В Индии существует множество церемоний и обрядов. Красивых, интересных, необычных для европейского глаза и и наполненных духовным смыслом. Самое известное и красивое действо, которое мне довелось увидеть — Ганга-аарти в Варанаси. Смесь эстетической красоты, глубокой духовной силы и яркого шоу.
Аарти – церемония подношения богам, в первую очередь, священного огня, а также цветов, риса, воды.
В маленькую глиняную чашечку или специальный металлический сосуд помещается гхи – очищенное топленое масло священной коровы или камфорное масло, а в качестве фитиля используется скрученный кусочек ваты. «Сосуд» с огнем может помещаться на небольшой металлический поднос или просто держаться рукой.
Смысл аарти в том, чтобы совершать протянутой рукой круговые движения в сторону объекта поклонения – статуи либо, в нашем случае, Ганги. При этом участники поют мантры в честь богов, бьют в тарелки, звенят в колокола и колокольчики. В общем, делают все, чтобы бога их услышали.
Ганга-аарти проходит на одном из главных гаатов Варанаси, Dashashwamedh гаате, каждый вечер. Время для церемонии выбрано, по мнению индусов, самое удачное – когда половина солнца уходит за горизонт. Именно в этот час Рама убил своего главного врага – коварного демона Равану.
Гаат обычно полностью заполнен зрителями.
Даже на воде свободного места нет.
Аарти в Варанаси – дело серьезное, организуется по высшему разряду. Проводят церемонию 5 брахминов – индуистских жрецов высшей касты.
Все стройные молодые, эффектные. У каждого из них свой постамент, на котором он будет колдовать.
Помощники заранее заготавливают для жрецов атрибутику пуджи. Она красиво смотрится в сумеречном свете.
Поклонение богам совершается с помощью 5-ти главных элементов: эфира (акаша), ветра (вайя), огня (агни), воды (джал) и земли (притхви).
Огонь – символ Солнца.
Без него не возможен ни один индуистский ритуал. Огонь очищает, он дает тепло и жизнь. Все, что используется во время огненной церемонии, попадает напрямую богам. Дымом от ритуального огня уничтожаются вредные микробы в атмосфере, а бактерии, полезные для жизни, наоборот растут. Это приносит изобилие и улучшает процветание мира.
Сырой рис с куркумой и цветы присутствуют в честь воды и земли. Еще вода представлена раковинами, смоченными водой из Ганги.
Я долго не могла понять, для чего же веер из павлиньих перьев и метелка из хвоста яка. Оказалось, павлиньи перья приводят в движение воздух, а хвост яка, состоящий из тончайших волосков, отвечает за тонкую форму эфира.
В воздухе волшебно пахнет благовониями. Они символизируют сосредоточенное, очищенное, нацеленное на Бога сознание.
Перед церемонией музыканты проверяют свои инструменты. Колокола уже готовы к священному звону. Для зрителей первых рядов приготовлены покрывала. В воздухе уже разносится аромат первых сандаловых благовоний и камфорных ламп.
Женщины-бизнесмены заготавливают тарелочки с цветами и маленькими свечками — дийяс.
После церемонии верующие индусы и любознательные туристы опустят их в воды Ганги. Цветы пойдут в дар богам, а огоньки будут освещать последний путь душ умерших, плывущих на другой берег – в земли мертвых.
Опустивший такую корзиночку-кораблик имеет уникальную возможность загадать желание, которое обязательно сбудется :) Главное, уточнять цену заранее, а не то кораблик может обойтись в дневной бюджет путешественника или кучу потраченных нервов. Это Индия.
Действо Ганга аарти занимает примерно час. На первый взгляд туриста оно кажется магическим индуистским ритуалом.
На второй, при ближайшем рассмотрении – хорошо поставленным театральным шоу. Эти блестящие одежды, четкие синхронные движения, красивые аксессуары наводят на смутные подозрения.
И все-таки это настоящее. Настоящее все то, во что люди искренне верят. А они верят. И местные жители, которые благодарны судьбе за то, что родились в Варанаси.
И паломники, лица которых выражают глубокое сосредоточение.
И индийские туристы, на этот час наконец-то прекратившие бубнить и шуршать упаковками от еды.
Верят и сами жрецы-брахмины. Для них это работа, это понятно. В Индии прист (жрец) – такая же профессия, как и остальные. Но это не мешает им с детства впитывать веру в обряды и искреннюю любовь к богам, прославляемым в аарти – Шиве, Вишну, Матери-Ганге.
Зазвучавшая из динамиков музыка говорит о том, что церемония началась. Красивые, нарядные брахмины занимают свои места и начинают синхронно выполнять ритуальные действия в определенном порядке: кругами предлагать богам огонь, дуть в раковину, брызгать водой, махать ячьими метелками и так далее. Непрерывно звонят колокола.
Блаженный с восторженным взглядом лупит в барабан или хлопает в ладоши.
Весь гаат покрылся дымом из ритуальных чаш.
Верующие потихоньку молятся, а я и китайцы непрерывно щелкаем фотоаппаратами.
Все брахмины очень разные. Рядом со мной были 3. Их я смогла рассмотреть хорошенько.
Первый олицетворял собой глубокое старание и усердие.
Второй немного красовался и самолюбовался. Но правда был красив.
В середине жрец вспотел и устал.
Но продолжал стараться.
А третий – ваапще класс! Прямо классический брахмин. Именно так он и должен выглядеть. На лице – погружение и незыблемая вера.
Зрители замерли. На их лицах вера и счастье.
Последний гимн Ганге все поют вместе и стоя.
Аарти на берегу Ганги, да еще и на земле Варанаси в разы действеннее, чем другое.
Считается, что сознание участника церемонии соприкасается с божеством реки Ганги. Сила Бога проникает в глаза человека (зеркало души) из реки.
Для закрепления эффекта рекомендуется после церемонии и отправки кораблика с цветами и огоньком, окунуться в священные воды. Ну или хотя бы помочить ноги. Чем я и ограничилась.
После церемонии каждый верующий имеет возможность получить немного благословения богов. Для этого нужно поднести руки к священному огню и перенести его тепло на себя – проведя руками над головой или дотронувшись пальцами до лба. Ну и, конечно же, тикку на лоб.
Вокруг церемониальной платформы все напоминает об аарти. Палочки, кокосы, яркие ткани, попрошайки и паломники. Прогулка по этому атмосферному гаату и улицам вокруг является приятным дополнением к самой церемонии.