С дней Лагуна (о котором я писала здесь) и до самой свадьбы, каждый день в доме невесты стоит праздничная атмосфера. Слегка напряженная и волнующая. Выдать замуж дочь — крайне важная задача для индийцев. А не выдать или пройти через какой-то позор/конфуз – самый страшный кошмар. Поэтому родственники очень волновались до последнего, стараясь сделать максимально возможное, чтобы все прошло гладко. В понятии индийцев, конечно, первым делом нужно было задобрить богов. Руководить процессом приехала бабушка – мама мамы. Индийская дама, знающая все ритуалы наизусть, всегда способная посоветовать, как правильно поступить индусу в той или иной ситуации.
Каждый день женщины собирались, готовили какие-то церемониальные угощения, били в барабаны и пели мантры.
Возле дома рисовались священные узоры, выкладывались домики, тщательнее обычного проводились пуджи, приглашались гости на угощения. Все эти маленькие мероприятия – золотая жила дня фотографа, путешественника и исследователя. Но мне приходилось глушить дух фотографа и любопытство и вести себя скромно, так как в первую очередь я являлась невесткой, а уже потом любознательной вечной туристкой. Фотографировать почти не удавалось.
С каждым днем потихоньку съезжалось все больше родственников. Честно говоря, сначала для меня это было не самое радостное время. Хоть мы и не живем с семьей, но наш отель, где мы с Анджулом и работаем, и проживаем, стоит вплотную к дому. От родственников не спрячешься – не сидеть же все время в комнате) Всем было интересно на меня посмотреть, пообщаться. Самое ужасное, что у меня плохая память на лица, я постоянно путала – кто есть кто, и из-за этого боялась кого-нибудь обидеть. Страдал и отель — по нему носились дети. Пришлось убрать часть декора. А на сад махнуть рукой – к концу свадебной недели он был убит. Но все это можно пережить – может же семья повеселиться раз в несколько лет)
Невеста тоже волновалась и становилась все грустнее. Она очень ждала свадьбу, но ближе к делу окончательно осознала, что уже совсем скоро ей предстоит покинуть семью, друзей, все, что она так любит. Полностью поменять стиль жизни, окружение – стать невесткой в абсолютно чужой для нее семье. Она почти перестала есть, еще и постоянно переживала из-за приготовлений. А в Индии все планы никогда не реализуются на 100% — это просто не возможно. Что-то забыли, что-то потеряли, что-то в последний момент не привезли…
Основных свадебных дня в нашем регионе 3. По крайней мере, в доме невесты. То, что происходило в это время в семье жениха – для меня по большей части осталось скрыто. Поэтому буду ждать помолвку младшего брата, чтобы еще раз прожить свадьбу изнутри, но уже со стороны семьи жениха:)
Накануне свадьбы мы украсили гирляндами с огнями дом, отель и километр улицы вокруг.
Установили арку с цветами, над каждым входом в дом и отель написали о предстоящей свадьбе, наклеили сердца, нарисовали знаки на защиту и на удачу.
Построение церемониального очага.
В процессе свадьбы, да и после, проходит большое количество религиозных церемоний — пудж. Организовать их можно по-разному. Наша семья решила создать одно место, которое будет копить в себе священную силу. В первый из трех основных дней с утра к нам прибыл семейный жрец. Он провел исследования и определил лучшее место – в саду нашего отеля. Женщины уселись в сторонке и запели, а мужчины во главе со жрецом начали в саду активную деятельность. Немного поколдовав, пандид-джи определил конкретную точку, в которой мужчины посадили дерево. Далее было намечено место для очага – в нем будет гореть священный огонь. Жрец провел маленькую пуджу, начертил знаки, прочитал мантры.
Над очагом быстро соорудили симпатичный шалаш — вкопали бамбуковые палки, сделали крышу из веток. Вот что индийцы умеют — так это быстро слепить «из того, что было», и часто получается неожиданно симпатично. Внутри сложили очаг из кирпичей, установили на них заранее слепленную верхушку, поставили необходимые символы, статуэтки, горшки, баночки и низкую разрисованную табуреточку – на ней во время обрядов будет сидеть невеста. Перед шалашом настелили циновок – на них будут сидеть родственники.
Теперь и днем и вечером все собирались в саду, ждали церемонии и просто отдыхали.
Все индианки нарядились, а я что-то не подумала в первый день. Была как серая мышь среди всех этих сверкающих пайеток и звенящих браслетов. Нужно будет завтра тоже надеть золото.
Наау.
В эти дни в дом была приглашена специальная женщина, помогающая невесте в обрядах — наау. Она всегда находится рядом, подсказывает, что и как делать. Оговоренной оплаты для нее нет. Но в части обрядов гости проводили рукой с зажатой в ней купюрой круг над головой невесты, для благословления, после чего купюра шла в руки наау.
Наау впервые вывела невесту к священному очагу, привязав конец своего шарфа к ее шарфу-дупате. В руках у нее обязательно должна быть тарелка со специальными церемониальными сладостями. Анджули села на свою цветную табуреточку, и прошла первую пуджу. В этот день активная роль отводится братьям мамы и их женам. Они дарят племяннице праздничный наряд для второго дня свадьбы и благословляют ее. У нас целых 4 дяди по маме, и, соответственно, 4 тети-жены – все в нарядных желтых сари. В специальной миске (в индуизме все всегда специальное, из определенных материалов и т.д. – иностранцу в этом невозможно разобраться) принесли масло, которым жены дядь в определенном порядке сначала мазали детали очага, а потом невесту – ноги, руки, плечи, лицо, голову. Наау показывала, в какие точки нужно нанести масло. После теть поучаствовали сестры и жены братьев (бхаби) — в том числе и я.
И на второй, и на третий день намазывания маслом также проводились. Каждый раз это было очень трогательное действо – с песнями и церемониями.
Чтобы в действие вступил закон кармы: сделай хорошее и получи хорошее, в первый день свадьбы на ужин приглашались жители деревни.
Индийские обеды на 100+ человек.
На крыше ресторана соорудили полевую кухню. Ведь помимо свадебного банкета, который состоится в последний день свадьбы, 3 дня нужно кормить родственников и заходящих на церемонии местных жителей. Были взяты в аренду огромные кастрюли, закуплены мешки с овощами и 20 баллонов газа. Нанятые женщины с утра до вечера резали, месили, варили, жарили лепешки. Еда предлагалась индийская традиционная: сухие лепешки роти (чапати) или масляные пури, одно блюдо из даала (чечевицы), одно овощное рагу, индийский салат – крупно нарезанные овощи без соли и масла, ачар – маринованный с специях овощ или фрукт (в нашем регионе обычно манго или перец), используемый как соус, вода. Все только вегетарианское.
К теме каст в современности. Часть работников отеля и ресторана из 3й и 4й каст была отослана на эти дни с территории кухни. Наша семья довольно гибкая для глубинки, но далеко не все индийцы такие. Многие никогда не будут есть еду, до которой дотрагивался человек из низшей касты… При этом наши работники из 1й касты периодически сами отказались обслуживать местных, хотя совершенно спокойно работают официантами для гостей ресторана. Для моего менталитета все это выглядит закостенело, иногда унизительно, но они только радовались, что можно отлынивать от работы и получать при этом зарплату. Не повезло главному повару, который принадлежит (как логично было бы ожидать) даже не к касте поваров, а к касте парикмахеров-бродобреев (внутри 3ей варны). Как я упоминала ранее в одном из постов — этой касте разрешено все. Поэтому он, единственный знающий кухню в отличие от нанятых женщин, разрывался на части. Все это не нужно пытаться понять и как-то с этим спорить, это можно только принять и не лезть в чужой монастырь… До тех пор, пока никого из наших людей не обижают.
На крыше рядами расстелили циновки, на которых рассаживались обедающие. Раньше мне не приходилось прочувствовать процесс подачи еды в полной мере, и эти 3 дня были прекрасной возможностью. Когда семья угощает завтраком, обедом и ужином, все женщины и молодые парни по очереди стараются угощать друг друга, чем-то помочь на кухне, внести любой вклад. Сначала приходишь голодный, садишься важно на циновку, и тебя начинают обслуживать – только успевай командовать: «еще помидоров, добавьте чечевицы, принеси воды и т.д.» — и к тебе бегают каждую минуту. Либо каждый со своим блюдом: кто-то один лепешки раздает, второй овощное рагу, третий воду разливает. А может быть и так, что 1 человек полностью прислуживает 2-3м обедающим. Общие миски, из которых можно накладывать, в Индии не выставляются, и «подающий еду» бегает с мисочками туда-сюда от кухни к циновкам. А потом ты наедаешься и тоже на 10 минут, 20, час берешься за работу. Никто не просит и не заставляет, все сами с большим удовольствием проявляют инициативу. Не смотря на наличие наемных работников, даже важные тетушки обязательно какое-то время работали – это знак уважения и семейной связи. Внешние гости в этом процессе не участвуют, они только угощаются.
Некоторые моменты в индийской культуре не сразу понятны, и периодически становятся конфузом при участии иностранцев. Например, подающие еду индийцы часто накладывают салат рукой. Даже если вам все подали прилично в красивом ресторане – будьте уверены, на кухне его месили рукой. Выход один – меньше думайте об этом и ешьте больше специй для дезинфекции. А вот залезть своей ложкой в общее блюдо считается недопустимым. Я тоже этого не люблю. Но многие иностранцы – как русские, так и европейцы, очень часто при совместном приготовлении обеда пробуют еду из общего «котла». И частенько зачерпывают из салатной миски своей ложкой. Индийцев это повергает в шок. Если они пробуют блюдо на соль, то зачерпывают ложкой, но в рот ее не суют – капают на ладонь, и едят оттуда. Я уже наловчилась — обычно пробую с ложки, после чего второй раз ей в общую еду не лезу – машинально беру чистую, если нужно пробовать второй раз. Еще один момент – вода. Индийцы часто пьют из общих бутылок, но никогда не касаются горлышка, чтобы не напустить слюней – ловко держат бутылку на весу. Увидев стоящую бутылку, они вполне могут попить – неужели кому-то будет жалко воды? Периодически это оказывается моя обслюнявленная бутылка… Но за все время моей связи с Индией пить на весу я не научилась.
Сначала я не понимала логику подачи блюд и обхода гостей, и в первый день только резала салаты или подавала что-нибудь готовящим. А потом уже вовсю влилась в процесс. На самом деле это действительно приятно – поухаживать за людьми с улыбкой, а потом они за тобой поухаживают. Когда я подавала еду, все особенно радовались. Некоторые по 3-4 раза просили принести воды, когда еда уже не лезла, чтобы я еще раз за ними поухаживала) На третий день я так освоилась, что полностью организовала завтрак и обед. Индийцы все делают хаосно, и я заранее определила, что за чем готовить, чтоб к нужному моменты были все блюда. Организовала в удобных местах воду, коробки для мусора, аккуратно расстеленные циновки, большие миски для подачи еды, чтобы быстрее шло. Мама каждый раз паниковала перед обедами, а в этот раз прибежала вместе с тетей — а всё уже едет как по рельсам) Все потом говорили маме с папой – какая у вас невестка замечательная, и те светились от гордости. Не важно, что в домашних делах невестка проявляет себя раз в полгода, обычно предпочитая кухне ноутбук. Вообще в конце этих праздничных дней с родственниками я прочувствовала ценность большой индийской семьи. Да, ссоры бывают и в Индии, но все-таки это семья. И по большей части отношения между ее членами дружелюбные, а чувства позитивные. Понимая, что у тебя столько родственников, чувствуешь себя как за каменной стеной.
Замужем за 200 и одним родственником или невестка в Индии.