ПРЕДИСЛОВИЕ.
Без путешествий мне жизнь – не жизнь. А так как поехать куда-то получается не так часто, как хочется, то планирование и подготовка обычно происходят долго. И сами по себе не менее приятны, чем сама поездка. Чувства за время ожидания быстро сменяют друг друга. Сначала нестерпимое назойливое желание увидеть эти места. Раздражение от задержки. Восторг, когда билеты наконец-то на руках. Мечтания при подготовке маршрутов и чтении отчетов других путешественников. Скука и равнодушие ко всему остальному, когда поездка уже близко. Теплое счастье, когда сажусь в аэроэкспресс (а теперь уже Кхажурахский поезд).
Ключевым чувством в ожидании поездки в Кению для меня был страх.
Черная Африка страстно манила меня со времен прочтения книг о Тарзане в школьные годы. Фильмы «Кровавый алмаз», «Последний король Шотландии» и другие — показали обратную сторону медали. Красная земля, утыканная причудливыми баобабами. Она залита кровью, потом и слезами. Войны, шокирующая нищета, тысячи людей, умирают от нехватки нормальной медицины, насилие. Я понимала, что должна увидеться с Африкой. Но фото детей с раздутыми животами, жалких лачуг, замусоренных городов, статьи об охоте на альбиносов, закидывании камнями белых, процент изнасилованных женщин — нагоняли на меня просто первобытный ужас. Не смотря на все страхи, отказаться от Африки я не могла, поэтому был выбран компромиссный вариант – одна из самых «богатых» африканских стран, соответственно, одна из самых комфортных для туриста. Кения.
Из тонн макулатуры в интернете было выбрано крайне мало информации о путешествиях по Кении. 90% туристов ездят туда на сафари+отдых на океане. Оно и понятно – картины золотистой саванны со стадами пасущихся животных из Короля Льва, на смену которым приходят небольшие ручьи, горы, пыльные пространства или сухие кустарники – это все про Кению. В Кении есть вся необходимая инфраструктура, чтобы с комфортом, прямо пропорциональным толщине кошелька, знакомиться с царством животных из Animal planet вживую. Не могу сказать, что являюсь таким уж тонким любителем и знатоком животных. И стиль путешествия мне нравится свободный – перемещаться с местными на их транспорте, есть в местах, где едят они, оставаться там, где нравится, посещать достопримечательности или просто сидеть в кафе – по настроению. Но, насмотревшись, начитавшись, наслушавшись, я не могла представить себе, как мы с мужем приезжаем с рюкзаками вечером в какой-то кенийский город и бредем в поисках жилья. Снова компромисс: да, Кения, но с турфирмой — сафари тур+3 самостоятельных дня – просто на попробовать, как будем себя чувствовать в этой стране.
Итак, билеты куплены. Я лечу из Москвы через Абу-Даби Этихадами, индийский муж из Мумбая через Аддис-Аббебу Эфиопскими авиалиниями. Через неделю после того, как куплен билет, за одним из ужинов папа спокойно сообщает «У меня для тебя информация. Поездка в Кению отменяется. В Африке эбола». Бегу к гуглу и форуму Винского. Понимаю, что эболы в Кении нет, подсчеты разными людьми километража и фразы типа «да от эболы до Кении дальше, чем от эболы до Испании» внушают оптимизм. Тем более, до поездки еще почти полгода. Решаем, что если ситуация с Эболой поменяется, отменить поездку всегда успеем.
С трудом успокаиваюсь с эболой, а также успокаиваю семью, друзей и коллег. Почему-то каждый, кому я говорила про то, что еду в Кению, реагировал одинаково: «В Кению! Класс! А как же эбола?..Аа, нету, хорошо. А прививки ты сделала? А ты не боишься там воду пить?» Оставалось, наверное, спросить, «а завещание ты написала?» Ох уж этот офисный планктон! А как же вкус к жизни и жажда приключений?)
Вдобавок к эболе, начинает ползти вверх доллар. Рву на себе волосы, что стала как бы получать в 2 раза меньше, а работы только больше становится. Кризис, конфликт с другими странами, проблемы, а я тут с этой Кенией. В какой-то момент была даже мысль отменить. Оказалось, у мужа возвратный билет, а у меня невозвратный. В таких треволнениях прошла вся подготовка. 5 раз мы пожалели, что затеяли это поездку. Я продолжала почитывать ужастики про Африку. Фраза «черный расизм» щекотала нервы. Я представляла, как иду по улице Найроби, а вокруг одни злые взгляды. Достаю такая камеру, чтобы сделать фото, а мне в спину летит камень. Или как у меня поднимается температура, люди вокруг начинают шарахаться, как от прокаженной, и меня увозят в разваливающуюся пыльную клинику, кладут на железную кушетку и делают укол сэкондхэндным шприцом. Подруга, побывавшая на сафари в Кении и Танзании сказала «надо было тебе, все-таки, выбирать Танзанию, она побогаче и поучше». Последней каплей стала проблема с заграном. Я погрязла в клубке бюрократии при смене документов и еле успела получить новый паспорт. Помимо страха того, что все это знаки, и не пришло еще мое время для Африки, пришлось платить дополнительные 8000 руб. за замену данных в билете.
Не смотря на все тревоги, мы все-таки едем! Пересматриваю фотографии путешественников, но, в основном, это животные, и картинка – а какая она, эта Кения, в голове не складывается. Для погружения в среду пересматриваю Короля Льва и Белую Масаи. На место страха наконец-то приходит восторг – мы едем в Кению!!! Увидим льва, леопарда, слонов, зебр жирафов! Много-много-много! А по улицам будут ходить только чернокожие люди. Каждый день с любопытством рассматриваю студента из Патриса-Лумумбы, раздающего рекламные флаеры на дороге к моей работе. Непривычные они такие! Хочется заговорить, но страшновато.
Часть 1. Найроби. Первый взгляд на Кению. Борьба со страхами.
Со временем прилета мне повезло: летела днем, разглядывая в иллюминатор самолета красные мертвые земли Эфиопии, а потом желтые, чуть менее мертвые, земли Кении.
Перед первой встречей с Африкой я, конечно, очень волновалась. Как там окажется, в этом аэропорту – прямо толпы чернокожих кенийцев и все смотреть будут? На иммиграционном контроле будут мучать? А вдруг придерутся? На самом деле, все оказалось просто и легко, и так было до последнего дня. Аэропорт в зоне прилета выглядит провинциальным, но милым. Пешком идем из самолета прямо по полю. Пользуясь возможностью, разглядываю технику и стоящие самолеты. Страшновато. Не задавит ли транспортер? Или, чего хуже, самолет? Слава богу, выбираюсь с поля, не пострадав. Остальные пассажиры, вроде бы, тоже. Первым делом — выстрел красным лазером в лоб – измеряют температуру на эболу. Далее получение в паспорт визы за 50 долларов – и через 3 минуты я уже забираю с ленты свой багаж и машу рукой встречающему меня мужу, который прилетел на 2 часа раньше.
Плюс организованного сафари в том, что вас бесплатно встречают в аэропорту. Улыбающийся Винсент из туристической компании Джоки турс погружает нас из послеобеденной жары Найроби в кондиционированную машину и начинает вводить в курс дела: комаров нет, малярии нет, дождей нет, по Найроби одним не ходить, полицию не фотографировать.
Город, природа и улицы выглядят для меня по-новому, но, все-таки, во многом напоминают старую знакомую Азию. Тот же стиль магазинов, те же мусор, пыль и камни, та же архитектура старых районов. Зато воздух совсем другой – настоящий африканский воздух! На земле преобладают желто-красные оттенки. А люди черные-черные! И одеты так не обычно. Даже стандартные черная юбка-белая блузка на офисных работницах смотрятся совсем по-другому – фасоны другие, аксессуары неожиданные, и ко всему этому обязательно замысловатые прически или искусно накрученные на голову платки. Несмотря на жару, многие идут пешком. Повсюду, даже вдоль скоростных трасс, ползут змейки людей. Детей почему-то не видно, нет и животных в отличии от той же Индии. Здесь однозначно своя, особая атмосфера.
Наш отель, Airport Stop Over Hotel, понравился мне с первого взгляда. Он расположен в симпатичном райончике с частными домами для среднего класса.
Входы на улицы охраняются сторожами с ружьями, а на ночь закрываются на крепкие ворота. Внутри довольно чисто, зелено, немноголюдно. Видно, что делается большой упор на охрану: огромные заборы, утыканные битым стеклом, над ними несколько линий проводов с током, тяжеленные ворота, маленькие глухие двери. А днем все выглядит вполне себе безобидно. Ну, видимо, кенийцам лучше знать про подстерегающие опасности. Надо будет подумать, выходить ли в темноте на улицу.
Преодолев практически непреодолимые ворота, мы оказались в отеле. Маленький сад, симпатичная столовая и холл. Висят африканские картины, стоят статуи животных. Все староватое, потертое, но с явным духом Кении.
Первая вылазка в люди далась нам тяжело. Средства массовой информации, сами кенийцы и проволока над заборами создали атмосферу страха. Осторожно, перебежками удаляемся от отеля. Вроде бы ничего. Все тихо, спокойно. Мимо прошли первые кенийцы – камнем никто не кинул, ничего не сказал, посмотрели и отвернулись. Потом группка молодежи – вот от кого можно ждать проявления нелюбви к иностранцам – опять ноль интереса. Оставляем охранника с ружьем позади – оказываемся на оживленной улице, по которой снуют бедные люди, мимо проезжают битком набитые автобусы, в каждом окне – по 5 пар сверкающих белых глаз. Никто на нас косо не смотрит. Даже обидно как-то. Где еще я посмотрю на белый рассизм?
Поняв, что, по-крайней мере, сходу нас не съедят, и камней тоже не предполагается,, мы узнали дорогу к местному «центру» и направились туда. Находим несколько невзрачных магазинов, ресторанов, банк, аптека. Заходим в кафешку для местных. Проходящие мимо видят меня в открытую дверь, останавливаются, заходят посмотреть, кто-то проходит мимо по 2-3 раза. Наконец-то, хоть где-то внимание! Еда оказывается абсолютной копией индийской.
Их тут, в Кении, вообще очень много (индийцев которые индусы, в смысле). Индия прямо напротив, через море, снуют, наверное, туда-сюда целыми паромами. Видимо, традиционная кенийская кухня на столько проста (куски сырого мяса), что пришлось позаимствовать ее у активных назойливых соседей. После обеда проходимся по магазинам – индийцы в магазине сладостей (конечно же, индийских), индийцы в магазине чипсов и воды, индиец в аптеке. Короче, даже в Африке от них не скрыться.
Удается пообщаться и с местными – продавцом жареной кукурузы и его женой, лоточником, женщинами, продающими фрукты.
На этом запас нервов для первого дня знакомства с Черной Африкой заканчивается, и мы отправляемся за колючую проволоку отеля.
Продолжение: Часть 2.