по отличной асфальтовой дороге, извивающейся серпантином по небольшим горам-холмах, утопающим в лесах. У Альберта внедорожник с открытым багажником – местные обычно перемещаются в таких по 10 человек. Вот и мы с Анджулом решили попробовать вкусить удовольствие по полной и забрались туда. У меня руки болели от напряжения – приходилось крепко держаться, когда мы ныряли вниз с крутого склона на неслабой скорости. Было страшно и весело, как на американских горках. Честно говоря, через 15 минут я хотела уже попроситься внутрь, а гордость не позволяла. Но тут на удачу пошел дождь и спас меня.
Приехали уже в темноте, но в лонгхаусе нас активно ждали. Туристы приезжают сюда не часто, и дополнительный заработок – большая радость для местных фермеров.
Лонгхаус не стар, он построен специально для переселенцев, дома которых затопило при строительстве знаменитой дамбы Бакун — Bakun dam. Проект строительства начался в 80-х, и тогда большинство населяющих затопляемую территорию народностей (в основном, Ukit, Kayan, Kenyah, Lahanan и Penan) заявило об отказе переселяться. Но это заявление не особо кого-то заинтересовала — строилась масштабная гидроэлектростанция, и выбора у них не осталось… Тем, кому предоставили лонгхаусы для переезда, еще повезло. Многие деревни не затопило физически, поэтому они остались на своих местах, без нового жилья. При этом весь край поменялся – дороги, населенность, природные условия. Люди оказались в практически заброшенной местности и были вынуждены менять стиль жизни и думать о том, где и как теперь зарабатывать на жизнь.
Снаружи дом выглядел, как и многие другие, виденные нами ранее. Высокие столбы, машины, куры и собаки внизу. Лестница ведет на широкую, длинную террасу, из которой открываются двери в «квартирки» Люди попадаются как в традиционной, так и в современной одежде. То тут, то там можно обнаружить интересных персонажей и предметы.
У Дэниэла здесь живут 2 сестры и племянник, они и были нашими хозяевами. Соседи или дальние родственники тоже крутились вокруг — им было интереснее посмотреть на нас, чем нам на них. Хотя, конечно, вели они себя скромнее, чем индийцы. Те бы уже все пришли и стояли над душой, а в лонгхаусе подходили только ближайшие соседи и при этом делали вид, что просто занимаются своими делами.
Пока сестры накрывали на стол, наш водитель-гид Альберт начал стандартную программу для туристов, повторяющуюся в каждой стране.
Сначала он вытащил местный табак, показал, как они закручивают его в лист, дал попробовать курящим Стивену и Томми. Кстати, женщины из племен курят на Борнео очень активно. Постоянно сидят с торчащей изо рта огромной самокруткой.
Далее в ход пошел алкоголь. Стивен согласился попробовать местный напиток, и кто-то быстро побежал в магазин. За счет Стивена угостились все родственники.
Туристы расслабились, повеселели, забыли про марш-бросок в джунглях и невменяемого лодочника. Тут и ужин подоспел. Анджул всем, начиная с Дэниэла и заканчивая соседями, объяснил, что он вегетарианец, чтобы об этом случайно не забыли. Правильно, кстати, делал, так как на Филиппинах мы сказали о вегетарианстве всего 3 раза, и в итоге на туре по островам ему на обеде подходил только салат из 3х овощей, тогда как остальные радовались различными блюдами с морепродуктами, курицей и свининой. Сестры постарались на славу. За исключением рыбешек, зажаренных прямо с головами, вся остальная еда была вегетарианская. Жалко, что в кафе на Борнео очень сложно найти что-то похожее, местное. Рагу из баклажанов с травами, папоротник, тыква, фасоль – все оказалось на высоте! На гарнир был рис, а в качестве напитков – чай и кола. Все в больших количествах — кормили нас активно, гостеприимно и настойчиво.
Спать было предложено либо на общей террасе на циновках, либо в квартирке одной из сестер. Стивен остался на улице, спать под звуки дождя и цикад. А нам с Томми тетушка выдала матрасы.
Комнаты оказались не менее интересными, чем у Дэниэла. Никакого туземства, но во всей мебели и интерьере есть что-то местное, уникальное, чего не увидишь в коттеджах малайцев-китайцев. Все чисто, опрятно. Кухня оборудована хорошо, хотя и не содержит никакой техники, кроме холодильника.
Квартирки уходят вглубь. Если снаружи все выглядит одинаковым — терраса и линия дверей, то с задней стороны каждый пристраивает постройки на свой вкус.
Спали мы просто замечательно, под легкий шум доносившегося до нас дождя.
После легкого завтрака и чая, мы отправились гулять по лонгхаусу.
Один из основных источников дохода здесь – продажа черного перца. Сейчас как раз собрали урожай, и наступило время его перебирать.
Первая сестра Дэниэла – очень колоритная женщина, совершенно не говорящая по-английски, не выпускающая изо рта самокрутку и предпочитающая традиционные юбки современной одежде. Она нас практически не замечала, и, мне кажется, ей такой бизнес был немного в тягость. Но когда мы отдали ей пакет со всякими печеньями и конфетами, который привезли в подарок, она приняла его с серьезным, невозмутимым лицом, без улыбки, не говоря ни слова. А перед отъездом накормила нас обильным обедом, который не входил в «тур».
Вторая сестра, которую зовут Ольга – там самая главная. Видимо, она здешний вождь. В каждом лонгхаусе, куда приводят туристов, обязательно есть вождь) Она более современная, неплохо говорит по-английски. Была и хозяйкой, и гидом, все нам показывала, развлекала. Была очень клиентоориентированна, но проста. Добродушно смеялась над гостями в лицо, вслух обсуждая наши недостатки – кто толстый, кто глупый, кто настырный, а кому не повезло, что вышла замуж – все мужчины изменяют, и твой будет, жди-жди, 3 жены лучше, чем одна. Вот я молодец – я не вышла замуж, живу, объедаюсь едой и радуюсь!» Вот так вот…
Понравилось то, что мы могли ходить свободно, все фотографировать, никто нам не мешал, не просил дополнительных денег и подарков. Мне показалось, что некоторые даже специально заученно позировали.
Вот эта парочка, например:
Не понятно, им в какой-то мере действительно интересно наше присутствие, или это все-таки Дэниэл их заставляет нас терпеть? Я даже в один момент так забылась, пытаясь сделать хороший кадр, что не сразу обнаружила, что сижу в 2х метра и 10 раз подряд бью вспышкой в лицо женщины, а она сидит, своими делами занимается, не уходит и не говорит ничего. Было очень стыдно – как будто они в клетке, а я белый толстосум…В общем, что-то я в раж вошла. После этого фоткала людей только осторожно и издалека, не подходила близко и не мешала.
Снаружи во дворе особо ничего интересного нет. В центре, между частями лонгхауса, находится небольшая церковь и школа. Мы быстро сделали круг, пофоткались.
Самым интересным было наблюдать за Томми, который почему-то побежал от напугавших его собак, еще больше раззадоривая их. Ольга хохотала так, что чуть не задохнулась от кашля.
Вокруг лонгхауса находятся отдельные дома и плантации.
Женщина с самокруткой в зубах:
Ольга выдала нам с Анджулом одну старую крестьянскую шляпу на двоих – «чтобы голова не перегрелась и мозга не стала мало-мало» и повела гулять по окрестностям.
Помимо черного перца,
местные жители выращивают масличные пальмы – только ленивый не рассказывал нам на Борнео об этом бедствии, из-за которого вырубаются леса. Но из плюсов — у людей хотя бы появляется возможность получить работу.
Также здесь выращивают каучуковые деревья.
Ананасы.
Какао.
И всякие овощи-травы.
Мне понравилась наша прогулка. Было красиво, интересно и информативно. Томми, видимо, обидевшийся на простодушные подшучивания Ольги, начал к ней придираться и ворчать, что тур – фигня, лонгхаус – ничего интересного, от плантаций он ожидал чего-то другого. «Люди практически не работают, пусто.» И чего, интересно, он ожидал? Мне даже стало жалко Ольгу. Пожилая гордая женщина, возится с любопытными хамами типа нас за копейки, потому что другой работы нет, делает все, что в ее силах, и еще виновата. Наверное, если бы они достали и повесили в центр черепа и организовали танец для туристов типа как Масаи в Кении, а к выходу туристов в поля 10 человек одевали бы саронги и занимали театральные позы у деревьев-какао — такие как Томми были бы более счастливы.
После незапланированного приятного сюрприза-обеда мы начали собираться в путь.
Я увезла на память засушенных местных веточек и цветов с плантация, а также огромных косточек местного дерева, похожих на каштаны. Такими здесь играют дети, и Ольга тоже насобирала их для мальчика из лонгхауса.
Самые любопытные провожали нас до конца. Ольга активно улыбалась, а остальные смотрели серьезно и спокойно. Я так и не разобралась, как они к нам на самом деле относятся. В любом случае, это был очень интересный опыт. Будь у нас больше времени, я бы осталась пожить здесь еще пару дней. Просто сидела бы на террасе и гуляла по окрестностям, наблюдая за неспешным ходом местной жизни.
Альберт за 2 часа довез нас до магистрали, где после 20 минут неудачного автостопа (ни одна машина даже не притормозила), мы остановили автобус. Из-за отсутствия информации мы немного волновались за логистику в этих местах – как откуда выберемся, как найдем транспорт. Оказалось, все очень просто. И я уже хочу снова вернуться в Саравак на подольше и все тут объехать! А пока, Стивен и Томми ехали в Мири, а мы должны были выйти раньше, на дороге к национальному парку Ниах, знаменитому одними из самых крупных пещер на Борнео и древними наскальными рисунками в них.
Предыдущая глава: Бэкпэкеры в Малайзии. Глава 7. Белага. Все дальше вглубь Борнео. Изучаем жизнь местных и природу.
Следующая глава: Бэкпэкеры в Малайзии. Глава 9. Пещеры национального парка Ниах (Niah). Встреча со змеёй.
Другие наши путешествия: Сказочная Орча. Город, который просто красив