Блог русской жены индийского мужа. Наша жизнь в Индии, России и путешествиях.

Бэкпэкеры в Малайзии. Глава 6. Капит. Земли племён.

Итак, мы плывем в Капит. Городок на реке Реджанг в центре штата Саравак на острове Борнео. Капит был основан как город-форт белым раджой Борнео – Чарльзом Бруком – в 1880м году. Районы вдоль Реджанга заселены различными племенами – воинственными и опасными буквально недавно, успокоившимися и окультуренными сегодня.

Нашу водную ракету-гроб штормило, в маленькие окошки было видно пригнувшиеся под ливнем кусты, доходящие до самой воды и клубы туч, спустившиеся к верхушкам деревьев. Местные смотрели по телевизору ужасный бокс, а я коченела под нещадным азиатским кодиционером и думала – и куда нас несет, ну почему нельзя хоть раз взять тур в Турцию и отдохнуть по-человечески:):)!

 

Капит всем своим видом соответствовал настроению погоды. Невзрачные улицы грустно выглядывали из-под серого неба. Скучные поблекшие дома. Лишь слегка оживленные китайскими предпринимателями улицы. Но какая здесь энергетика! Ее не описать и не показать на фото. Очень необычная — мы сразу поняли, что оказались где-то очень далеко, в чужом для нас месте, не похожем ни на что ранее виденное. То, что нужно!

Воскресенье – рыночный день. Мы специально приехали так рано, чтобы успеть застать гостей из племен, приехавших с товаром. И действительно, сразу же на пристани и в центре города нам попадались довольно интересные персонажи – женщины с татуировками на руках, лесные охотники с мешками, старые ибаны с татуировками на шее. В повязках и национальных костюмах, разумеется, никто не ходил. Так как маленький Капит – это региональный центр глуши крупного острова, то по большей части здесь ходит самый простой провинциальный азиатский народ в скромной современной одежде. Но кто ищет – тот найдет детали былого!

Местный житель с татуировкой ибанов на шее:

В шумной толпе на пристани мы с трудом отыскали нашего каучсерфера Бернарда. Он оказался симпатичным маленьким китайцем, учителем английского языка в местной школе. Бернард живет с папой-журналистом и мамой-учительничей. Он очень интеллигентный, воспитанный, приятный молодой человек. Пожаловался, что из-за скромности никак не может завести girlfriend, хотя давно пора жениться.

Бернард создал профайл на каучсерфинге несколько лет назад, и мы были первыми, кто ему написал… «Я, конечно, очень рад пообщаться с иностранцами, вы не подумайте» — начал Бернард – «но все-таки, как вас занесло в наше захолустье?» Туристы в Капите, конечно, бывают, но пока (слава богу) совсем не много.»

Мы обозначили новому другу наши цели:

— посмотреть местный рынок и сам город как образец типичного городка Борнейской глуши;

— полюбоваться настоящей природой в обычном нетуристическом месте;

— что-нибудь узнать о лонгхаусах. Конечно, нам бы хотелось в идеале увидеть какой-нибудь не развитый лонгхаус в глуши джунглей, чтобы все как 100 лет назад (копья, повязки, еда на костре), но мы понимали, что это не реалистично. Даже если где в глубине джунглей что-то такое сохранилось – нам, попсовым туристам, туда в любом случае не попасть.

Первым делом Бернард погрузил наши рюкзаки в свою машину и повел нас на местный рынок – пока тот не закрылся. Здесь мы снова увидели разнообразные овощи, фрукты, коренья, грибы. Все эти товары так красочны и необычны, что на них не устаешь смотреть. Торгующий народ к нашему вторжению отнесся довольно равнодушно. Наверное, привыкли к невоспитанным бледнолицым.

На рынке мы купили вкуснейшую еду центрального Борнео – рис в листьях кукурузы, приготовленный на углях. Очень просто и обалденно вкусно!

Женщины закупали мешочки с бисером и камнями для рукоделия, ложки на кухню.

Для столичных и заморских гостей были выставлены сувениры.

Вот этими цветами в жареном виде меня потом бесплатно угостила тетечка в кафе – вкусно!

На десерт Бернард оставил мясные ряды. Чувствительным читателям и вегетарианцам лучше не смотреть ни сам рынок, ни фото ниже. Толстенный разделанный питон, дикие кабаны, маленькие олени (между прочим, исчезающие и поэтому защищаемые), выдры и другие лесные зверьки — полу разделанные или обуглившиеся – лежали на прилавке. Последней каплей стали пойманные ржавыми цепями черепахи, и мы с ужасом убежали с рынка. С каждым путешествием я внутренне движусь к вегетарианству. И практически нигде никогда не могу есть мясо кроме Москвы, так как безликие упаковки из магазинов никак не хотят ассоциироваться у меня с чем-то живым.

Дикие кабаны.

Редкие маленькие олени.

Справа — питон.

Бернард рассказал, что животных ловят охотники из отдаленных деревень. Им для питания это разрешено, а на продажу нет. Но все равно они привозят добычу на рынок. Все знают об этом, но закрывают глаза. Есть спрос – есть предложением. Жители Кучинга и других крупных городов приезжают и платят огромные деньги, чтобы попробовать деликатесного мяса из леса, путь даже это вымирающий вид.

Чтобы развеять атмосферу, Бернард повез нас кататься на машине по окрестностям. Капит – совсем небольшой город. Вокруг расположены поселения, традиционные лонгхаусы и просто джунгли. На нашу удачу дождь закончился и выглянуло солнце.

«Хотите в лонгхауз? Не проблема.»

Немного поколесив по окрестностям, Бернард остановился на обочине одной из дорог. Внизу располагался самый обычный лонгхаус. Длинный дом на высоких сваях с единой террасой и крышей, разделенный на квартирки. 1-2 таких дома представляют собой целую деревню. Есть старые лонгхаусы, есть довольно современные, есть туристические – со всякими черепами и копьями. Наш оказался современным, конечно, но очень реальным. По крайней мере, там ничего не сделано с расчетом на туристическую публику. Жители носили современную одежду, под сваями вперемешку расположились куры и автомобили, а для детей в центре устроена баскетбольная площадка.

Бернард никогда здесь не был и никого не знал. Конечно, если приходишь на ночь или хочешь осмотреть квартирки – нужно кого-то знать, да и всегда желательно с «проводником» — все-таки, нарушаешь личное пространство людей. Но Бернард сказал, что можно и на месте контакт завязать. «Это не дикие джунгли вверх по реке, нас тут не съедят» — пресек он наше смущение и смело направил машину вниз, прямо во двор лонгхауса.

Наверх вела лестница.

Общая терраса оказалась такой ветхой, что того и гляди развалится.

Никаких черепов и копий мы не обнаружили))

Разве что какая-то деревянная штуковина под потолком – то ли древняя люстра, то ли еще для чего?

Для приличия Бернард спросил у попавшегося мужчины: «Ничего, если мы тут полазаем? Туристо никогда не видели длинный дом.» «Ничего» – ответил тот. Денег и подарков вождю с нас никто не просил.

 

Чтобы что-то разузнать о черепах и лонгхаусах в джунглях, мы отправились на обед с папой Бернарда. Он журналист, объехал весь регион, посещал различные праздники, фестивали племен и т.д. Немолодой китаец, но очень яркий, харизматичный, с остатками былой красоты. Мне стало жалко нашего Берни – он совсем гас в тени своего отца.

Обедали мы в центральном фуд-корте. Здесь я попробовала невкусную вегетарианскую лаксу.

Отец сразу на корню обрубил наши наивные мечтания.

  1. «Чтобы увидеть более-менее аутентичные деревни и лонгхаусы нужно много времени и денег. Берите проводников, лодки, плывите вглубь, потом идите. Долго.» Не наш вариант.
  2. «Лонгхаусы, что принимают туристов – туфта. Но в один съездите с ночевкой. Для первого раза вам все равно будет интересно.» Следующим нашим пунктом предполагалась Белага, и там как раз есть варианты в окрестностях.
  3. «Хотите посмотреть черепа и другую атрибутику племен – вам в музей Кучинга или форт Капита.» В первый мы уже не попали, да и второй встретил нас закрытыми дверями в честь воскресенья.

«Приезжайте в следующий раз недели на 2 – я возьму вас в джунгли на несколько дней – будем жить в палатке — вот там вы увидите настоящий Борнео!  Или познакомлю с гидами, которые сводят вас к дальним деревням. А пока плывите в Белагу и переночуйте в лонгхаусе, который принимает туристов – и хватит с вас» — закончил папа

Мы вернулись в порт и узнали расписание на завтра. Из Капита лодка должна была приплыть в Белагу за 3 часа.

А пока нам хотелось погулять на природе.

«Не хотите ли поехать на дикий водопад?» — предложил Бернард. Еще бы мы не хотели!

Мы ехали, ехали, ехали. Приехали куда-то к началу джунглей. Выбравшись из машины, полезли через какие-то кусты. Если сначала еще было что-то наподобие тропинки, то скоро оно исчезло совсем. Приходилось отгибать ветки, уклоняться от колючих лиан и вытряхивать из-за шиворота листья. Мне по наивности было весело. Муж, как опытный житель Азии, опасался змей.

По дороге попадались интересные экземпляры флоры и фауны.

Наконец, утонув по колено в грязи и исцарапавшись, мы выбрались к реке. Правда, спуститься к ней в этом месте было не реально. Пройти вправо и влево тоже. Пришлось брести обратно к началу и искать другой заход. Совсем выбившись из сил, мы наконец попали к воде.

Берега реки плотно покрыты джунглями, поэтому идти возможно только по воде. В основном в это время она была ниже колена, иногда доходила до бедра.

Сразу скажу, до водопада мы не дошли, так как муж порвал обувь, а идти босиком опасно. Но часовая прогулка получилась замечательной. Дождевой лес и чистая, прозрачная речка. Вокруг – ни души. Только пение птиц и стрекот насекомых. Жарко и влажно, но холодная вода охлаждает и успокаивает.

Особенно мне понравились старые висячие мосты. Мы встретили аж 3 штуки. Раньше люди активно ими пользовались, а сейчас и река обмелела, и у многих есть машины, на которых быстрее попасть в деревни окружными дорогами.

Потрепанные сегодняшним днем, мы поехали в Бернарду домой переодеваться и отдыхать. Живет их семья в домике на окраине, в современном поселке таун-хаусов и коттеджей. До природы – 2 минуты. До центра города – 5-7 минут.

Дом Бернарда.

Родители Бернарда оказались собирателями и накопителями. В доме просто некуда сесть из-за огромного количества вещей! Горы одежды и кроссовок, 3 сломанных тренажера, валяющиеся повсюду фотоаппараты, большие упаковки с напитками. Узнав, что мы обычно катаемся в путешествиях на мотобайке, папа тут же выдал нам один из 4х, пылившихся под навесом, впихнул в рюкзак несколько бутылочек колы и воды, упаковки орешков и чипсов – и отправил нас кататься, пока не стемнело.

 

Мы с удовольствиям поездили по холмистым дорогам и полюбовались на леса и реку Реджанг.

Нашли лесообрабатывающий заводик, на котором стволы деревьев сбивали в плоты и сгоняли по реке.

 

Понаблюдали издалека за лонгхаусами. Каждый из них реально как целая деревня.

Крыша старого лонгхауса и пристроек.

К одному, совсем современному и бетонному, даже подъехали, попытались объясниться с тетушками на английском, но безуспешно.

Напоследок накупили у придорожного продавца всяких мелких вкусностей на завтра. Он был ужасно смущен, но все же смог объясниться с нами на английском.

Вечер провели у Бернарда во дворе за разговорами о путешествиях и жизни в наших странах. Это был замечательный день. Снова нам повезло встретить хороших людей, который помогли увидеть чуть больше и немного понять страну изнутри.

Предыдущая глава: Бэкпэкеры в Малайзии. Глава 5. Подальше от туристических троп. Сибу.

Следующая глава: Бэкпэкеры в Малайзии. Глава 7. Белага. Все дальше вглубь Борнео. Изучаем жизнь местных и природу.

Другие путешествия: По дороге вокруг Аннапурны. Взгляд на жизнь и на себя с изнанки. Один глоток свободы. Дневник. День первый. Точка отсчета. 2 голоса.

 

%d такие блоггеры, как: