Ранним утром открываю глаза и понимаю, что наш автобус уже в Сурабайе. Что сказать о Сурабайе? О Сурабайе мне сказать нечего. Совершенно-абсолютно ничего не запомнила, ни одной эмоции от часа продвижения по этому городу на автобусе. Знаю только, что это второй крупнейший город Явы после Джакарты, являющийся экономической столицей. Ну и ладно. Для нас Сурабайя является промежуточным пунктом на пути к мечте — встрече с настоящим, действующим, живым яванским вулканом — Бромо.
Бромо будет завтра. А сегодня нас ждет мама Химендры, «риал Ява» на деревне у бабушки и индонезийские джунгли!
Полусонные выбираемся с рюкзаками из автобуса, пытаемся сориентироваться и через минуту оказываемся втянутыми в сумасшедший хоровод пытающихся завладеть нашим вниманием помогаев. Я вздыхаю с облегчением – до сих пор чего-то в этой поездке не хватало, здравствуй, Мама-Азия! С столице нет такого тур потока, а в Джодже мы не оказывались одни в подобных местах. Анджул в шоке. Посмеиваюсь, наконец-то он поймет, как чувствуют себя в Индии туристы) Прорвавшись через баррикады, начинаем метаться в поисках официальной информации по поводу автобуса до Проболинго, откуда рукой подать до вулканов. Но гул голосов и мечущиеся вокруг руки не дают сосредоточиться. Единственный работающий в этой ситуации вариант – Анджул уходит за информацией без рюкзака, действующего на помогаек, жуликов и прочих бизнесменов, как красная тряпка на быка. Я остаюсь в каком-нибудь углу с 2мя рюкзаками, изображая глухонемую. Тактика работает, помогайлы, желающие на нас заработать, отстают. Через 5 минут мы в автобусе. Через час вместо обещанных 10 минут трогаемся, предварительно закупившись в дорогу манго. 2 часа дороги проводим в попытках заглушить голод и размышлениях о том, зачем мы купили грязное липко-сладкое манго в дорогу, не имея даже ножа. Существуют же в природе, например, бананы.
В Проболинго День Сурка – выход из автобуса – нас замечают, бегут, кричат, машут руками, предлагают вулканы, отели, трансферы и все, что наша душа пожелает. Убегаем, теряя бойцов по-одному по дороге. Через дорогу от автостанции находим местную «маршрутку» — джипни, называем адрес и вскоре выгружаемся возле дома славной семьи каучсерфера Химендры.
Маршрутка:
Каучсерф-гостиная:
Сестра-каучсерфер, оказывается, в отъезде, но мама очень рада нас видеть. Она провожает нас в нашу комнату, состоящую из кровати метр на полтора и тряпичной шторки вместо двери. Я принимаю душ на заднем дворе. Что-то, погружение в древнюю яванскую среду происходит слишком стремительно.
За это время мама уже приготовила завтрак. Мы очень рады и благодарны за такой прием. «Тримакаси («спасибо»), мама»! «Тримакаси!» – отвечает мама нам.
Мы не устаем улыбаться друг другу и обмениваться любезностями в виде тримакаси ровно до того момента, как объявляем, что собираемся пройтись по агентствам для подбора варианта знакомства с вулканами и отправки на Бали. Улыбка становится кислой, мама волнуется, пытается отправить нас отдохнуть и поспать. Мы не понимаем, в чем дело. Химендра на занятиях, и мама не может с ним связаться. В итоге мама дозванивается до него и что-то долго обсуждает про нас, потом передает трубку. Вот оно что, у мамы свои планы на нас и наши деньги! Химендра предлагает воспользоваться услугами лучшего агентства, которое предоставит нам мототакси Проболинго-водопад-деревня бабушки-вулканы всего за 900000 рупий на двоих.
«Секундочку, кажется, речь шла о 150000???»
«Да, 150000 это за одного, до водопада, какие мы смешные, недопоняли» — смеется Химендра. 150 +150, да умножить на 2, да плюс налог и топливный сбор, процент маме и 50 сестре на новый саронг, только Вам и только сегодня скидка 3%. Итого, 900.
«Ок, мы подумаем, но ты говорил, недалеко от дома есть агентство, в которое сестра нас может проводить.» Сегодня закрыто? Вот незадача. Мама демонстративно приносит большой журнал с кучей рекламы и телефонов, начинает звонить в «агентства». Оказывается, почти все водители забронированы и осталось всего 2. Нужно решаться. На наши просьбы переговорить с агентством по поводу цены происходит странная суета и действия, которых я точно не помню. Возможно, это был обморок мамы или падение журнала с номером огонь, в общем, в результате нам ни с кем поговорить не удается. Мама волнуется все больше и кидает на нас косые взгляды. Чтобы не спровоцировать международный конфликт, улыбаемся и говорим: «что мы все о делах да о делах, такая хорошая погода, пройдемся мы немного по улице». И сбегаем.
Думаем, что делать. Мама кормила завтраком. Я мылась в ее душе на заднем дворе. Мы заняли нумера. Теперь у мамы планы на наш бюджет. Неудобно получается. Ну ладно, сначала сориентируемся на местности. Прыгаем в джипни и отправляемся на поиски агентств. Предлагают только билет на минибас до деревушки прямо у вулканов, стоит дорого, отправление по заполнению, туристов в это время – уже никого. Мототакси, которое по заверению Хемендры может спускаться вниз и завозить нас практически в кратер, нигде не предлагают, предлагают джипы. Хемендра рассказывал, что джип не едет далеко, а привозит только к начальной точке, где огромная толпа туристов. «Вы же не хотите туристическую Яву? Вы хотите риал Яву? Для вас – мототакси!»- звучат в голове его слова. Ладно, попробуем поторговаться с маленьким плутом, мы не обидчивы. «Химендра! Мы же каучсерферы, мы с тобой одной крови, наши сердца открыты миру и путешествиям, а наш девиз – помогать друг другу! Поговори с агентством, пусть они сделаю скидку!» 2 часа переговоров приводят к цене 600 на двоих: в 13 стартуем от дома Хемендры к дикому водопаду, оттуда – к бабушке-каучсерферу в деревню, в 4:30 утра – на вулканы. Все туристы стоят толпой, а мы смотрим риал Яву. Мы там, куда не попасть, мы ездим на мотоциклах практически по кромке кратера, и мы проводим столько времени, сколько захотим, целый день 2 железных коня с водителями в нашем распоряжении. Не смотря на нюансы, это лучшее предложение, и мы соглашаемся.
Остается купить тур до еще одного вулкана, который мы хотим посмотреть в другой части Явы — Иджена. В первом же турагентстве у вокзала нам попадается мерзкий сэйлз-менеджер, настолько сладкий и противный, что я всеми фибрами ощущаю: с ним связываться нельзя. Приходим в другое агентство, туго говорящий по-английски рабочий объясняет, что он позвонит боссу, и босс будет через 5 минут. Через 5 минут появляется наш мерзкий друг из прошлого агентства. Мы уже знаем твои предложения и цены (400 на одного), спасибо, мы подумаем. В моих распечатках есть название одного рекомендованного агентства. Долго объясняем рикшам, что мы хотим, выбираем счастливца, который везет нас. В это время мерзкий сейлз подъезжает на байке, обсуждает что-то с водителями и уносится вдаль. Не обращая на него внимания, наслаждаемся видами улиц Проболинго, которые, несмотря на все наши неудачи с организацией вулканов, очень приветливы и радуют глаз.
Мы неспешно подъезжаем к рекомендованному на российском форуме агентству. И, кого думаете, там видим? Знакомый сейлз сидит за стойкой и радостно улыбается нам, как родным. Узнал, куда едем, примчался вперед, ждет. Какая-то просто туристическая мафия.Не говоря ни слова, разворачиваемся и отправляемся на поиски других агентств. Нормальных цен никто давать не хочет. Проходим снова мимо рекомендованного агентства и видим, что мерзкого там уже нет. Выясняем у другого менеджера. Оказывается, мерзкий встретил нас первым, и мы теперь «его» клиенты. Либо мы сотрудничаем с ним либо не едем к Иджену.
Ехать самостоятельно без тур.агенства самим не хочется. Мы не очень готовы в плане информации, отелей вроде бы всего 2 рядом и как-то они странно расположены, времени разбираться в логистике нет. Что ж, придется покупать у мафии. Телефонные переговоры рядового менеджера, и через 5 минут самодовольный приторно-мерзкий сэйлз приезжает, чтобы забрать 660000 и выдать нам билеты на завтра с пометками: места не рядом с водителями, название отеля. Показывает нам минибас, на котором мы поедем, и мы, счастливые, отправляемся домой, в гостеприимную каучсерферскую семью. Чтобы не напрягать маму с готовкой и не провоцировать на попытку впарить нам в качестве моральной компенсации что-нибудь еще, отправляемся на поиски вегетарианской еды. Нам достаются чипсы и шоколадка. Больше вегетарианской еды найти не удается.
Голодные и злые приходим домой. Но на столе нас ждет горячий обед! Химендра уже позвонил маме, сообщил об удачном завершении переговоров, и старые обиды забыты. Подъезжают сотрудники «агентства, последнего, у которого есть на сегодня мото-байки» –почти старик и молодой парень. Время 13:00, и нас ждут водопады! Мне досталось обнимать сзади старика (кто бы сомневался), муж – с молодым парнем, пристегиваем ремни – и в путь, на встречу риал Яве!
Мотобайки мчат нас мимо рисовых полей и манговых деревьев. Все выше и выше по хорошей дороге. Пейзажи быстро меняются. В зону видимости медленно вплывают небольшие горы. Растительность становится более густой, вокруг деревень на склонах растут всевозможные овощи. Везде достаточно чисто и опрятно. Через полчаса дорога становится уже и начинает уходить вверх более резко. Байки ревут и движутся с трудом. Внизу открываются потрясающие виды! Очень хочется снимать, но мы движемся слишком быстро для хороших фото, а мой водитель так серьезен и необщителен, что я не решаюсь попросить его остановиться.
Дикие водопады оказались не такими уж и дикими. Это больше похоже на небольшой национальный парк – въезд, входная плата (для нас она включена в «тур», что-то около 10-20000), какое-то кафе, продажа ништяков и куча гидов! Они налетели на нас и начали набиваться в сопровождающие. Мы же гордо сказали, что дикие опытные путешественники, настоящие бэк-пэкеры, которые приехали смотреть риал-Яву, гидов не берут. И пошли вдвоем. А по факту получилось, все-таки, впятером. Трое самых настырных «гидов» не хотели покидать нас. Но через 5 минут остался всего один — самый последний и стойкий. Сказал, что не позволит нам пропасть в джунглях и пойдет бесплатно! А в конце мы заплатим ему, если посчитаем нужным. Столько, сколько посчитаем нужным. Выбора все-равно не было. Пошли втроем.
Двигаться к водопаду предстояло вдоль реки по ущелью. Вокруг дорожки, мосты. Вверх поднимаются холмы, глаз радуют джунгли, лианы, цветы, уши радует пение птиц. Потрясающее место. Наличие цивилизации и раздражающий рой индонезийских туристических тружеников быстро ушли на задний план, и мы остались один на один с Явой. Звуки и запахи настоящих тропических джунглей кружили голову, и когда я в очередной раз прыгала по мокрым камням реки, чуть не свалилась с них. Тут пригодился наш «гид», он показывал лучшие камни и безошибочно выбирал наиболее выигрышную с точки зрения фото и наиболее удобную тропу.
Нехитрый треккинг занял минут 20-30 по практически безлюдным местам. За это время мы встретили лишь пару индонезийских туристов. В основном, весь туристический поток приезжает в деревню Чеморо Лаванг (прямо рядом с вулканами) вечером, утром смотрит вулканы – и в путь к Иджену или Бали. Так что в окрестностях пусто.
В паре мест были полупалатки-полухижины с тетушками, готовящими чай, бананы в кляре, роллтон и еще пару простейших блюд. Бананы – 1000 рупий за штуку! Мы ими просто объедались, вкуснотища! От роллтона воздержались, а гид съел. Увидев водопад, подумали — какие же мы дураки, совершенно не подготовились, Пришлось послать мысленное тримакаси маме Химендры, которая предусмотрительно вручила нам 2 дождевика.
Из-за джунглей не видно, где начинается водопад, но снизу он охватывает огромную площадь, падая на землю — где-то струями, где-то душем, где-то дождем. Повсюду в воздухе мелкие частицы воды, они налетают вместе с порывами ветра. Под ногами камни и воды по щиколотку, где-то глубже. Шум, запах, вода отовсюду! Мы оказались в каком-то другом мире! Как жаль, что мы в кедах, в которых предстоит завтра выдвигаться к вулканам, и они уже начинают подмокать, у нас рюкзак со всеми документами и деньгами, который мы не решаемся отдать бескорыстному гиду и, самое главное, камера! Скрепя сердце принимаем решение – ближе не пойдем, посмотрим отсюда, что смогли увидеть. Одно фото на память – и выбегаем из этого волшебного уголка сушиться.
Вручаем гиду его гонорар и расстаемся, довольные друг другом. Наши мото-таксисты демонстративно посматривают на часы, и мы отправляемся в путь. Снова головокружительные виды на небольшие горы, рисовые поля и огороды. Проезжаем мостики, пчелиные домики, интересные деревеньки. Один раз робко прошу остановить для фото, но мото-таксист через 2 минуты надевает шлем и начинает газовать. Я чувствую себя некомфортно в таких ситуациях. Понимаю, что мы платим, и нам обещали свободу перемещений, но иногда предпочитаю отказаться, нежели настаивать, если видно, что другая сторона не заинтересована. В итоге я немного разочарована. Конечно, я посмотрела красивейшие места с мотоцикла, но при этом не могла останавливаться где хочу и сколько хочу. Вывод – надо брать байк самим и колесить по Яве!
«Глухая яванская деревня бабушки» оказалась абсолютно типичной деревней, которых мы видели до этого десятки. Асфальтовая улица, магазин, аккуратные дома, козы, банановые рощи. Бабушки не было, но оказалась тетушка, а также сестра.
Только обнаружив, что мой мото-таксист- это муж тетушки, а молодой парень живет в соседнем доме, и также является родственником, мы поняли масштабы семейного бизнеса Химендры) Он не просто имел связи в агентстве и не хотел скидывать цену, так как имел свой процент, как до последнего момента думали мы. Это вообще были его родственники, и в деревню они ехали не как бонус нам, а потому что там жили, и им так удобно.:) Позлившись первую минуту, мы решили воспринять все позитивно. Просто посмеялись над маленьким махинатором и его мамой, которые старательно изображали поиск номеров в каталоге, звонки, переговоры насчет цены. И при этом забыли предупредить сестру, которая выложила нам про все родственные связи, ничего не знала про каучсерфинг и отвечала на вопросы совершенно не в инлайн с Химендрой. Если бы он все сказал откровенно, а не устроил какой-то цирк, было бы гораздо красивее, и мы бы даже рекомендовали его знакомым. Как-никак, помимо мотто-такси нам достался бесплатный обед, 2 бесплатных завтрака, чай, комната на ночь, дождевики и теплые вещи на утро. Поэтому просто скажем большой бизнес-семье спасибо :) Нам выделили простую комнатку, в которой из мебели оказалась только кровать. Почему-то снова со шторкой вместо двери. За гостями глаз да глаз?
Сестра прогулялась с нами по деревне, по бабановой роще, по дороге, до кладбища. Красиво. Бедненько, но чистенько.
Больше смотреть было нечего. Мы дошли до магазина, купили еды, и в 6 часов решили пойти отсыпаться после ночи в автобусе, к тому же, выезжать мы планировали в 4 утра.
Перед сном я жевала бисквиты, которыми нас угощала сестра и рассматривала военные фотографии дяди. Теперь понятно, почему он так серьезен и не клиентоориентированн. Военная карьера шла в гору. Но вот ты состарился, работу в Индонезии найти не так просто, и тебе приходится возить на мото-байке наглых русских девиц. Кто тут станет клиентоориентированным…