Блог русской жены индийского мужа. Наша жизнь в Индии, России и путешествиях.

Бэкпэкеры в Малайзии. Глава 7. Белага. Все дальше вглубь Борнео. Изучаем жизнь местных и природу.

Единственная дорога из Капита в Белагу – по воде. И хотя нам снова предстояло плыть внутри грустной железной лодки-гроба – в этот раз все поездка прошла совершенно по-другому.

У команды было отличное настроение. Да и, чем дальше от крупных городов, тем расслабленнее народ. Двери из салона почти всю дорогу были открыты, и все, кто хотел, могли беспрепятственно бродить, где душе угодно. Ходить по узкой боковой палубе. Залезать на крышу. Сидеть между тюками с багажом. Мешаться капитану. Никто никого не ограничивал, да и вообще, внимания не обращал. «Матросы» лишь расслабленно покуривали одну за другой сигареты, кидая окурки прямо в реку.

Сначала периодически шел дождь, и единственным правилом было, как только он усиливался, закрывать дверь в салон. Каждый пассажир решал сам – залезть ему внутрь в ледяную скуку кондиционера или мокнуть под дождем до следующего открытия дверей или появления солнца.

Мы шли плавно, со средней скоростью. Получилась настоящая экскурсия «по рекам Борнео» по цене билета на лодку. Было отлично видно берега, деревья, глинистые скаты и мангровые заросли, маленькие лодки и дома местных жителей. Иногда на ветках над водой сидели птицы. В небе кружили орлы.

Виды были замечательными в любую погоду.

В дождь атмосфера становилась волшебной. Мне очень нравятся облака на Борнео – они спускаются прямо на лес. Кажется, как будто ты в горах, поэтому облака так низко. Но нет, здесь совсем не высоко. Я сразу вспоминала фильм про Анаконду, снятый на Борнео.

Когда мне на какое-то время надоедала окружающая природа, я переключалась на людей вокруг и потихоньку щелкала их из-за угла.

С нами плыли несколько интересных персонажей. Здесь их концентрация уже гораздо выше, чем в Капите. Отличительные признаки выходцев из племен – туннели в ушах и плотные татуировки на руках, ногах или шеях.

На нас местные смотрели по-разному. Одни открыто улыбались и радовались. Другие принимали высокомерную позу и делали вид, что нас не замечают.

Вода в реке желтого, глинистого цвета. Мусора практически нет, но иногда попадаются ветки и стволы деревьев. У населенных пунктов нам попадались небольшие заводи мусора. И местный народ кидал с лодки в реку пластиковые бутылки. Ну вот зачем??? Такая чистя, красивая река. Замечательная зеленая природа вокруг. И ты берешь и кидаешь пластик…Нельзя, конечно, винить людей, они даже не задумываются из-за отсутствия правильной культуры и пропаганды, которой должно было бы уделять внимание государство и частные организации. Плакаты, школы, телевизор и все такое – и ситуация может легко поменяться.

Через пару часов виды стали потихоньку меняться. Стали появляться открытые места с чуть другой растительностью, больше деревень и причалов.

Повсюду перемещался народ. Приплывал и отплавал на маленьких лодках. Ждал кого-то на пристанях, иногда нас.

Солнце светило все ярче, погода совсем наладилась, а пассажиров в нашей лодке все прибывало.

Через каждые 10-20 минут появлялись доревни или одинокие лонгхаусы с причалами, и везде нас ждали. Не успевали мы набрать скорость, как снова нужно было причаливать.

Родственники и друзья провожали уплывающих или просто глазели на лодку от нечего делать.

Иногда народ заходил или сходил с лодки казалось бы вообще нигде. Просто на глинистом берегу. Наша скоростная лодка двигалась как маршрутка от дома к дому, принимая и высаживая пассажиров.

Оказывается, сегодня последний день каникул, и школьники возвращаются к занятиям. Многие деревни находятся далеко от школ, и дети ночуют там. Сегодня маленькие искатели знаний уплывали из дома. И наша лодка никому не могла отказать.

Вот тебе и экспресс)) Но мы не особо возражали, и только радовались затянувшемуся путешествию.

Мы столько всего интересного увидели! С таким удовольствием полежали на солнце на крыше, подставляя лицо ветру.

Я без устали снимала зеленые виды. Они очень впечатляющие. Фотографиями сложно передать хотя бы долю этой атмосферы! Эту извилистость реки. Оттенки желтого и коричневого в воде. Десятки оттенков зеленого в джунглях, десятки разных деревьев, сливающихся на фото просто в зеленое полотно.

Ближе к Белаге природа как будто бы стала зеленее и кустистее. Берега – более изрезанными. Что-то неуловимо поменялось. Народ стал обсуждать «Белага, Белага…»

И вот, часов через 5, мы наконец причалили у небольшого городка или даже деревни по российским меркам. Капит – уже далеко не Сибу. А Белага – далеко не Капит.

Пара центральных улиц с невысокими домами и несколькими магазинами. Школа, футбольное поле, 3-4 кафе и 3-4 отеля-гестхауса.

Несмотря на свою некую объективную убогость, Белага очаровала нас сразу. Такая уютная, неспешная. Народу на улицах почти нет. Редкие прохожие или посетители местных кафе выглядят довольными и приветливыми.

На лодке мы познакомились с голландцем Томми и немцем Стивеном и решили объединиться. Томми заранее позвонил в гестхаус Дэниэла, упоминаемый в Лонли Плэнет, чтобы точно быть уверенными, что хотя бы какое-то жилье у нас будет. И эта ошибка стоила нам несколько десятков потраченных нервных клеток.

На причале нас сразу перехватил какой-то скользкий мужичок, сказав, что он от Дэниэла. Начал командовать – сейчас мы пойдем есть, а вечером вы будете ночевать в моем лонгхаусе, цена такая-то и т.д. Воспитанные европейцы растерялись и послушно последовали за гидом в кафе. Мы же, по опыту Индии не доверяя таким типам, решили сначала пройтись по Белаге, посмотреть, какова туристическая обстановка, какие есть варианты и так далее. Обнаружили единственный скучный отель, такое впечатление, что построенный в 80х, маленький убогий китайский гестхаус, который оказался закрыт, и гестхаус Дэниэла. На этом Белага закончилась, и мы убедились, что Дэниэл – лучший вариант. Он уже ждал нас с распростертыми объятиями и сразу расположил к себе. Дэниэл – местный житель, который перестроил семейный дом в центре Белаги под гестхаус и сдает там несколько комнат. Плюс, он организовывает туры на водопад, треккинг в джунгли и ночевку в лонгхаусе, в котором проживает его семья. Дэниэл занимает какой-то небольшой политический пост и представляет Белагу на каких-то региональных собраниях. В общем, активно ведет общественную жизнь, что, впрочем, не мешает ему быть неисправимым алкоголиком. Тип с причала действительно оказался его знакомым и единственным гидом в округе. Только, видимо, он решил надуть партнера, и вместо того, чтобы привести нас в гестхаус и поделить бизнес, решил потихоньку увести клиентов. На протяжении следующего часа разыгралась целая драма с участием нас, Дэниэла и гида, описывать которую не очень интересно. В общем, по исходу бурной драмы мы все вчетвером сказали, что с этим гидом не пойдем вообще никуда, и остались у Дэниэла ночевать, чтобы вечером спокойно решить, что делать завтра. Завтра он уплывал в Капит на какую-то конференцию и не мог нами заниматься, поэтому и привлек коллегу по тур бизнесу. Но мы согласились на то, что есть: сегодня ночуем в гестхаусе, завтра лодочник отвозит нас на другой берег реки к джунглям, через который идет трек. Там (со слов Дэниэля) безопасно, и дорогу мы найдем. Лодочник покажет тропу, но с нами не пойдет, так как он старый, а будет сидеть у реки и ловить рыбу. Потом он отвезет нас на водопад, и после обеда мы поедем в лонгхауз родственников Дэниэля. Переночуем, посмотрим вокруг плантации, и нас отвезут на магистраль, ведущую к следующей точке путешествия – Мири, где мы легко остановим проходящий автобус. Все выглядело привлекательно, мы оплатили весь «пакет» и пошли наверх, смотреть наше жилье на ближайшую ночь.

Номер, конечно же, оказался очень простым, но вполне подходящим для нас, бэкпэкеров. Мы даже полюбили его благодаря декоративным шляпе и сумке, создающим уют и не дающим забыть, что мы на Борнео.

В дополнение к простому номеру нас ожидала замечательная общая территория с кучей интересных предметов интерьера, старых книг, грамот и фотографий. В общем, с выбором мы не ошиблись и попали в интересное местечко к интересному человеку.

Виды из окон.

Пока не стемнело, мы решили прогуляться вглубь городка – подальше от центральных улиц. В самой Белаге небольшие одиночные домики, а уже за окраиной и дальше начинаются лонгхаусы. Мне нравятся и китайцы, и китайская еда, и китайские храмы. Но было прикольно, что в этих краях влияние Китая уже минимально. Как и ислама. Это настоящий Борнео. И жители – выходцы из племен. Многие приняли христианство, получили образование, ведут современный образ жизни. При этом их старшие родственники живут в лонгхаусах и поклоняются духам природы.

Ужинали и завтракали мы все вчетвером в кафе Crystal. Из пары вариантов, предлагаемых Белагой, нам, почему-то, приглянулось именно оно. Может быть, тем, что там постоянно толклись местные. Или рогами на стенах. Или меню, написанном на листках от руки. Но еда действительно оказалась вкусной.

Утром все вокруг говорило о прошедшем ночью сильном ливне. Но это не мешало нам и остальным радоваться жизни. Если вчера к вечеру город был довольно пустым, то сегодня уже с утра народ активно занимался своими делами. Мы заметили, что плетеные шляпы и сумки, которые, как мы думали, продаются уже в основном для туристов, в этих краях используются очень активно.

Река совсем потемнела от дождей.

Но прошедшие дожди не могли напугать 4х отважных путешественников, и мы бодро направились к причалу. Здесь в 8 утра нас должен был ждать лодочник по имени Лисут. Однако, ни Лисут, ни кто-то другой нас ждать и не думал. Мы сами немного опоздали, и волновались, что он уже ушел. Неужели совсем не держатся за клиента? По-моему, мы были единственными гостями Белаги. А последняя запись в гестхаусе сделана месяц назад. Дэниэль уже отчалил в Капит с нашими денежками, и его телефон не ловил. Как и 2 других номера – Лисута и водителя-гида в лонгхаус, оставленных нам на клочке бумаги. Мы сходили в гестхаус, но там не было ни души. Как и на причале. Поспрашивали местных, все знали Лисут, даже показали нам, где на другом берегу реки находится его лонгхаус. Но не нанимать же нам другую лодку, чтобы плыть за ним! Тем более, ни одного лодочника на причале не было. Меня кусали мошки, Томми визгливо жаловался на жизнь, а время нещадно убегало. Однако, через час Лисут все-таки появился. Такой стааренький, что было даже неудобно на него ругаться.

Лодка Лисута оказалась такой же старенькой, как и он. Самой маленькой и дряхлой на всем причале. Ну удружил Дэниэль! Неужели нельзя было предложить нам не самый дешевый вариант в округе! Понятное дело – чем меньше платить лодочнику, тем больше останется в кармане у организатора! Было очень страшно, и даже не верилось, что мы сможем в этом корытце переплыть реку. Но делать было нечего. Я полезла первой. Лодка раскачивалась и скрипела. Лисут отчерпывал просачивающуюся воду кружкой. Ни о каком удовольствии от поездки речи уже не шло – я спрятала камеру в водонепроницаемый рюкзак, закрепила его получше и приготовилась спасать при неминуемом кораблекрушении наши вещи, а также мужа, который плохо плавает. Пытались уговорить Лисута перевезти нас в 2 этапа, так как было не понятно, как лодка выдержит 5х человек, но он лишь улыбался, кивал и ждал, пока мы все не сядем. С горем пополам поплыли.

Спросила у Лисута – почему никто не купается в реке? Действительно, и за вчерашние 5 часов на лодке нам не попался ни один человек в воде. «Крокодайлы» — отвечал Лисут. Час от часу не легче!

Кое-как завели мотор и поплыли. Все с белыми лицами, но все-таки никто не отказался от приключений. Как ни странно, реку мы пересекли благополучно. Предстояло только выбраться на берег. Крупный Стивен чуть не перевернул лодку, пока выбирался. Лисут обещался забрать нас в 12 и отчалил. Честно говоря, мы рассчитывали, что он будет ловить рыбу и ждать нас. Хоть какое-то ощущение безопасности. Но нет, лодка Лисута становилась все меньше, пока не пропала с глаз по направлению к его лонгхаусу. На берегу Белаги не было ни души. На нашем — тем более. Мы чавкали ногами в глине и смотрели на крутую тропинку, уводящую по склону наверх, в джунгли. Склон был размыт ливнем и покрыт мокрой травой. Кое-где в земле были вырублены ступени, тропа то появлялась, то пропадала. Когда-то здесь были и перила, но сейчас было безопаснее не трогать их. Пути назад не было.

Вздохнув, я первой полезла наверх. Ничего, мы же сделали Аннапурну в Гималаях – неужели здесь не пройдем! Если бы не ночной дождь, взбираться было бы даже приятно. А так страшно, конечно. Очень скользко и дискомфортно. Еще и от обильного и сытного завтра ноги еле передвигались, и быстро появлялась одышка. Но это уже была чисто наша проблема)

Вскоре муж нашел мне палку, и стало лучше. С трудом, проклиная Дэниэля, отправившего нас одних в такое опасное место, мы выбрались наверх. Через 15 минут выполз и еле живой Стивен. Толстоватый, не спортивный, курящий как паровоз. Бедняга сто раз пожалел, на что пошел. Но оставаться одному на берегу ему было страшно.

Итак, мы оказались в джунглях. Самых обычных, по которым иногда ходят местные. Их присутствие отмечено периодически попадающимися старыми бутылками и другими радостями. Впрочем, их было не так много, чтобы испортить впечатление от природы. На относительно небольшом расстоянии есть несколько деревень. Иногда тут бродят охотники. А так, в джунглях пусто и дико. Совершенно другое ощущение, нежели в национальных парках. Когда ты идешь по треку в Бако, как-то не верится, что с тобой что-то может случиться – змея выползет, например. А когда тебя забросили бестолковые местные на лодке в какую-то глухомань – ощущения совсем другие.

На этом месте в моей голове родился туристический проект для России: как я буду забрасывать туристов в лес, куда мы ходим за грибами, а потом забирать через 3 часа. Сделаю метки краской на пнях. И пусть ходят, восхищаются елями, ягодами. Думают, что почти увидели лося, обнаружив его свежие какашки, и радостно рассказывают потом об этом у себя на родине. Вздрагивают от стука дятла. В общем, получают полное погружение в рашан форест.

Тропинка действительно была, и сбиться с пути мог только дурак. Поэтому Томми мы поставили в середину, чтобы он следовал за впереди идущим, а замыкающий успел бы отловить его и вернуть в строй, если что.

Периодически трек перебегали мутные ручейки.

В лесу было мокро, влажно, жарко и слякотно.

Мы то шли по щиколотку в воде.

То взбирались вверх по скользкой глине, опасно спрятавшейся под мокрыми листьями.

Иногда склон уходил вверх совсем вертикально, а мы шли вдоль. Получалось, что одна нога стояла ниже, чем другая и скользила.

Периодически дорогу перекрывали огромные деревья.

Анджул ловок и стоек к любым условиям как истинный индиец. Я как молодая и спортивная быстро адаптировалась и стала получать удовольствие.

А вот странному Томми и толстому Стивену пришлось нелегко.

Я предложила недотепам найти каждому по палке, и после этого идти стало гораздо легче. С палкой можно было баллансировать на шатком мосту, опираться на скользких местах, отодвигать колючие ветки, проверять глубину луж.

Как не радоваться, когда мы забрались куда-то не понятно куда. Идем одни через джунгли. Вокруг – ни души. Трек временами сложен и опасен. А вокруг – такая изумительная природа!

Периодически я находила лесные экспонаты, доставала фотоаппарат, заботливо спрятанный от влаги, и пыталась сделать шедевр.

Встретили местных охотников, несущих на продажу дикого кабана. У охотников был очень затравленный вид. Они явно смущались нас. Послушно показали ножи, добычу, разрешили все это заснять, и явно вздохнули с облегчением, когда мы отпустили их.

Через не глубокие, но все же не располагающие к штурму ручьи, были переброшены небольшие мосты. И чем дальше, тем они становились хуже. Интересно, почему люди раньше более активно здесь ходили, а теперь забросили?

У красивой речки мы сделали привал. Финалом трека должны были быть какие-то лесные хижины. То ли временные, то ли брошенные, как мы поняли. Ничего интересного — некое образное место финиша, чтобы не просто бродить бессмысленно по лесу. Стивен совсем выбился из сил. Томми ворчал, что мы должны успеть на водопад. Анджулу уже надоел треккинг. Но я упрямо пошла вперед, пообещав, что если через 20 минут не выйду к домам, то мы повернем обратно.

На этом участке оказались самые красивые места, поэтому не зря мы пошли. Через полчаса перед нами с Анджулом показались домики. Деревня в конце оказалась убогой и абсолютно пустой. Казалось, что буквально недавно тут были люди – а теперь – ни души. А может быть, они попрятались и наблюдали за нами?)

Мы опаздывали, времени на водопад оставалось совсем не много, поэтому обратно пошли очень быстрым шагом и без остановок. Было и еще кое-что, что придало мне скорости.

Собираясь в джунгли после дождя, а потом на водопад, я знала, что буду грязной и мокрой. Поэтому одела шорты и старую рубашку, которую потом можно смело выкинуть.

Рубашка защитит мои руки – подумала я. Но совсем забыла о ногах. Я читала о пиявках. Но раньше они нам на Борнео не попадались. До сегодняшнего дня.

Поймав одну небольшую пиявку под коленом, я устроила настоящую истерику. Даже не ожидала от себя. Я просто не могла себя пересилить. Это было на столько отвратительно, что взять себя в руки и спокойно снять ее было просто невозможно! После того, как Анджул спас меня, я уже не могла расслабиться. Постоянно оглядывала ноги, руки, крутилась, чесалась, подозревала. Пиявки стали моей навязчивой идеей. Здесь я впервые подумала о том, что возможно, стоило бы отменить поездку на реку Кинабатанган в Сабахе, которая пока была в плане.

В общем, до деревни мы шли 2 часа, а обратно добрались за час с небольшим. Последним испытанием был спуск к берегу. Все-таки подниматься проще. Спускаться вниз по скользкому склону местами было так сложно, что я практически катилась на пятой точке. Через 10 минут появился Томми. Еще через 20 минут с хрустом выкатился еле-живой, красный и с головы до ног перемазанный в глине Стивен. Первая часть приключений закончилась.

Мы опаздывали на 40 минут. Вот только Лисута с лодкой не было. Если сначала мы подумали, что он ждет, пока мы выйдем из леса, и после этого поплывет, то через полчаса после появления первых из нас стало понятно, что никто никого не ждет и ниоткуда не наблюдает. Зато Дэниэл приплыл в Капит, и наконец-то принял наш звонок. Мы высказали все, что о нем думаем, и через 10 минут появился Лисут. Заснул, видимо, или вообще забыл про нас, пока Дэниэл не разыскал его через знакомых.

Обратный путь на лодке прошел так же ужасно, как и путь туда. Но добавить о нем мне больше нечего.

К водопаду нужно было плыть, к тому же, довольно далеко, не то что к треккингу – просто на другой берег. Плыть туда на лодке Лисута мы отказались намертво. Поэтому на причале нас уже поджидал Альберт, присланный туда испуганным нашим скандалом Дэниэлем. Альберт оказался приветливым, приятным человеком, с хорошим английским, который впоследствии рассказал много интересного и терпеливо отвечал на самые дурацкие вопросы. Однако, за первые минуты встречи мы устроили, будучи на нервах после лодки, такой скандал – и за лодку, и за опоздания, и за небезопасный треккинг в мокром лесу – что даже вывели его из себя. Люди в этих краях стараются быть гостеприимными и клиентоориентированными, но все-таки они очень гордые и вспыльчивые, и не готовы терпеть резкость ни за какие деньги. Все-таки он не был виноват в наших бедах. Да и Лисут, конечно, тоже. Альберт вежливо попрощался с ним, поблагодарил. Я подумала о том, что здесь, наверное, очень уважают старших. В общем, нам даже стало стыдно. И мы терпеливо прождали еще час, пока Альберт пытался найти нам другую лодку.

Новая лодка оказалась больше, мощнее и устойчивее. По началу мы радовались, даже немного расслабились и стали смотреть по сторонам. Пока не доплыли до знаменитых порогов. Вода здесь крутилась бурунами и рассыпалась об огромные камни белыми хлопьями пены. Издалека пороги были впечатляющими, но мы очень боялись, что лодочник поплывет прямо на них, так как не понимали, чего он хочет. Он явно не понимал, куда нам нужно, очень слабо говорил по-английски. Все повторял «домой, домой». Мы говорили: «нет, не домой, водопад, водопад», и он снова поворачивал к порогам. Когда мы начали кричать, он разозлился, понес тарабарщину на своем языке, глаза горят – и снова разворачивает лодку к порогам. Тут я поняла, что он не в себе, попросила мужчин перестать с ним разговаривать, тайно покрутив у виска – мол, псих — не трогайте. И стала весело и приветливо объяснять ему, что пороги опасно, спасибо, мы посмотрели, фото не надо, боимся, хотим водопад. Нашли на навигаторе, где водопад и с горем пополам вывели туда лодку. То ли ему не объяснили, куда нам нужно, то ли он забыл, то ли просто обманывал и хотел сократить свое время, отвезя нас только на пороги. В общем, к протоке, ведущей к водопаду, мы его заставили приплыть с трудом. Во время общения я поняла, что он просто напросто пьян. Хотя, может, и псих тоже. Я бы вообще отказалась от водопада – уже просто хотелось прекратить весь этот кошмар и оказаться на суше. Но Томми ныл, что у него все уплочено, и он хочет свой водопад.

Анджул завязал веревку от лодки повыше на дерево, чтобы наш герой, не дай бог, не уплыл без нас, и мы пошли к водопаду. Лодочника потащили с собой, надеясь уговорить искупаться в ледяной воде, чтобы он протрезвел. Дорога заняла минут 10. Сначала по камням в речке, а потом по тропинке вдоль.

Бедного Стивена же ждал еще один треккинг. Онотбился от нас, не увидел, где мы вышли из реки, и прошел по не правильному, сложному пути по скользким глыбам всю дорогу до водопада. Мы уже купаться закончили, а он толькодошел – снова такой красный, что я испугалась за его сердце.

Водопад оказался не очень большим, но красивым. Хотя мне уже было все равно.

Молясь, чтобы наш пьяный капитал не выкинул никакого фертеля и не перевернул лодку, мы отправились обратно. «Деньги, деньги, водопад есть далеко, вы купаться долго» — периодически повторял лодочник. «Да, да, много денег, у Дэниэля, он тебе платить» — отвечали мы, и он на время успокаивался. Как говорится, мастерство не пропьешь, и мы прибыли на причал целыми и невредимыми. На этом месте мы окончательно решили, что ни в какой лагерь на реке Кинабатанган в штате Сабах не поедем – хватит с нас и пиявок, и лодок.

Альберт на наши жалобы на пьяного лодочника делал круглые глаза, качал головой и повторял «да вы что, ничего себе!» Но как-то неискренне. Наверняка тот час, когда мы думали, он ищет лодку, он просто откачивал и отпаивал капитана до такого состояния, чтобы его можно было погрузить в лодку.

Попрощавшись с симпатичной Белагой и до сих пор не веря, что мы выбрались живыми и здоровыми из этих приключений, в 5 часов вечера вместо запланированных 3х, мы погрузились во внедорожник для отправки в лонгхаус…

Предыдущая глава: Бэкпэкеры в Малайзии. Глава 6. Капит. Земли племён.

Следующая глава: Бэкпэкеры в Малайзии. Глава 8. Ночь в лонгхаусе. Жизнь и быт фермеров Борнео.

Другие наши путешествия: История, архитектура и индуизм в одном флаконе. Форт Калинджер (Kalinjar).