Наша разнообразная программа на Борнео должна была включить в себя все возможные направления – столицы штатов, деревни, парки, пляжи и даже серые невзрачные города. Что б уж точно ничего не пропустить и хоть что-нибудь понять об этом острове и его людях. Из Кучинга поехать можно было куда угодно. Лишь одно ограничение – билеты на самолет из города Мири в конце недели. Поэтому мы решили потихоньку двигаться из Кучинга в сторону Мири по земле, строя планы на ходу. В интернете не так много информации о штате Саравак – в основном одно и то же об известных парках и пляжах. А нам очень хотелось проникнуть поглубже внутрь страны. При этом к какой-то серьезной экспедиции или экстриму в виде самостоятельного проникновения непрошенными гостями мы не были готовы. В нескольких источниках попалась информация про Капит и Брагу – городки, расположенные на берегу реки, окруженные дождевыми лесами и деревнями, до которых можно добраться только на лодках. Не зная толком, что из всего этого выйдет в итоге, мы купили билет на автобус до ближайшей к речному региону точке – городу Сибу.
Восторженных отзывов о Сибу нам как-то не попалось. Более 130 тысяч квадратных километров. 200 километров от столицы штата Кошкограда Кучинга. 60 километров до береговой линии острова. Крупный город с большим речным портом, из которого стартуют лодки вглубь страны. Как следствие – город является важным торговым пунктом. Также здесь активно занимаются судостроением, лесозаготовками. Население преобладает китайское. Но так как Сибу – региональный центр – сюда по различным делам приезжают (или, скорее, приплывают) жители самых разных племен. Редкие туристы стараются сократить время пребывания в Сибу до минимума и приезжают сюда лишь для того, чтобы попасть на лодку в сторону Капита. Но самые обычные города, а также обычная жизнь обычных людей из самых обычных городов нас тоже интересовали. Тем более, нам очень повезло: в Сибу нас ждал каучсерфер, готовый пригласить в гости на ночь и показать свой город.
200 км от Кучинга заняли часов 6. Дороги местами совсем узкие, на большом отрезке идет ремонт. Зато автобусы здесь довольно комфортные – это не Индия) Поэтому мы даже не успели устать. Я развлекалась, пытаясь разглядеть среди деревьев лонгхаусы – традиционные длиннющие дома на несколько семей. Несколько увидела – как новых, современных, так и старых, совсем разваливающихся. Сделала для себя вывод, что совершенно не обязательно тащиться с группой в разрекламированное место для туристов за тридевять земель, как предлагалось в Кучинге. Вполне можно просто передвигаться на машине или байке и что-нибудь найти.
О местах проведения дорожных работ и возможности нахождения рабочих на трассе предупреждают вот такими пугалами. Нигде раньше такого не видела)
В Сибу мы сразу попали в Китай. Повсюду иероглифы и китацы. И станция, и город довольно чистые и аккуратные.
Честно говоря, мы не такого ожидали. Почему-то я настроилась на серость и убогость. А здесь очень даже приятно)
Нашим каучсерфером была приятная студентка китайского происхождения по фамилии Лим и по имени Минг. Мы с мужем почему-то решили, что Лим — это имя, и так и называли. Даже то, что друзья звали ее Минг, не смутило нас. Я лишь подумала – «о, прям как в России, в школе мы часто зовем друзей по фамилии!» Только уже уехав из Малайзии, мы узнали горькую правду. Но она нас никогда не поправляла и, надеюсь, не обижалась. И так и осталась для нас Лим.
В общем, Лим сделала наш день. Без нее посещение Сибу никогда не стало бы таким интересным и при этом легким. Вместе с подругой и племянницей она встретила нас на автостанции на машине, приняла в свои уверенные руки и быстро все организовала.
Первым делом мы поехали в порт и разобрались с билетами и расписаниями на Капит на завтра.
Здесь я даже нашла немного мусора и мрачных картин. Но, не устаю повторять, после Индии меня сложно чем-то смутить, испугать, вызвать отвращение. Ну грузчики сидят смотрят на тебя, в зубах ковыряются. Ну крыска пробежала. Подумаешь.
Потом Лим и Ко повели нас на самый крупный крытый рынок Борнео. Но после обеда там все потихоньку сворачивалось. Тем не менее, на втором этаже мы отлично пообедали в фуд-корте.
Наши малазийские друзья сразу же накинулись на их любимые десерты с маринованной кукурузой, но мы воздержались. Обошлись местной лапшой – оочень вкусной. Лим сказала, что это уникальный рецепт Сибу, и больше мы нигде такую не попробуем.
Я, конечно же, не мола удержать фотоаппарат в сумке и мешала окружающим обедать.
После обеда мы отправились гулять по городу — рассматривать старые здания, забираться в подворотни.
Заходили в какие-то лавки просто поглазеть или купить сувениров.
Далее у Лим и ее подруги была встреча в христианской школе при церкви. Китайцы-христиане в Малайзии очень серьезно относятся к вере. Регулярно посещают церковь, ходят на какие-то дополнительные встречи, поют вместе и т.д. Нам предстояло самим пройтись по основным достопримечательностям и встретиться с новыми друзьями уже вечером. Лим снабдила нас подробной информацией, показала нужные направления и укатила.
Все, что мы увидели, нам очень понравилось.
Красивый китайский храм Tua Pek Kong на набережной: визитная карточка туристического Сибу. На территории храма тихо, спокойно и почти никого. Редкие пенсионеры играют в шахматах или отдыхают на лавочках. Китайцы смотрели на нас как обычно с удивлением, но доброжелательно. Когда я вошла в полутемное помещение основного храма, служитель побежал и включил весь свет.
Особенно мне понравились картины. Нормально снять не получилось, но в реальности они изумительно красивы: искусные рисунки, мягкие, приятные глазу цвета.
Погуляли по набережной реки Раджанг. Завтра мы поплывем по ее желтым водам…
От китайского храма прошлись пешком до уже знакомого нам порта и недалеко от него забрели на уличный рынок. Жители деревень продают на земле свои товары – овощи, фрукты, коренья, грибы. Мы даже купили каких-то местных фруктов, которые потом протухли забытые на дне рюкзака.
После порта начинается зона отдыха для местных жителей. Здесь они гуляют, занимаются спортом, играют на площадках с детьми.
В Кучинге – кошка, а в Сибу – гусь. Здесь мы узнали, что у каждого города Борнео есть свой символ.
Темнело на глазах.
Мы засуетились и поспешили обратно в сторону китайского храма. Недалеко от него находится интересная церковь, которая, к сожалению, оказалась закрыта. Зато в это время открывался центральный вечерний рынок. Местный народ закупается здесь китайскими товарами широкого потребления и ужинает. Такие рынки распространены в Азии. Можно перекусить прямо на месте, можно упаковать с собой. Мясо всех видов, вегетарианские и невегетарианские шашлыки, фрукты, соки, десерты, различные пирожки – чего тут только нет! После посещения этого фуд-маркета нам уже не нужен был ужин.
Остаток вечера мы провели в парке рядом с самым высоким зданием Борнео – Wisma Sanyan. Это место сбора всей местной молодежи. Место с атмосферой постоянного праздника
Китайцы изучают здесь свои народные танцы.
А мусульмане толпами рассекают на роликах. Гоняют они безбашенно. Многие катаются очень плохо, при этом мчатся на всей скорости. Постоянно падают, сталкиваются, встают, хохочут и едут дальше.
Ночевать мы поехали к Лим домой. Было интересно посмотреть на квартал современных коттеджей и таун-хаусов миддл-класса. В современном доме мы обнаружили множество фотографий китайской семьи, огромный бар из мини-бутылочек и высокий таз в душевой для мытья из него кружкой наподобие индийских ведер. А еще здесь мы впервые заметили, что малайские китайцы очень любят закупать все большими объемами: огромные бутылки с шампунем, огромные пакеты порошка, канистры с чем-то для кухни. Впрок, на случай, если перекроют поставки с исторической родины?
Утром Лим встала ради нас в 6 и отвезла в порт. Мы расстались добрыми друзьями, и надеемся встретиться с ней в Индии или России.
Впереди нас ждал Капит и наш следующий каучсерфер. Не терпелось отправиться в плавание, вот только лодка не подавала больших надежд..(( Вздохнув, мы залезли в железное брюхо речной субмарины, люки захлопнулись, и наш красавец тронулся. Было немного страшно, так как мы были замурованы внутри как в железном гробу — без возможности выйти на палубу. Впереди предстояли долгие 3 часа…
Предыдущая часть:
Бэкпэкеры в Малайзии. Глава 4. На мотобайке по Сараваку.
Следующая часть:
Бэкпэкеры в Малайзии. Глава 6. Капит. Земли племён.
Другие путешествия: