Блог русской жены индийского мужа. Наша жизнь в Индии, России и путешествиях.

Читракут (Chitrakoot) также называемый Mini-Varanasi. Маленький священный город на притоке Ганги. По следам Рамаяны.

Индийцы – большие любители паломничества по священным для них местам, коих по всей стране и за ее пределами очень много. Путешественники сотнями передвигаются во всех направлениях. Богатые — семьями по 10 человек на джипах. Бедные гроздьями свисают из дешевых вагонов поездов. Самые нищие бороздят просторы Индии пешком. В основе индийского менталитета лежит пассивный подход и вера в то, что все происходит по воле богов. То есть, если ты чего-то хочешь добиться, это не значит, что нужно планировать, трудиться, делать все, чтобы достичь своей цели. Нужно просто посетить определенные храмы, приложить голову к каким-то камням, бросить монетку на то место, где сидел священный мудрец — и все само собой образуется.

Одно из таких особенных мест – священный город Читракут, расположенный на реке Мандакини – притоке Ганги. Он знаменит среди индийцев природной красотой и духовной атмосферой.

Вот я 6 лет назад, в свою первую поездку сюда: в пыли, грязи, но такая счастливая :)

Эти места священны благодаря Рамаяне. Царь Рама – одно из воплощений бога Вишну на земле – благодаря вероломству жены своего отца, был отправлен в изгнание на 14 лет. 11 с половиной из них он провел в лесах в окрестностях Читракута. Сопровождали его жена Сита и брат Лакшман. Большую роль в их похождениях играет также Хануман – царь обезьян, который помог освободить Ситу из плена у шри-ланкийского демона-царя.

Все в Читракуте и вокруг него посвящено этим героям. Сита- аватар жены Вишну богини Лакшми – воплощение идеальной жены – добродетельной и верной. Рама – смелый, сильный, доблестный, справедливый, идеал правителя, мужчины и мужа. Годы правления Рамы считаются золотыми годами Индии. Сита и Рама любимы всеми без исключения индийцами. В Читракуте расположены несколько десятков храмов, ашрамы, различные центры. Вокруг отмечены разные очень важные для индийцев места: здесь Сита пекла лепешки чапати, а здесь ворон клюнул ее, поэтому Рама лишил его глаза, в этой пещере медитировал известный мудрец и т.д. Ну, и конечно, же, как и везде, где есть множество наивных верующих, обитают и любители наживы, раздражающе-назойливо собирающие «добровольную» дань за возможность прикоснуться к святому.

Вот, например, место, где Ситу клюнул ворон, а Рама за это выстрелил ему в глаз.

Все отмечено краской: тут Сита сидела, сюда глаз упал. И скромный сказитель прилагается, который душевно расскажет историю места, ненавязчиво указывая рукой на кучку рупий, которую нужно пополнить в честь Рамаяны. Но все это меркантильное довольно забавно, и не мешает получать удовольствие от Читракута.

С незапамятных времен район Читракута был центром вдохновения для духовного роста. Тысячи нищенствующих, отшельников, мудрецов и святых достигли здесь более высокого духовного статуса, а потом, как верят индийцы, оказали благотворное влияние на мир через покаяние, йогу и различные сложные духовные практики. Мудрецы, провидцы, садху и мыслители жили в этой области на протяжении всех веков. Люди говорят, что многие из таких фигур по-прежнему живут отшельниками в разных пещерах и малоизвестных местах.

Самое популярное место города — гхаты (лестницы) на берегах Ганга.

Основной, как легко догадаться, конечно же, называется Рам-гхат. На гхатах проводится вечерняя церемония поклонения Ганге, поется Рамаяна. А еще здесь просто живут, окунаются, моются, стирают сари индийцы. Тут медитируют благочестивые странники и шастают воришки с попрошайками. Индийцы называют Читракут мини-Варанаси — и это абсолютная правда. Меньший по размерам, по смыслу и виду он очень напоминает старшего брата. При этом здесь практически не бывает западных туристов, более просто, спокойно, чисто и приятно. Настоящая глубокая Индия с минимальным влиянием цивилизации.

Еще одно важное место – гора Камат Гири. Здесь Рама и кО проводили довольно много времени. Сегодня вокруг горы тянется 5-ти километровая дорога, которую стремятся пройти все паломники. Кто просто ногами, кто ползком, кто с какими-то припаданиями, кто с перекатываниями. Чего я только не насмотрелась вокруг этой горы…

Мы с мужем побывали в Читракуте трижды – в ноябре 2011 года, в мае 2015 и в ноябре 2017. В первый раз приехали автобусом из Кхаджурахо с пересадкой в Сатне — часов 7 потратили. Останавливались в тот раз в маленьком гест-хаусе в старейшем здании, на первой линии Рам-Гхата. Условия были, мягко говоря, крайне колоритными, зато дух и открывающиеся виды – ни с чем не сравнимые. Во второй раз нас пригласили присоединиться к их поездке в Читракут друзья мужа – Химендра и его девушка Май. Мы ехали из Кхаджурахо на машине 4,5 часа, а на ночь останавливались в государственном отеле Mandakini resort. В третий раз, буквально недавно, уже организовывали поездку для путешественников. У нас собралась небольшая компания из израильтян, немца, русской жительницы Италии и нас с Анджулом. Мы арендовали большую машину с водителем и поехали на 2 дня. Водитель знал короткие пути, и на этот раз мы добрались всего за 3,5 часа. Ночевали снова в Мандакини, на этот раз в дорме – общей комнате на 8 человек. Мы забронировали всю комнату для нас, чтобы никто не присоединился на 2 оставшиеся свободными кровати. Дорм оказался дешевым и вполне комфортным – чистым, с удобными кроватями. Мы как будто оказались в детском лагере или в студенческой общаге :) Да еще нас попросили посадить дерево и сфотографироваться для местной газеты.

Все 3 поездки у меня перемешались у меня в голове. Поделюсь фотографиями и отдельными кусочками воспоминаний и эмоций без привязки к конкретной поездке. Менялся стиль путешествия и компания, а сам Читракут за 6 лет ничуть не изменился :)

Чтобы хорошенько осмотреть все места, связанные с приключениями Рамы, Ситы, Лакшмана и Ханумана, одних ног не хватит. Лучше нанять рикшу на целый день (как мы делали в первый раз за какую-то вполне разумную цену) или машину. При переезде из одного места в другое постоянно попадаешь то в лес, то к реке, то в деревню, то, на худой конец, в поля, вдоль которых быки тащат повозки. Места здесь зеленые, красивые, дышится легко. Птицы поют, обезьяны подсматривают из ветвей. Настоящая Рамаяна! Даже если Вам и не очень хочется приложиться к месту, где Рама смотрел на закат или полить на голову воды у берега, где любила купаться Сита, покататься по окрестностям и проникнуться духом мест однозначно стоит.

Рам-Гхат днем. Солнечно, свежо, терпимо грязновато (ну какая Индия без грязи:)) Ненавязчивые торговцы индийским скрабом, женщины, стирающие сари, плещущиеся ребятишки, парочка ужасных калек, ставших уже привычной неотъемлемой частью любого туристического места в Индии. Здесь можно легко, приятно и неспешно сидеть, забыв про время.

Тот же гхат вечером оживает. Все жители и гости снуют туда-сюда, «Сита-Рам, Сита-Рам» — доносится со всех сторон, проходят какие-то процессии, десятки лодочек выплывают на середину реки, чтобы гости города могли полюбоваться вечерней церемонией поклонения Ганге. Загораются десятки прожекторов, вокруг мелькают дети — продавцы маленьких тарелочек с цветами и свечками. По завершении церемонии эти тарелочки поплывут десятками маленьких огней как дар реке.

Читракут – старый город, типичный для индийской глубинки. Стоит отойти на несколько метров от достопримечательностей – и виды сильно напоминают деревню. Не асфальтированные дороги, частные домики с бегающими козами.

Мой любимый, главный, очень старый храм Читракута – это храм Шивы на Рам-гхате. Муж не разрешает мне фотографировать внутри. А там старые, очень красивые статуи, запахи свеч и благовоний, глубокая, умиротворяющая атмосфера. Обязательно зайдите.

Конечно же, в каждой поездке мы не могли не покататься на лодке. Они здесь такие нарядные, удобные – устелены коврами, обложены подушками. В них очень удобно валяться, пить чай, слушай доносящиеся с берега песнопения, смотреть на мерцание огней в воде.

Первые два раза мы плавали с лодочником по имени Майядин (Maiyadeen).

Этот простой, добрый, нежадный человек, гордится, как и многие читракутцы, своим городом и искренне считает его священным местом. Несколько лет назад умер брат Майядина. Вместо того, чтобы взять молодую жену с приданным (а приданное от семьи невесты является обязательной частью индийской свадьбы), Майядин женился на жене брата согласно одному из старых, почти умерших индийских обычаев. Жена – явно не красавица (слева на фото), в 2 раза больше по размерам, а вместо приданного принесла в семью свою дочь – племянницу Майядина. Этот брак спас женщину от долгих грустных лет пребывания в статусе вдовы – женщины, которая больше не принадлежит своей старой семьи и уже лишилась новой. Красивый и добрый поступок. Вся семья выглядела счастливо. Ведут себя скромно, не навязываются. Угостили нас сладостями, а для семьи такого уровня это очень дорого. Видели девочку — одета очень бедно, зато сама улыбчивость, ничего не просит, от денежки на гостинцы отказалась. Приятно было встретить таких людей. Мы стали хорошими друзьями и всегда рекомендовали Майядина туристам, планирующим посещение Читракута. Так вот, в третий наш приезд оказалось, что Майядин за счет упорного кропотливого труда смог накопить еще на пару лодок и нанять гребцов. А сам стал водить туристов по достопримечательностям. Теперь маленький бизнес процветает, и у семьи все хорошо. К сожалению, в этот раз нам не удалось пообщаться. Надеюсь, деньги и успех не испортили Майядина.

В каждое посещение Читракута мы совершаем обход вокруг священной горы Камат Гири. Путь представляет собой 5ти километровую дорогу разного качества, вдоль которой расположены храмы, мини-храмики и статуи. По обочине расположились отдыхающие паломники и попрошайки. Кто-то молится, кто-то ест, кто-то играет на музыкальных инструментах, славя богов. Народ добродушный, любопытный и приятный, но каждый все-таки надеется на денежки :) Этому дала, этому дала, этому дала, в храм положила, священный цветок купила, качели Ситы-Рамы покачала – везде 1-2 рупии предоставь. Предприимчивые индийцы устроили мини-бизнес: продают 9 монеток по 1й рупии за одну 10-ти-рупиевую бумажку. Мы набрали полные карманы мелочи, но не успели треть круга пройти как нас уже искусно выпотрошили. Когда кулек с купленными на последнюю мелочь жаренными водными орехами отобрала мартышка, стало понятно, что в этом месте нужно только давать, но не брать. Это был первый и пока последний раз, когда меня обворовала обезьяна. Я видела, что она крадется ко мне, как в замедленном кино, и не могла пошевелиться от неожиданности. «Это мое» — говорил взгляд дочери Ханумана, направленный мне прямо в глаза. С достоинством забрав у меня из рук кулек, обезьяна в один прыжок удалилась на безопасное расстояние и принялась громко чавкать. А нам оставалось только пойти дальше, питаясь духовным.

Фотосессия вокруг горы:

 

Изобретательность индусов по части обрядов и их наивность не перестают удивлять :) Никак не могу запомнить, где в их храмах и священных местах нужно потрогать, где поклониться, что намазать, куда рис кинуть, где плюнуть 3 раза через левое плечо и т.д. Методы прохождения 5ти километров вокруг священной горы в Читракуте превзошли весь мой предыдущий опыт. Люди просто шли, шли с поклонами, шли, рассыпая что-то, напевая, покачиваясь, практически в какую-то присядку, ползли, катились. Первое место заняли паломники с кокосами. Кокос – священный дар для подношения богам. Их принято разбивать возле храмов и статуй, часть отдавать, часть забирать себе как просад (освященная в храме еда, которой обычно угощают семью и друзей — по кусочку). Так вот эти блаженные ложились на землю головой вперед, вытягивали руку с кокосом и толкали его, откатывая примерно на метр. Далее их задача была кувырком добраться до этого кокоса и повторить упражнение. Таким образом они медленно продвигались вперед, буквально часами. Попалась одна интересная пара. Муж веретеном катился за кокосом, а его жена плелась сзади, неся их багаж, после каждого переворота наклонялась, чтобы прикоснуться к ногам мужа и снова вставала. Кто и где учит благочестивых индусов всем этим комбинациям? Знала бы я, что они за это получат, может быть, тоже покатилась бы?

Кокосовое безумие:

Понравился большой храм-ашрам в местечке Sati Anasuya за городом.

Он довольно нестандартный – посвящен всей Рамаяне. Идешь из комнаты в комнату, а вдоль стен одна за другой идут сцены из Рамаяны, изображаемые цветными статуями. (Текст здесь только на хинди, поэтому, чтобы понять основные картинки, иллюстрирующие историю, стоит посетить в городе музей Рамаяны. Я бы даже рекомендовала начать знакомство с Читракутом именно с него. Фото там запрещены, поэтому их у меня нет.) Периодически в Ашпаме попадаются усыпальницы разных известных гуру. Фотографировать внутри ашрама запрещено, но я сделала одно украдкой – почему-то фото школьников.

Снаружи ашрам вызывает улыбку. Вот это кони!

Легенды говорят о том, что Атри Муни, его жена Анасуйя и 3 их сына медитировали в этом месте, и река Мандакини появилась в результате этой медитации. Во все времена и вплоть до сегодняшнего дня сюда приходили для омовения паломники. Посидеть у реки с видом на лес довольно приятно. Можно помедитировать, понаблюдать за местными женщинами и детьми, обезьянами, ворующими еду и мусорящими.

Gupt Godavari – комплекс пещер, посещенных Рамой и Ситой. Интересное место – пещера с водой, по которой нужно брести в окружении шумящей толпы паломников. Душно, скользко, узко, захватывающе!

Еще одно интересное местечко – Хануман-Дхара. Гора с храмом, посвященная Хануману. На нее можно подняться по 360ти ступеням.

Индийцы – большие любители шоппинга. Рядом с любым туристическим или паломническим объектом всегда располагаются торговые ряды. На каждую достопримечательность полагается 20 шоппинг-палаток, несколько лотков с едой, станций с тростниковым соком и даже «ресторанов». Ассортимент обычно не сильно отличается. Но в Читракуте, например, продается очень хорошее масло. Индийцы ценят его и используют как средство от любых болезней. Муж накупил красивых резных деревянных подносов по смешной цене.

Гости со всей Индии любят прогуливаться по этим рядам. Мои глаза не устают разбегаться от разноцветных сари, сикхских бород, невообразимых шапок типа чалма из Раджастана, пилоток из Махараштры, мужских юбок лунги из Кералы. Индия, конечно, крайне культурно-насыщенная страна!

Подводя итоги: что не забыть посмотреть/сделать в Читракуте:

  • Совершить 5-ти километровое паломничество вокруг горы Камад Гири. Посетить по дороге приглянувшиеся храмы и храмики. Например, Bharat Milap Temple.Если вы верите в такие вещи – попросить благословения или покаяться по дороге. Если не верите – просто понаблюдать за индуизмом во всей красе. Чего тут только не увидишь! А для фотографа – просто рай!
  • Почитать Рамаяну в картинах, скульптуре и тексте в красивом музее.
  • Погулять по Рам Гхату – центру ритуальной жизни Читракута. Сравнить с Варанаси.
  • Покататься по Мандакини на лодке. Посмотреть с лодки красивую вечернюю церемонию Аарти, проходящую на Рам Гхате.
  • Взобраться по 360-ти ступеням на гору к Хануман Дхаре. Разбить кокос в храме, полюбоваться замечательными видами.
  • Посетить священные пещеры Gupt Godavari. Как природный объект пещеры не особо интересны – слишком заполнены индийскими посетителями, но здесь интереснонаблюдать индуизм, особенно -пройтись по воде вглубь одной из пещер вместе с верующими.
  • Посидеть на берегу Мандакини за городом в местечке Sati Anasuya. Пройтись по Ашраму, посвященному различным гуру и Рамаяне. Хотя для меня основной интерес он представляет именно снаружи – одни кони чего стоят :)

Как добраться до Читракута.

До города можно легко добраться на поезде из Кхаджурахо и Варанаси. Можно автобусом от Сатны. Или на авто. Расстояние в примерно 200 километров от Кхаджурахо машина преодолевает за 3,5-5 часов.

Где остановиться в Читракуте.

Я рекомендую отель от MP Government — Mandakini resort. Там довольно комфортные номера, есть и недорогой дорм для бюджетных путешественников, вкусная еда. Есть куча гестхаусов и возле гхатов, мы как-то давно ходили по ним и в одном даже останавливались — ужас-ужас. Что сейчас – не знаю, кто проверит – поделитесь, может быть, и есть хорошие варианты. Многие гестхаусы в Читракуте не могут принимать иностранцев, так как у них нет необходимых для этого документов – в Читракуте в основном индийцы останавливаются.

Где поесть в Читракуте.

Нам понравился ресторан для местных Annapurna. Индийские длинные столы, индийский сервис и аккуратность:) Зато вкусная еда – безлимитное разнообразное тали на момент 2017го года – 150 рупий. Это был пир)

Другие наши путешествия:

Сказочная Орча. Город, который просто красив

Красивые и гостеприимные Филиппины. Часть 6. Манила-2: Эрмита и Энтрамурос. Прощание с Филиппинами.

%d такие блоггеры, как: