Блог русской жены индийского мужа. Наша жизнь в Индии, России и путешествиях.

Укрепление иммунитета, самостоятельности и неприхотливости с детства. Маленькие индийцы.

Наблюдая за тем, как индийские дети проводят свое время, иностранцы постоянно сокрушенно качают головами и сочувственно вздыхают:

«Бедный малыш сидит на земле!»

«Бедный малыш бегает босиком по холодному полу!»

«Бедный малыш тянет в рот всякую гадость!»

«Бедный малыш ползет куда хочет, и никто не обращает на него внимания!»

«Бедный малыш играет сподручными средствами вместо игрушек!»

Разве что не прибитыми к потолку. В общем, сплошное тяжелое детство.

Нам кажется, что правильно – так, как у нас. Следить за каждым шагом ребенка. Контролировать в любой момент времени как он одет, что он должен съесть, что должен делать по распорядку. Не замерзли ли у него руки. Не вспотел ли. Не пора ли ему начать говорить или ходить. Видя, мягко говоря, расслабленный подход (что менне удивительно при индийском менталитете) в воспитании детей в Индии, западные родители недоумевают.

Индийцы же гордятся своими методами воспитания. Как, в принципе, и всем, что они делают. У них есть свои секреты. Индийцы знают, как вырастить нового члена общества, который сможет выжить в этой стране. В ее климате, фауне, хаосе, традициях, санитарных (или, проще сказать, антисанитарных) условиях. Это не расслабленный подход, а целенаправленный. Подготовка по-индийски маленьких спартанцев. Которые смогут и воды из тропического озера выпить, и на деревенском общественном джипе прокатиться, не растеряв внутренние органы, и прыгая по камням не упадут, и на вокзале сутки проживут на полу, когда поезд задержится в туманах.

В Индии с маленькими гражданами никто не церемонится. Они должны быть готовы к вступлению в нелегкий мир. Кто будет церемониться с ними в нем? Взрослые занимаются своими делами, малыш — своими. Спит, смотрит по сторонам, ползает, бегает – в зависимости от возраста. Бедные работающие женщины завязывают чадо в узел и закидывают за спину. И отправляются работать. Например, носить на голове кирпичи на стройке. А младенец — сзади. И не кричит. Лежит себе потихоньку.

Часто детей кормят грудью до 3-х лет. А если нет – положат ту же еду, что и все едят. В любом возрасте. Что в голову пришло – то и сунули. Не ешь – значит, не голодный. Какие там плановые переходы на пюре разных видов. В индийской провинции о таком и слыхом не слыхивали. Я наблюдала прекрасную картину, как 2-х-летний голодный мальчик из раза в раз пытался засунуть в рот жгуче-перченую еду и начинал реветь. Ни мать, ни других родственников это ничуть не смущало. Приготовить ребенку отдельную еду никому не пришло в голову. Блюдо полили неострым соусом, чтоб поменьше жгло. Все равно не ест. Дали воды. Не помогло. На этом решили забить. Я не выдержала и вышла из нейтральной позиции: «он же голодный» — говорю, «ему нужно дать нормальной еды». Только чтобы угодить этой странной, индийская мама покряхтела, лениво поднялась, порылась в холодильнике и нашла там для сына альтернативу – банку варенья! Варенье мальчик есть не стал, но через некоторое время нашел на кухне сахар, рассыпал его в какие-то грязные пластмассовые формочки, валяющиеся на полу, и начал есть. Я была в шоке. Индийцы только посмеялись, покачали головами. Видимо, каждый в детстве чередовал чили с сахаром, вот никого и не смутило. Правда, в другой раз, когда этот же ребенок съел таблетку от насекомых, мама не на шутку переживала, вызывала врача. Конечно, им не все равно. Просто понимание того, что вредно, что не очень, и что категорически нельзя – у них с нами сильно отличается. И кто здесь прав – не знаю. Вопрос детской смертности в Индии не изучала.

В общем, есть маленький индиец может что угодно. И какими угодно руками. И родители не считают это большой бедой. Словосочетанием «соленые огурцы с молоком» индийцев уж точно не удивишь. Им все нипочем. Если в России детей пытаются оградить от всего, от чего только можно, то здесь подход один: не нужно помещать ребенка в тепличные условия, иначе ему будет тяжело в большом мире. Иными слова, пусть сразу отведает всех бактерий, закалит свой желудок, привыкнет и к острому, и к соленому, и к ледяному. «Как не защищайся, все равно микроб проберется. Или Хирдеш за углом тухлый пани-пури продаст» — рассуждают индийцы. Конечно, не все так далеко уходят в своих размышлениях. Многие безответственны, как и во всем или просто не понимают в принципе, что такое бактерии.

Одевают индийских детей – как кому в голову придет. То голышом в прохладное время, то в шерстяных свитерах в жару. Про синтетические «бальные» платья для девочек я уже упоминала. Считается, что это лучший наряд для прогулки в +40 под палящим солнцем. «Держи ноги в тепле, а голову на холоде» — говорят у нас. Индийцы думаю по-другому. Я часто вижу детей в вязаных шапках! При этом босиком ходит вся Индия. Только несчастные иностранцы поджимают посиневшие пальцы на ледяных мраморных полах. Местные все с детства закалили ноги.

Такое понятие как «развивать ребенка» среднестатистической индийской семье не знакомо. Конечно, я не говорю про продвинутые семьи. Про них не интересно. Там все как у нас. А вот у традиционных индийских родителей обычно есть более интересные дела, чем «развитие» детей. Папа – так вообще царь и господин. Он должен лежать на тахте. Разглядывать улицу, открыв рот и почесывая пузо. Вести умные беседы с другими мужчинами. Ну или работать, если жизнь к нему не справедлива. А мама предпочтет посплетничать в женском кругу или посмотреть новый болливудский хит «про него и про нее». Ребенок что-то ел вроде сегодня – и ладно. Что с ним еще делать? Растет, не болеет, и на том спасибо. Индийцы искренне удивляются тому, что с детьми нужно как-то специально «заниматься». Интересно было бы посмотреть на провинциального индийца, ставящего ребенку классическую музыку для развития, разговаривающего с ним на умные темы, изучающего книги про цвета, животных и так далее. Как-то не попались такие. Совершенно не хочу сказать, что индийцы не любят детей. Очень любят. Просто первые годы они растят их «естественным» путем, так сказать. До школы. А занятия, кстати, часто в 3 года уже начинаются. Вот там ребенок с книгами и поработает. Там им и позанимаются.

Единственное, чему внимание родители обязательно уделят – это традициям и правильному поведение в обществе. Как вести себя на религиозной церемонии. Как правильно здороваться со старшими по положению. Что перед посещением храма нужно снять обувь.

В остальном обычный индийский ребенок растет и познает мир сам. Так, как получается. Игрушки у него простые, сподручные. А у очень многих детей их и вовсе нет. Палки, камни, коробки – чем не игрушки. Развивающие книжки, игры, конструкторы – не частый гость в индийских детских. На улицах вы не увидите колясок с висящими штуками для развития моторики. Дети просто сидят на руках у мамы и смотрят по сторонам огромными глазами. В обеспеченных семьях игрушки есть, но их значительно, гораздо меньше, чем, например, в российских. Пистолеты и машины для мальчиков, куклы для девочек, мягкие игрушки для всех. Минимум чего-то сверхумного.

По индийским деревням и даже маленьким улицам городов нужно ездить осторожно. Сидящий в пыли по середине дороги карапуз – нередкая картинка. Дети просто предоставлены сами себе. Ползи, беги, смотри, трогай – делай, что хочешь. Далеко не убежит. Высоко не залезет. Малыши обжигаются, мокнут, падают, ударяются – в общем, живут. На комфорт и какие-то особые условия индийскому ребенку рассчитывать не приходится. С первых месяцев он может висеть за спиной, пока мама работает, трястись с семьей в автобусах, спать на вокзале на полу на платке или дома под шум боя в телевизоре. В авторикшу, развозящую в школу и из школы, набивается такое множество детей, что сидеть им приходится на самом краешке лавки – буквально на 5-ти сантиметрах. Или вообще висеть сзади, взлетая на поворотах. Зато какими неприхотливыми они вырастают! Могут ехать на любом транспорте в любом количестве. Спать вдесятером на одной кровати, не меняя позу всю ночь. Пить ледяную воду. Жить без личного пространства. Не важно, что происходит вокруг. Индиец хочет спать – он спит. Индиец хочет есть – он ест, что дают. Индиец хочет медитировать – он медитирует. Индиец хочет читать – он читает. И пусть хоть духовой оркестр вокруг играет. Когда дети подрастают – им не нужно бесконечно повторять «не делай то», «не делай это», «это опасно». Они сами себе набили шишек и знают, что к чему. Зато они очень ловкие и выносливые. Скачут по горам не хуже ланей! А по деревьям лазают — как кошки! На ходу запрыгивают в автобус, еще и держа в руках огромные баулы с вещами.

Во время посещения Калькутты мне приходилось несколько раз пользоваться там автобусом. Это каждый раз был настоящий стресс! Он же никогда не останавливается! Кое-как запрыгнуть в него на ходу еще более-менее возможно. В крайнем случае – не запрыгнешь – пойдешь пешком. А вот выпрыгнуть на проносящийся мимо асфальт у меня никак не получалось. Со слезами на глазах я летела на автобусе все дальше и дальше от удаляющегося мужа, кричащего мне: «Ну прыгай же ты наконец!». А у индийцев от 3 до 100 лет никаких сложностей не возникало. Они лишь с удивлением смотрели на меня, выкидывая сумки, ловко приземляясь вслед за ними и, даже не покачнувшись, легко продолжали путь.

Еще хуже было в деревне под Мумбаем. Откуда нам предстояло выехать на битком набитой полумаршрутке-полуджипе. Низко, тесно, жестко. От сидения на краешке у меня затекли все мышцы. Ноги прокалывало сотнями иголок. Голова начала болеть от того, что шею не разогнуть. А индийцам – прекрасно! Сидят, смеются, яблоки вперемешку с пылью едят.

В другой раз я ехала на междугороднем автобусе в Мадхья-Прадеш по очень старой дороге. Там были такие ямы, что я подлетала на 30 сантиметров. Без преувеличения. Вцепившись обеими руками в переднее сиденье и до побеления сжав пальцы, я пыталась хоть как-то удержаться на месте. Индийцы вокруг читали газеты и дремали. Молодая мама кормила грудью младенца. Я не знаю, как и чем они держались и почему не падали. Не могу понять. «Просто твое тело выросло в теплице» — сказал мне муж.

Читать еще:

Богатые и бедные. Индия — действительно страна контрастов.

Треккинг в Непале. По дороге вокруг Аннапурны. День 12. Снова вдвоем, снова в пути. Тихая грусть Джонга. Сирийские мотивы. Нереальная Кали Гаднаки. В поисках секретов Кагбени.

Это было в черной Африке. Кения, март 2015. Часть 1. Найроби. Первый взгляд на Кению. Борьба со страхами.

 

%d такие блоггеры, как: