Блог русской жены индийского мужа. Наша жизнь в Индии, России и путешествиях.

Бэкпэкеры в Малайзии. Глава 12. Национальный парк Бако. Треккинг в джунглях под тропическим ливнем.

Два с половиной дня в национальном парке Бако стали, наверное, самой яркой, счастливой, незабываемой частью нашего путешествия по Малайзии. Может быть, потому что это были наши первые джунгли на Борнео. Может быть, потому что было тяжело, спортивно нагружено и очень по-настоящему. Может быть, потому, что парк изолированный. Или там просто объективно здорово. Я даже никак не могла сесть за написание этой главы. Хронологически она должна была бы быть третьей, а вышла аж 12й. Хотелось донести так, чтобы читатели поняли и прочувствовали — до чего там красиво и волшебно. А это очень сложная задача…

Парк Бако находится на самой верхушке полуострова, выступающего в море на север от Кучинга. Он открыт с 1957го года и на сегодняшний день занимает 27 квадратных километров. Добраться туда можно только на лодке от деревни Бако, примерно за 20-30 минут. Другого пути нет. И это придает парку особое очарование. Никакого транспорта, ограниченное количество людей. Особенно вечером, когда все, приехавшие без ночевки, уплывают на «большую землю». Никаких окружающих деревень и мусорящих местных. Вроде бы, организованный парк – все минимально необходимое для существования белого человека имеется — но так непринужденно подзапущенный, что ощущаешь себя на свободе.

Жилая часть представляет собой пару административных зданий – офис, ресепшен, столовая, мед кабинет; жилье персонала и ученых; и нехитрые домики для туристов. А вокруг – природа, природа и еще раз природа. Здесь можно увидеть практически все виды типы растений, имеющихся на Борнео: болотные леса, кустарники и папоротники, мангровые леса, дитерокарпические леса, растения, живущие на скалах. Одни знаменитые сухие деревья, торчащие из воды в бухте чего стоят. Удивительный пейзаж!

Прибрежные деревья и мангры плавно переходят в джунгли вперемешку со скалами, постепенно выводящие на высокие плато, с которых открываются виды на море и спускаются тропинки к песочным пляжам и бухтам. Рай для треккеров, натуралистов и просто любителей отдохнуть в окружении чистоты и свежести дикой природы. Парк подходит любым посетителям. Кто-то ходит в двухдневный трек с ночевкой в палатке, кто-то выбирает варианты на 2,4,6 часов. А кто-то неспешно гуляет вокруг лагеря (далее head quaters – HQ) или лежит на песке, высматривая в ветвях деревьев обезьян-пробокситов.Не увидеть в парке животных просто невозможно. Повсюду летают и поют разные птицы. На солнце греются ящерицы. Непуганые свиньи, очень необычные и колоритные, бродят прямо возле домиков.

Вокруг HQ кормятся обезьяны. Обычные длиннохвостые макаки и нежные, очаровательные серебристые лангуры. Но звезды Бако – это, конечно, пробокситы. Эндемики Борнео, которых больше нигде не встретить. Здесь их проживает около 275 штук. Они на столько смешные и необычные, что разглядывать их можно часами) Самцы – толстяки с круглым пивным пузом, маленькими свисающими ножками и огромными приплюснутыми носами. Самки с куриными носиками и такими наивными мордочками – самые настоящие клуши) Прямо рядом с административным зданием растут деревья, плоды которых пробокситы обожают. Мы видели их там каждый день. И во время треков в других местах встречали.

У меня не получилось сделать хорошие фото, поэтому я украла их из гугл-картинок, чтобы у читателей было представление о красавцах:)

Судя по информационным плакатам, животных здесь гораздо больше, чем обычно встречается посетителям. Но увидеть их, как и в других парках Борнео, довольно сложно.

Сайт парка: https://sarawaktourism.com/attraction/bako-national-park/

Наше посещение Бако началось с паники. Погода на Борнео постоянно играет с гостями злую шутку. Рассчитывать на ее дружбу не стоит. Выйдя утром из отеля в чайнатауне Кучинга, мы сразу же попали под струи прохладного дождя. Он еще усилился, пока мы ели утреннюю лапшу в китайской уличной кафешке, снова поднажал, пока мы шли на расположенную невдалеке остановку автобуса А1. 40 минут, которые мы провели в автобусе, дождь заливал его окна ручьями. А в тот момент, когда мы доехали до деревни Бако, купили билеты в парк и были готовы переправляться на лодке – начался настоящий тропический ливень. Я кое-как нацепила поверх своего рюкзака дождевик, спася вещи, но полностью промокнув спереди. Анджулу же достался наш единственный зонтик, которым он спасал себя, при этом рюкзак сзади намок так, что мы еще 3 дня сушили все его содержимое. Кое-как разместившись на мокрых лавках, мы и группа китайцев отправились-таки в парк. Я –трусиха, а муж практически не умеет плавать. Скажу только, что дорога до парка далась нам не легко.

Добравшись, выдохнув и выгрузившись в HQ, мы опустили руки. Сидели в горе мокрых вещей в луже воды и грязи рядом с ресепшен, злые и продрогшие. Было себя жалко. Ну почему именно сегодня! Хотелось грустить и страдать. Но вскоре дождь слегка утих и любопытство взяло свое. Вокруг административного здания зеленели деревья, в которых сновали обезьяны и шуршали птицы, в конце песочного пляжа плескались темно синие волны.

Повздыхав, мы кое-как привели в порядок себя и вещи, развесили сушиться мокрое, переобулись и выбрались на крыльцо наблюдать. Скоро погода сжалилась над нами, и засветило солнце.

Мы изучили карту парка и выбрали интересующие нас треки. Конечно, природа скорректировала наши желания, и увидели мы не все.

1. Tanjung Rhu — 4,2 km в одну сторону, которые карта предлагала пройти за 2,5 часа. Красивый трек через джунгли и открытую местность на высоте, в конце которого треккеров ожидают замечательные виды. Прошли!
  2. Telok Pandan Besar и Telok Pandan Kecil – 2 пляжа, к которым сначала идет общая дорога, которая потом раздваивается. Два делаются меньше, чем за 2 часа в 1 конец. Дошли до вьюпоинтов, с которых начинаются спуски к пляжам. Тоже отличный трек!
  3. Ulu Assam – вьюпоинт. 1 час с лишним, 1,5 км в 1 конец. Прошли половину, так как начало темнеть. Тоже интересно.
  4. Delima – 1 км и 45 минут в 1 конец. Побродили только в начале.
  5. Lintang –длинный трек, рассчитанный на 7 часов в оба конца. Мы прошли его часть, которая переходила потом в другие треки. Красиво.
  6. Tajor waterfall – не дошли. Прошли часть трека, пока она не перешла в другие, на которые мы свернули. Хотели на обратном пути дойти, но уже не было сил.
  7. Paku – пляж. 0,8 км и 1 час в один конец. Дошли. Понравилось. Вышли пораньше утром, поэтому на пляже были только мы и пробокситы.

Прежде, чем мчаться в джунгли, мы решили осмотреть окрестности HQ. Познакомились поближе с необычными местными свиньями.

Потом я их постоянно преследовала и фотографировала. Свиньи – непуганые и гуляют прямо в непосредственной близости от людей.

Обнаружили несколько больших птиц.

Погуляли по пляжу.

Видя, что туристы приуныли, какой-то местный малазиец начал демонстрировать спящую на дереве зеленую змею. Мне кажется, я видела в каких-то отчетах именно эту змею именно на этом месте. Наверное, ей 100 лет, и она в литаргическом сне. Полюбоваться на нее водят на платную ночную экскурсию.

С левой стороны пляжа находятся интересные скалы с причудливыми узорами и живущими практически на камнях растениями. Все это можно бесконечно разглядывать и фотографировать.

А на самом пляже, как только слегка успокаивается дождь, начинают хозяйничать смешные трусливые крабы.

Дошли до мангровых зарослей.

Попытались сделать хорошие фото местных знаменитостей – обезьян пробокситов – но они так ловко прятались в листве и были так далеко, что с моей техникой ничего путного не вышло. Мы потом еще не раз их встречали, чаще всего, в непосредственной близости от административного здания.

Попадались нам и красавцы-лангуры.

Налево от административного здания находится что-то типа небольшого сада с какими-то фотогеничными плодами.

Позволив нам немного прийти в себя, вскоре дождь зарядил снова. Печальные туристы, приехавшие на 1 день, слонялись рядом с ресепшен, не решаясь уйти в треки, и так и не смогли хорошенько познакомиться с парком. А нас и других счастливцев ждали к заселению домики. Наш оказался запрятан дальше за административным зданием – к нему вела деревянная дорожка, окруженная джунглями. За месяц до поездки все было забронировано, и нам достались лишь 2 кровати в 4х местном дорме. К счастью, двое других жильцов испугались дождя и не приехали, и мы хозяйничали вдвоем. Ничего такой симпатичный 2-х комнатный деревянный домик. Внутри оочень все просто и хлипко, но нам кроме кровати и крыши ничего больше было не нужно. Дождь по крыше лупит, джунгли шепчутся за тонкими стенами, кто-то постоянно бегает, скребется, шуршит. Мне очень понравилось. Только вот душ с туалетом, которые приходилось делить с малазийской семьей, заселившейся в соседнюю комнату, оставляли желать лучшего. Даже для бэкпэкеров черезчур.

Ждать особых улучшений погоды было глупо – они могли никогда не произойти. Мы разложили под вентиляторами мокрые вещи и отправились в трек. Снарядились, как смогли. Специальных, подходящих для таких условий вещей у нас не было. Я одела треккинговые ботинки и синтетическую спортивную футболку — вот они были кстати. Обычные легкие штаны намокли, отяжелели и липли к ногам. Мужу пришлось идти в замшевых кроссовках и джинсовых шортах… Дождевик промок со всех сторон и остался дома. С нами в трек отправились водонепроницаемый фотоаппарат и единственная легкая куртка, которую мы одевали по очереди. Вроде бы как не промокаемая, а в итоге промокшая. Но хотя бы потоки воды сдерживающая.

Первыми мы выбрали треки Telok Pandan Besar и Telok Pandan Kecil, пройдя при этом часть трека Lintang по дороге. Прошли мимо прилагерных джунглей, кишащих обезьянами и мангров до причала, и углубились уже в дикий лес. Почти никто дальше первой развилки сегодня не пошел. За несколько часов мы встретили одну пару и семью с 2мя детьми.

Ну и зря. В джунглях было просто здорово. Мы шли по огромным корням деревьев, перепрыгивали по корягам лужи, чавкали ногами по щиколотку в грязи, взбирались на камни и переходили по небольшим мостам речки и овраги. Нас окружали гиганские деревья, с которых свисали утыканные колючками лианы. Периодически попадались папоротники, грибы, ягоды.

Где-то дорожка превращалась практически в ручей. Где-то приходилось взбираться по уклону вверх, цепляясь руками за корни.

Кроссовки мужа промокли насквозь. Мои легкие штаны прилипли к ногам и в итоге внушительно треснули, образовав дыру 20*20 см. Отправила их вечером в мусорку. В очередной раз во время путешествий я подумала: как же правильно покупать подходящую для той или иной ситуации одежду. Благо, сейчас есть куча качественных спортивных брендов.

Вода стекала по лицу ручьями, мы абсолютно промокли, но были очень довольны, что все-таки решились выйти на трек несмотря на погоду. Под тропическим дождем мерзнешь только, когда сидишь. А при быстрой ходьбе он только освежает. Ситуация, ощущения и эмоции были для нас свежими, поэтому мы получали наслаждались каждой минутой.

Треки оборудованы довольно хорошо. Адреналина и нагрузки хватает. Но при этом в некоторых местах имеются лесенки, ступеньки, мостки. Потеряться сложно – периодически встречаются отметки по цвету трека.

Дойдя до очередной развилки, с которой начинаются непосредственно треки Pandan Besar и Telok Pandan Kecil, мы вскоре оказались на открытой местности. Пейзаж поменялся кардинально. Широкое плато, через которое кое-где ведут мостки. Идешь по темным, каким-то вулканическим камням или через кусты. И вид на дождевые леса чуть сверху, так как мы на плато. По ощущения — просто другая планета!

Еще один рывок – затопленный участок без мостков с самыми глубокими и широкими лужами, которые проходилось обходить, пробираясь через джунгли – и мы у конца первого трека. На краю обрыва, с которого открывается потрясающий вид на море. Внизу находятся пляж. В хорошее время на него можно и нужно спуститься, но сегодня это было бессмысленно и опасно – спуск очень размыло.

Дойдя обратно до развилки, мы прошли и остаток второго трека, ведущего ко второму пляжу. Казалось, скоро вместо дорог будут мчаться реки. Мы не успевали перепрыгивать ямы и постоянно тонули ногами. Какая-то белая пена носилась огромными комками. И снова в конце спуск к пляжу, виды и радость от того, что мы сюда забрались.

Прошли трек туда-обратно часа за 3-4. Даже не знаю – без дождя было бы лучше или хуже? Мне кажется, именно дождь сделал наш день! Во-первых, создав атмосферу приключений и борьбы с препятствиями (ну да, для нас – любителей полежать на диване с телефоном – это были приключения). Во-вторых, умыв  как-то по особенному подав природу, сделав ее яркой. И в-третьих – убрав с треков конкурентов, что позволило нам оказаться с природой наедине.

Ложкой дегтя в парке Бако оказалась столовая. За 2 с половиной дня мы попробовали все неразнообразное, повторяющееся меню. До сих пор удивляюсь: как можно так невкусно приготовить даже самые простые блюда? Неужели так сложно сварить рис, салат из 2х видов овощей порубить, полуфабрикатные сырные палочки пожарить? В общем, еда каждый раз была разочарованием.

Часа в 4 погода смилостивилась, и назло уплывающим на последней лодке туристам, засветило солнышко. Мы до темноты провели на пляже, возле мангров, в начале треков не далеко от лагеря. Выискивали разные интересные детали и просто отдыхали.

На следующий день мы отправились в Tanjong Rhu трек. Я одела шорты – пусть мокнут ноги, а не штаны, муж сунул ноги в хлюпающие кроссовки, и мы отправились в дорогу.

Сегодня было также здорово, как и вчера. Только гораздо сложнее. Больше воды, больше глины, длиннее и сложнее трек. Физически мы устали еще со вчера. В лесу нам не встретилось вообще ни одного человека. Иногда мне казалось, что мы не выберемся и пропадем. Телефоны не ловят, ни души вокруг. Еще и в книге в парке забыли записаться куда идем. Мы абсолютно вымокли – даже мои треккинговые ботинки набрали по литру воды. Но в итоге все закончилось хорошо — мы отлично провели время и даже сделали пару сотен селфи наших счастливых мокрых лиц.

Очень страшный гриб.

Если я не ошибаюсь — это плотоядные растения, питающиеся насекомыми.

Окончанием трека снова было высоко расположенное плато с видами на море. Сегодня у нас с собой была еда для пикника, которую мы прикончили в расположенной здесь беседке.

Придя из трека, мы отправились переселяться в отдельный номер. Заранее получилось забронировать только так – дорм в первый день, и отдельная комната во второй. Лучше бы, на самом деле, остались в дорме. Тем более, что жили мы там одни. Новое жилье — это более новый длинный дом с общей верандой, находящийся на лужайке по дороге от причала к административному зданию. Комната похожа на печальную больничную палату. Вытянутая такая, с 4мя кроватями в ряд. Некуда даже вещи положить. Единственный плюс – собственный санузел. В нашем лесном домике было уютнее. И в 3 раза дешевле к тому же.

После обеда погода снова наладилась, и мы даже прошли половину трека Ulu Assam. До конца не дошли, так как начало темнеть, и стало не по себе. В темноте карабкаться по корням и глине вверх, а потом спускаться вниз не очень приятно.

Следующее утро было для нас последним в Бако. В обед мы планировали быть в Кочине, чтобы поесть съедобной еды, посмотреть музей (который оказался в итоге закрыт, и нам оставалось лишь сокрушаться, что уехали из Бако так рано).

Погода дразнилась. Сегодня вовсю светило солнце. Идеальный день, чтобы побыть на природе, дойти до какого-нибудь пляжа, искупаться. Но мы прошли только маленький Paku трек. Небольшой, несложный и популярный. Пройти его может практически любой человек, при этом на нем сконцентрировано все, чтобы составить первичное впечатление о природе Борнео – и камни огромные, и речки, и мхи, и ведущие вверх тропы, переплетенные огромными кореньями. Мы вышли рано и снова были единственными туристами.

Сегодня я смогла взять с собой хороший фотоаппарат, и непрерывно щелкала всю дорогу идущего впереди Анджула.

Трек вывел нас к симпатичному пляжу.

Здесь можно было лежать на огромных черных камнях, копаться в песке, купаться.

В зарослях шуршали пробокситы. Завтракали.

Уже вернувшись к началу трека, мы стали сталкиваться со спешащими в разных направлениях толпами съехавшихся на хорошую погоду гостей. Было тяжело заставить себя сесть в лодку и покинуть Бако в такой прекрасный день. Но, наверное, мы сделали правильно, уехав и сохранив только позитивные воспоминания, легкое сожаление от того, что было мало и сильное желание вернуться.

Предыдущая глава: Бэкпэкеры в Малайзии. Глава 11. Город Кота-Кинабалу. Что-то пошло не так.

Следующая глава:  Бэкпэкеры в Малайзии. Глава 13. Парк Кинабалу вокруг священной горы Кинабалу. Самое знаменитое место на Борнео.

Другие наши путешествия:

Путешествие по Иордании. День 8. В песках пустыни Вади-Рам.

Сердце Маклеод Ганджа. Буддистский комплекс Цуглагкханг.