Блог русской жены индийского мужа. Наша жизнь в Индии, России и путешествиях.

Бэкпэкеры в Малайзии. Глава 16. Уход от реальности в Малакке.

Основной целью путешествия были дождевые леса и культура Борнео. Но немножко «обычной» Малайзии тоже стоило посмотреть, пользуясь случаем. Среди городов в районе Куалы-Лумпура больше всего меня заинтересовала Мелакка или Малакка. Чаще всего в отзывах от этом месте звучало прилагательное «очаровательная». Малакка действительно настолько очаровала нас, что вместо одного дня мы остались на все 4. В этом городе теряется чувство реальности, становится непонятно – какая эпоха сейчас, сколько времени ты тут провел. Виднеющиеся вдалеке современные здания не задерживают на себе взгляда. Ты просто растворяешься и теряешь счет времени в маленьких улочках центра, плотно заставленных старинными домами, китайскими кафешками и антикварными лавками…

 

Немного теории.

Основал Малакку принц Парамешвара родом с острова Суматры. Спасаясь от врагов, принц бежал из Сингапура и поселился в маленькой рыбацкой деревушке. Эти края были не особо развиты. На месте КЛ вообще тянулись километры болот… Место принц выбрал отличное, очень удобно расположенное стратегически: на берегу пролива, там, где останавливались мореплаватели, следующие самыми популярными торговыми маршрутами. Вскоре из главных по деревушки наследники Парамешвары превратились в правителей стремительно выросшего исламского Малаккского султаната. Для удвоения сил, очень нужных в постоянных войнах, один из малаккских султанов женился на китайской принцессе династии Минг.  С этого момента и началось активное перемещение китайцев в Малакку. Китайцы – большие любители торговли, и город, находящаяся на пути движения судов из Китая в Индию, Европу и наоборот, очень им приглянулся. Со временем они смешались с малайцами, и образовалась новая уникальная местная культура под названием «Баба Ньёнья».

Буквально через 100 лет с основания султаната в Малакку приплыли португальцы и быстро установили свое господство, используя новейшие технологии военного дела, хитрость и дипломатию. Центр торговли пряностями, крупный порт – Малакка стала одним из ключевых городов португальской колониальной империи и важнейших источников дохода. На смену португальцам через 130 лет пришли голландцы, а еще через 150 – англичане. Но последние не успели попочивать на лаврах – устье реки заросло илом, и звание ключевого порта вскоре перешло к Сингапуру. Малакка осталась лишь одним из множества провинциальных городков. Но при этом сохранила свои дух, культуру и очарование. Теперь это один из самых интересных городков в малайзийском туризме, место отдыха столичных жителей и ханимун-парочек со всей страны.

Улицы Малакки напоминают то декорации к фильму, то антикварную лавку, то сказку. Они маленькие, компактные и уютные. В китайских кварталах, которые занимают большую территорию в центре города, можно бродить часами, и это не надоедает. Постоянно попадаются какие-то новые детали.

Старинные оригинальные дома.

Или просто их элементы.

Статуи или рисунки.

Люди.

Среди малазийских путешественников Малакка очень популярна. Как среди китайских, так и среди мусульманских. Фото я старалась делать в те сладкие моменты, когда вокруг пусто, но обычно в течение дня народу много.

Центральные улицы выметены, наряжены и причесаны.

Но если углубиться в закоулки, то и в них не менее интересно.

Вечером главная китайская улица Джонкер-стрит и ее окрестности превращаются в азиатский рынок.

Продавцы катят тележки со съедобным и несъедобным товаром, сооружаются палатки, расставляют столы, натягивают ткани для красоты. Невозможно удержаться и не перепробовать разнообразные манящие угощения – фруктовые тарелки, мороженое в кокосе, выпечка, шашлычки, сладости – чего здесь только нет! Через полчаса прогулки мы поняли, что ужин сегодня отменяется.

Помимо просто самого города и прогулок по нему в атмосфере праздника и отдыха, в Малакке можно посетить много интересных мест. Интернет сходу выдал мне список из 22х исторических объектов для посещения. И это не считая разнообразных музеев, нескольких симпатичных парков, прогулок на лодках по реке, зоопарка и крутящейся смотровой.

Мы отбросили список 22+ и посвятили основную часть времени просто нахождению в городе: неспешным прогулкам, разглядыванию деталей, посиделками\ в кафе в каких-нибудь интересных переулках.

Но и несколько мест для посещения, конечно же, выбрали, чтобы неспешно обойти их за 3 дня.

В Чайна-тауне мы отметили для себя 3 храма: китайский, индуистский и исламский – мечеть. А также дом-музей зажиточной семьи Баба-Ньёнья.

Храм Ганеши (Sri Poyyatha Vinayagar Moorthi) расположен на улице Токонг Эмас (Jalan Tokong Emas), на которой то ли случайно, то ли не случайно собралась целая коллекция религиозных сооружений. Это один из первых индуистских храмов, построенных в Малайзии (хотя ему нет и 300т лет). Землю под строительство выделили веротерпимые голландцы. Внутри все как в старой доброй Индии: молящиеся индийцы, запах благовоний, гирлянды из цветов, колоритный жрец.

Китайский храм Ченг Хун Тенг (Cheng Hoon Teng) не запомнился. Посвящен он богине милосердия Куань Йинь. Но за последний месяц было так много китайских храмов) Все они очень красивы, но похожи. Уже и не помню – тот ли это храм на фото или храм соседней улицы)

А вот мечеть Кампунг Клинг на меня произвела впечатление. Стиль уникальный и очень красивый — смесь китайской, малайской, суматрской и индийской архитектуры и отделки. Внутри было пусто, мы одели висящие на вешалке гостевые балахоны и вошли. Посидели на мягких коврах, погуляли. Правда, потом появилась какая-то мусульманская женщина и выгнала нас, как нашаливших школьников, так как мы не мусульмане… Как-то мы привыкли за последнее время, что с этим проблем не возникает…Остался неприятный осадок.

В дом богатой китайской семьи, являющийся музеем наследия китайско-малайской культуры, я пошла одна. Анджул не заинтересовался.

Эту уникальную культуру Малакки (еще встречающуюся на острове Пенанг) создали потомки приплывших сюда китайских торговцев и малайских женщин. Называют ее культурой Перанакан, «Рожденных в китайском проливе» или просто культурой Бабы (китайско-малайского мужчины) и Ньёньи (китайско-малайской женщины). Китайцы – ловкие торговцы. Они быстро богатели, покупали красивые голландские дома, обустраивали их под себя, наполняли дорогой мебелью и антиквариатом. От малайцев остались национальные малайские платья, но блузки Ньёньи носили особой формы. Пеленание стоп для уменьшения ноги ушло в прошлое.  Говорят перанаканцы на своем диалекте, который называется Баба Малай. Едят традиционно не палочками, а руками, что для китайцев не приемлемо. Кухня Ньёньи уникальна и очень ценится малайцами. В ней используются необычные местные овощи, острые соуса, карри, кокосовое молоко. Вообще кухня Ньёньи считается одной из основных достопримечательностей Малакки. Но это как-то прошло мимо меня…Мы ели в китайских кафе, но я не поняла – была ли это кухня Ньёньи или просто китайская кухня… Уже потом почитала поподробнее и поняла, что нужно пробовать: Ассам лаксу, Белакан, Чендол, Куих Талам. Пробуйте. Не повторяйте моих ошибок. Также стоит по возможности посетить Донданг Саянг – Песню Любви. На этом выступлении мужчины и женщины обмениваются под звучание музыкальных инструментов юмористическими поэмами.

Встретили меня в доме-музее не очень тепло. Суровая дама в возрасте, посмотрев на меня, как на назойливую моль, сказала, что они откроются через 20 минут и ни минутой раньше. При этом она уже сидела на своем месте и читала книгу. Ну ладно, правила так правила…Я же из России, понимаю…Поскитавшись вокруг, и придя ровно к 10ти, я попала внутрь. Сухо и быстро дама объяснила, что снимать можно только в первом холле, потом – категорически запрещено. Ничего не трогать, ничего не портить, на верх в обуви не ходить. Честно говоря, в таких ситуациях мне обычно хочется развернуться и уйти. Дело не в том, что нельзя фотографировать и нужно снять обувь. А именно в подаче. Но все-таки я купила у дамы билет и пошла. И не зря. Это место – самое замечательное из того, что я видела в Малакке. Сохранившийся интерьер, куча старинных предметов – португальских, голландских, китайских и уже местных – культуры Баба Ньёья. Портреты и фотографии – история семьи до современности. Оказывается, члены семьи до сих пор собираются здесь по важным праздникам. Было интересно посмотреть на экспозиции из реальных предметов, демонстрирующие разные моменты жизни такой семьи. Рабочий кабинет, спальня, комната, где ньёньи отдыхали и играли в настольные игры, комната, обставленная, когда кто-то умирает, свадебные костюмы. Внутренний дворик, открытый для дождя. Лестница, закрывающаяся женой сверху на ночь, чтобы уличить пришедшего поздно мужа. Старинная ванная. А кухня! Там все есть! Столько всякого реквизита! Как они все это собрали и еще и со вкусом расположили? В выданном буклете, который дама строго наказала вернуть, написано о каждой комнате. Поэтому не просто бродишь, а по ходу изучаешь быт эпохи. В общем, я получила огромнейшее удовольствие и обязательно пошла бы снова, если бы вдруг вернулась в Малакку.

Фото только первой прихожей-гостиной – далеко не самого интересного места.

Перейдя из Китай-города через мост, можно попасть в исторический и туристический центр, прямо к Голландской площади.

Пряничные голландские дома из красной терракоты. Ратуша – старейшее на Востоке голландское строение. Церковь Христа – первая протестантская церковь Малайзии, кирпич для нее был привезен аж из Голландии. Башня с часами – Танг Бэнг Сви – в голландском стиле, но построена позже, китайцами. Абсолютно отчетливо «китайская»! Слишком как бы ненастоящая) Все довольно интересно. Но люди вокруг только и делают, что спешно фотографируются с фонтаном, церковью, табличкой с названием города, мельницей и бегут дальше. Сложно проникаться атмосферой и историей под гвалт и суету делающих селфи китайцев и носящихся диско-рикш.

Малаккские велорикши – это местный аттракцион. Хозяева как будто соревнуются между собой – кто лучше и необычнее украсит свой транспорт, и кто подберет более сумасшедшую музыку. Под грохот малазийских, китайских и международных хитов эти красочные коляски возят довольных китайцев по улицам.

Знаменитый фонтан Виктории как-то не впечатлил. И сфотографировать его нормально не получилось(

По переулку от площади мы дошли до старого голландского кладбища. Первые могилы на нем, соответственно, принадлежат голландцам, а потом большую часть заняли англичане. В центре стоит монумент погибшим солдатам. Ворота были закрыты, и полюбоваться удалось только через забор.

Обойдя площадь и вокруг, мы отправились по ступеням на холм Святого Павла, к церкви Святого Павла (St. Paul’s church). Когда-то на этом холме располагался дворец малаккского султана. Но португальцы решили, что храм Девы Марии более достоин занять лучшее место в городе. Церковь успела побыть военной крепостью, иезуитским храмом, протестантской церковью, местом захоронений, маяком и пороховым складом, быть сильно разрушенной и простоять 150 лет в руинах…В общем, чего с ней только не было. Сегодня это одно из любимых мест для посещения не только туристами, но и местными жителями. С холма открываются отличные виды, тут обдувают ветерки даже в жару, и так приятно посидеть или погулять. Старинные надгробия впечатляют и заслуживают внимания. Еще здесь есть бывшее место временного захоронения Святого Франциска Хавьера – самого известного миссионера Юго-Восточной Азии. Его тело лежало в этой церкви 9 месяцев — до перевоза к постоянной могиле в Гоа.

С холма можно спуститься прямо к другому наследию колониальных времен — форту А’Фамоса (Fort A’Famosa). Осталось от него немного – всего лишь ворота Порта-де-Сантьяго и несколько разбросанных остатков сооружений. Зато исторически это важное место. Форт построил еще самый первый европейский завоеватель, Альфонсо де Альбукерке. 130 лет крепость защищала португальских завоевателей, пока ее не захватили голландцы после активной пятимесячной осады. Разрушения реставрировали за счет малайских надгробий и остатков мечетей…Голландцам тоже не пришлось долго радоваться – вскоре практически все колонии Голландии перешли к Британии, туда же пошла и Малакка. Англичане не видели стратегического смысла в старой крепости и считали, что ее наоборот могут использовать в своих целях враги, поэтому лучше ее разобрать… От полного разрушения крепость спас приехавший в Малакку чиновник, сэр Стамфорд Раффлз. Та частица истории, которую можно видеть сегодня – его заслуга. Всего лишь остатки старых каменных строений. Но если немного почитать историю, они наполняются особой энергетикой. Очень люблю такие места.

Больше всего в «некитайской» части Малакки мне понравился дворец султана (Malacca Sultanate Palace) и находящийся в нем Музей культуры. Честно говоря, дворец поддельный. Он был построен всего несколько десятков лет назад. Это копия настоящего дворца 16го века, сотворенная с использованием тех же технологий и материалов.

Согласно малайской летописи, семиярусный дворец Султана Мансура Шаха был полностью построен без единого гвоздя и поддерживался на резных, деревянных столбах, покрытый медной и оцинкованной крышей. Эта постройка, возведённая в 1459 г., является самым сложным королевским дворцом, когда-либо созданным в мире. Согласно историческим документам, дворец был поражён ударом молнии и сгорел, через год после того, как султан поднялся трон.

Дворец красив снаружи. Вокруг него разбит приятный, ухоженный сад. Внутри здорово прогуливаться по коридорам и залам, выглядывая в окошки.

Не очень большую экспозицию я обошла 2 раза. Особенно интересны национальные наряды, ювелирные украшения и красочные картины про пытки и наказания нарушителей закона.

После рек Борнео катание на лодке по городской речке нас не привлекло. Но за несколько дней мы прошли всю набережную пешком, и не один раз. Выходили к проливу – посмотреть на рыбаков и виднеющиеся вдалеке, в порту, большие корабли. Посещали улицу, ведущую в индийские кварталы. Несколько раз натыкались на красивый католический Собор Святого Хавьера, постаревшие за свои 150 лет и начавший клониться налево.

Музеи на различные тематики, колесо обозрения с огромной очередью, какие-то паровозы мы прошли мимо. Говорят, здесь хороший музей Морского дела, но мы не любители. На относящийся к нему корабль посмотрели со стороны.

Наткнулись на экспонат старой пожарной машины с интересным названием – Kareta Bomba.

Колониальные районы тоже довольно симпатичны. Они состоят из аккуратных улиц, заполненных одинаковыми домами. Здесь  пусто по сравнению с Чайна-тауном, жителей почти нет. Попадаются почему-то опять же китайцы)

Напоследок, пара фотографий нашего гестхауса недалеко от Джокер-стрит. Расположен он в большом китайском доме с внутренним двориком и террасами. В комнатах – мягкая постель и кондиционер. Можно болтаться по дому, смотреть в большой гостиной телевизор, готовить на кухне. В общем, для бэкпэкеров отличный вариант. Называется Casa Blanca Guest House (рядом с отелем Casa del Rio).

Проведя в Малакке несколько приятных дней, мы вынуждены были паковать вещи и двигаться дальше. Время путешествия неумолимо подходило к концу, а нас еще ждал последний город маршрута — Джорджтаун на острове Пенанг.

Предыдущая глава: Бэкпэкеры в Малайзии. Глава 15. В поисках лучших пляжей Борнео. Tip of Borneo.

Следующая глава: Бэкпэкеры в Малайзии. Глава 17. Уличное искусство Джорджтауна. Заключение.

Другие наши путешествия: Путешествие по Иордании. День 8. В песках пустыни Вади-Рам.

Красивые и гостеприимные Филиппины. Часть 3. Прекрасный Палаван, впечатление от которого не смогли испортить даже совершенно разъехавшиеся планы.

 

%d такие блоггеры, как: