Блог русской жены индийского мужа. Наша жизнь в Индии, России и путешествиях.

Праведные индийцы и вредные привычки. Чикен-карри, алкоголь, сигареты.

Индийцы – одухотворенные создания, питающиеся, если уж не солнечным светом, то хотя бы овощами. Улыбающиеся, чистые и светлые. Такое заблуждение не редко приходится слышать не только от тех, кто никогда не был в Индии, а лишь мечтает, но и от тех, кто там был…Видимо в каких-то необычных ее местах, в которых мне не доводилось побывать. Ну, или просто в розовых очках. Мне же попадались самые разные индийцы. Такие же люди с теми вредными привычками, как и везде.

Безусловно, Индия самая вегетарианская страна в мире. Прямо сердце мирового вегетарианства. И очень большой процент индийцев являются вегетарианцами. Но причины для этого разные.

В индуизме считается, что люди из первой касты не должны есть мясо. Ни в каком виде. А остальным его есть можно. Представителям 2-й касты, воинам, исторически положено есть мясо, чтобы иметь силы защищать народ. Но многие из них никогда не едят мяса. С 3-ей и 4-й каст вообще спроса нет. Сегодня все больше и больше людей из первой касты, близких к богам брахминов, закрывают глаза на заветы предков и честь семьи, чтобы отведать мясного меню. Все зависит от личных убеждений и силы тяги к тому, что считается и запретным и удовольствием. В целом поедание мяса в обществе не приветствуется. Не считается чем-то хорошим, достойным, чем можно гордиться. Над употреблением мяса висит легкая атмосфера скрытости, стыдливости, распутности что ли. В чем-то это как алкоголь у нас, в России. Вроде бы и выпить считается нормальным, и законно это, и пьет большинство. Но если ты пьешь много или часто – приличное общество смотрит удивленно или неодобряюще. А если совсем перегибаешь палку – может относиться уже с презрением, неуважением. Так и в Индии с мясом. Если иногда ешь – ничего страшного. А если каждый день – начинают за спиной шептаться, обсуждать. «Курицу каждый день ест, каждый день! Кошмар!»

Я часто задавала самым разным индийцам вопросы: «Почему лично ты не ешь мясо?» или «Почему это плохо – есть мясо?» Внятный ответ получить сложно. Чаще всего отвечают «не хочу», «мне не нравится», «это плохо». Кто-то думает о животных и религии. Один йог сказал мне: «Вот тебе нравится есть куриный суп? Он же вкусный, ты получаешь удовольствие. А как ты считаешь, курице нравится бегать по травке и клевать зерна? Или она предпочтет плавать в твоем супе?» Обижать живое, конечно, не хорошо. Из индуизма проистек джайнизм, последователи которого вообще не едят ничего живого, подметают перед собой пол, чтобы не раздавить букашку и закрывают рот повязкой, чтобы туда не залетела мошка. Многие просто считают, что мясо – это что-то грязное. Они не заботятся о животных в созидательном смысле. Не кормят, пинка могут дать, держат на солнце на короткой веревке. Чаще, конечно, от глупости и необразованности, нежели из-за жестокости. Но мяса в рот не положат из-за его «нечистости». Если индиец действительно искренне не ест мясо, ему будет неприятно все, что с ним связано. Он будет брезговать ходить по улицам и рынкам, где его активно продают, никогда не воспользуется посудой, доской или ножом, если там есть следы мяса. Если на одной тарелке подали мясо с салатом, в большинстве случаев индиец останется голодным, но салат, даже не соприкасающийся с мясом, есть не станет. Часто дома и в ресторане для мяса может держаться отдельная посуда, часть кухни или целая кухня. Во многих домах готовить мясо домой запрещено вовсе, но можно принести с собой и съесть. А где-то и принести нельзя. Особенно в дома первой касты. Это может быть воспринято как страшное загрязнение и оскорбление дома. Большой процент индийцев никогда не пойдет в ресторан, где готовят и мясные блюда. Даже если там будут две кухни. Есть такое понятие как ресторан pure vegetarian —  тот в котором все невегетарианские продукты отсутствуют напрочь. В любом месте в Индии, где бывает еда, будет большой выбор вегетарианских блюд и небольшой – невегетарианских. И вы их никогда не перепутаете. Все будет разделено, подписано, объявлено. Столкнувшись с отсутствием вегетарианской еды, индиец будет страшно удивлен и возмущен. Если ему по ошибке дадут что-то с мясом – он очень возмутится.

Но если разбавить философию суровой реальностью, то довольно большая часть индийцев не ест мясо только потому, что бюджет не позволяет. Они бы и рады, да не на что. А как случай предоставляется – наворачивают — только в путь! Женщины более стойки и очень религиозны. А вот мужчины часто едят мясо. Особенно, в другом городе, чтобы никто из знакомых не узнал. А в другой стране — так вообще за милую душу. Иностранных куриц не жалко. Главное, чтобы мама не узнала.

Из примерно 30 молодых мужчин, с которыми я познакомилась в Кхаджурахо, из разных каст, включая первую, могу вспомнить только 2-3, которые совсем не едят мясо. Остальные любят побаловать себя. Половина – потихоньку, половина – открыто.

Как у пива, вина и водки, у мяса тоже есть уровень «вредности» или позитивности имиджа. Самым безобидным считается поедание рыбы. На побережье без нее и вовсе тяжело выжить. И живет она в воде (считающейся священной и очищающей), и выглядит менее «живой», чем какие-нибудь четырех-ногие.  Далее идет курица. Индийское блюдо из кусочков курицы в соусе из специй — чикен-карри прогремело на весь мир и является любимым лакомством многих индийцев. Хотя его поедание и воспринимается обществом с неким оттенком «порока». Совсем смелые индийцы едят козлятину. Но довольно редко. И в меню ее реже можно найти. Представители 4-й касты едят свиней. Остальные касты считают это животное очень грязным и никогда не будут его есть. В основном, это все животные, которые мне попадались в употреблении в Центральной Индии. Возможно, где-то еще кого-то едят. Например, баранов в горах.

К священной корове с ножом и вилкой подступаться, безусловно, нельзя. Это просто неприемлемо. Корову можно не кормить, выгонять на улицу, когда она стареет, чтобы она питалась на помойках целлофановыми пакетами, огреть ее палкой и всякими другими способами оказать почтение. Но убить или съесть священное животное – страшный грех. С одной стороны – корова – важный персонаж в индуизме, у нее в мифологии несколько положительных ролей. Например, бык Нанду является верховым животным бога Шивы. А чтобы добраться до небес после смерти, нужно переплыть реку, держась за хвост коровы. С другой стороны – корова – это мать и кормилица. Индия семимильными шагами вступает в современный мир. Однако, вера в божественную сущность коровы – нерушима. В некоторых ресторанах подают говядину. В том же ГОА в туристических местах ее вполне легко отведать. Но возмущению индусов по этому поводу нет границ. Индийские мусульмане на праздник Курбан-Байрам периодически забивают священных коров в соответствии со своими традициями. Это является причиной серьезных конфликтов между ними и индусами.

По поводу яиц идут жаркие споры по всему миру. Даже индийцы – гуру вегетарианства, не могут между собой договориться, нормально ли есть яйца, или это тоже «вредная привычка». Многие едят. Только во время праздников, постов, перед церемониями отказываются от них. В ресторанах яйца вносят то в вегетарианский раздел, то в мясной.

С алкоголем еще сложнее, чем с курицей. Он в стране разрешен и популярен, хотя и осуждается обществом довольно сильно.

Осуждения-осуждениями, а выпить индийцы любят. И богатые, и бедные. Не пьют сильно религиозные и традиционные индийцы. Ну, и женщины. Пьющая женщина в Индии – редкость. Конечно, за исключением крупных городов. Продвинутые индийские студентки еще как прикладываются к бутылке. А вот в маленьком городке пьющую женщину встретить сложно. Если только все индийцы от меня их тщательно не скрывали. Мои вопросы о том, пьет ли та или иная женщина, обычно вызывают удивление или смешки.

Обеспеченные индийцы пьют вино и крепкие напитки хорошего качества. Простой народ пьет пиво и дешевые виски, ром, водку. То, что индийцы называют местным виски, по-моему, даже нюхать – опасно для жизни. Глядя на цену, не совсем понимаешь, из чего они это сварганили за эти копейки. Но есть и еще страшнее напиток. Бодяга, похожая на самогонку. Называется local wine – местное вино. Его добывают из дерева.

На индийских улицах и в общественных местах не часто можно увидеть пьяных или выпивающих. Это делается в ресторанах, отелях, на плоских крышах-террасах, на природе. Парни и мужчины собираются в большие компании, ведут себя шумно и развязно. Уж не знаю, из-за жары, вегетарианства или каких других причин, но много индийцу не надо. Пить они не умеют. Выпил пару стаканов – и давай куролесить. Могут вести себя очень агрессивно. Ничего приятного, в общем.

Из тех молодых мужчин из разных слоев, что я вижу по Кхаджурахо, многие выпивают. Кто-то очень редко, кто-то регулярно, но питающихся солнечным светом вместо винных паров попадается не так много. В старшем поколении больше традиционных индийцев, не притрагивающихся к алкоголю. Но процент пьющих увеличивается с каждым годом.

Один из плюсов постоянных многодневных индуистских праздников в том, что в это время не пьют. Хотя молодежь уже перестала чтить традиции, и ее это не останавливает. Останавливает только гнев родственников. 30-ти-летние мужчины ведут себя как малые дети. Они не смеют признаться родственникам, что пьют, и будут всячески скрывать этот факт, невинно хлопая глазами. Если в семье пьет отец – его взрослый сын с ним пить не будет. Такого понятия, как семейные застолья с вином, тут и вовсе нет. Мужчины могут чинно выпивать своей компанией, а молодежь секретно – своей.

В провинциальных городах бар найти сложно. В ресторанах алкоголь часто не продают. Зато везде можно найти небольшой магазин, wine-shop. Ну или, на худой конец, тетушку Ашвами, у которой всегда можно добыть литр. У винных магазинов по вечерам ажиотаж. Это место встречи всех алкоголиков и тунеядцев. А днем к ним и от них так и бегаю рикши и посыльные мальчишки – добыть желанного товару для тех, кто пьет инкогнито.

На индийской свадьбе алкоголя не подают. И мясо обычно тоже не едят. Бывают, конечно, свадьбы и с мясом, но чаще предпочитают уважать чувства вегетарианцев. Да и церемония религиозная проходит – не положено как-то совмещать ее с поеданием мяса. Ну и, немаловажно, дешевле же без мяса! Попробуй накорми куриным карри 500 гостей индийской свадьбы! Без мяса гости как-то обходятся. А вот то, что свадьба без ста грамм не свадьба – поняли даже одухотворенные индийцы. Приходится как-то выкручиваться. Собраться компанией до свадьбы, быстро распить веселящего напитка – и вперед, на свадебный танцпол.

Индийские биди – маленькие сигареты из табака, завернутого в лист, притягивают туристов почти так же, как банановый ласси, чикен-карри и сладкие шарики ладу. Это определенная фишка Индии. И упаковка какая интересная, колоритная – такой бумажный сверток. Да и стоит несколько рупий. Но индийцы любви иностранцев к биди не разделяют. Им подавай заморские сигареты с ковбоями в больших красивых пачках. А биди курят рикши, уборщики, крестьяне. Народ попроще, в общем. В целом с сигаретами дела обстоят, как и с алкоголем. Много кто курит. Много кто курит и скрывает это. Даже в 40 лет. Но вот чтобы приличная индийская женщина курила – такое встретить сложно. В провинции я ни одной такой не нашла. Это просто неприлично. Позор для семьи.

Зато что индианке позволено – так это жевать смеси. Про эту отвратительную привычку я уже писала ранее. Эти набитые жующие рты, сплевывание в углы и окна, красные пятна повсюду – часть культуры, которая, наверное, будет жить еще долго. Набить рот какой-то гадостью, а потом демонстрировать свои красные зубы вовсе не считается зазорным для стройной молодой деревенской индианки, затейливо украшенной сари, браслетами, серьгами и кольцами. Да и ловко плюнуть на 2 метра – тоже в норме. Нянчит ребенка и жует. Стоит за прилавком магазина и жует. Едет в автобусе и смешивает себе какую-то смесь на листе бетеля. Мужчины чаще жуют табак, смешанный с известью и другими добавками, для женщин есть более мятные, пряные или сладкие составы. Но и любительницы табака среди дам тоже попадаются. Если в смеси нет табака – она считается приличной, и есть ее могут все. Если табак – то это уже дурная привычка.

Ну и, напоследок, по теме вредных привычек. Индийский мат тоже существует :) Не буду приводить примеры и разбирать фразы, но здесь индийцы слабо отличаются от русских.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *