Утром от вчерашних туч не осталось и следа. Голубое небо, обнимающее окружающие Марфу горы и вкусный завтрак в нашем гесте предвещали начало хорошего дня. Чтобы закрепить эту мысль и основательно попрощаться с Марфой, мы заказали 2 больших куска яблочного пирога. Нигде и никогда таких вкусных не ела (ну, за исключением своих семейных).
По привычке мы вдумчиво зашнуровали ботинки, качественно приладили к спинам рюкзаки, намазали солнцезащитным кремом мой нос и, душевно попрощавшись с хозяевами, двинулись в путь. Наш треккинговый день сегодня был коротким и закончился через 10 минут после выступления. Финальной точкой являлась автобусная станция в конце Марфы. Все. Дальше мы не пойдем. А уже только поедем.
Станция Марфы представляет собой пыльный пяточек, несколько шлако-блоков с сидящими на них ожидающими и маленькой кассой размером 2*2 с настоящим кассиром. Однако, настоящий кассир поспешил нас огорчить, сказав, что билетов на Татопани нет. Ну, нет, так нет. Поедем в Гхасу. На остановку медленно подтягивались местные и треккеры. Появилась в одиночестве канадка. Ее друг пошел дальше пешком, а она решила отдохнуть. Французская пара, впервые замеченная в ночь перед Торонг Ла, в как обычно приподнятом настроении, весело насвистывают французские хиты. Когда все самые удобные места на шлакоблоках были заняты, из Марфы медленно потянулся караван из 10 французских треккеров облезлого вида и такого же количества портеров с гидами.
На подъехавший Гхасский автобус никто из туристов кроме нас не сел. Мы начали волноваться – видимо, все знают что-то, чего не знаем мы. Муж побегал, посуетился и вернулся с билетами до Татопани, мы еле успели выпрыгнуть из автобуса. Оказывается, для французской бригады заказали целый специальный автобус, и любезно продали туда места остальным желающим.
Но как не бывает в мире только белых зебр, так и не бывает, чтобы удачно сложилось все. Только я расположилась у окна и приготовилась к одному из самых моих любимых в путешествиях моментов – под плеер в ушах рассматривать виды пробегающей мимо страны, как автобус зафурчал, заворчал, выпустил целую тучу черного вонючего дыма, подпрыгнул, скрипя каждым гвоздем, и полетел, набирая скорость, по кочкам, ямам и лужам. Одновременно с ключом зажигания водитель врубил на всю самый хитовый болливудский хит. 10 портеров запели хором, 10 французов начали хлопать в ладоши и дико хохотать, сверху начали падать сумки, бутылки и куртки. Я пыталась усидеть на месте, до побелевших костяшек вцепившись в спинку переднего сиденья. О расслабленном созерцании видов можно было забыть. Тем более, что мы поднимали такие клубы пыли, что разглядеть что-то из-за них получалось лишь периодами. Не знаю, что было лучше – болтаться в этой жестянке смерти, ежеминутно рискуя перевернуться на бок, или идти пешком в этих клубах пыли. Минут через 20 удалые французы замолчали и разнервничались, пожилая пара сидела, спрятавшись лицом вниз, канадка громко комментировала, как опасны такие поездки.
Как бы там ни было, мы двигались вперед. Виды менялись на глазах. Появлялось все больше и больше зелени. То тут то там показывались хвойные, по которым я уже успела соскучиться. Потом добавились мягкие кусты, а затем и цветы. При нашей скорости в 30 км/час, я успевала внимательно рассматривать скалу, в которой была вырублена дорога. Голые камни стали постепенно обрастать пучками травы, а где-то одинокий цветок пробивался на волю. Большое количество ящерок бегало туда-сюда. Пауки плели свои сети.
Через какое-то время мы остановились. Дорогу перегородили несколько валунов, которые убирали трактора. Воспользовавшись шансом, пожилые французы растолкали своего беззаботного гида, схватили рюкзаки и бросились наутек. Канадка очень быстро сориентировалась, подхватила рюкзачок, и помчалась за ними. Все бегут – и я бегу. Мои нервные клетки тоже закончились. Я молода и хочу жить. Говорят, до Татопани осталось 2-3 часа пешком. Но муж ничего не хочет слушать, говорит, что я повторюшка, и до того как эти «слабаки» бросили тонущий корабль, я молчала. Пришлось ехать дальше.
Вскоре мы подкатили к водопаду,и водитель даже остановился, дабы гости страны могли полюбоваться им и сделать фото на память. Меня водопад не впечатлил, зато заинтересовал отряд непальских военных, проходивший мимо. Очень интересно, куда и зачем они шли. В полном вооружении и с большими рюкзаками. Тренировка какая, или у них развлекательный тур от непальской армии с осмотром водопада?
После водопада осталось и все более усилилось четкое ощущение того, что мы в тропиках. Зелень становилась кустистее, воздух жарче и насыщеннее. А воды Кали-Гандаки становились глубже и чернее.
Часа через 3 после старта в Марфе я спрыгнула на влажную землю Татопани. Такое впечатление, что я летела самолетом и приземлилась в другой стране, так велик контраст. Вокруг горы, но мягкие, округлые, покрытые зеленью. Снегов и острых вершин не видно. С нижних гор свисают сети лиан. Летают огромные бабочки, а птички наоборот – маленькие-маленькие. Но, в целом, можно и не смотреть по сторонам. Достаточно просто закрыть глаза и послушать или понюхать. Тропики в самом воздухе – более тяжелом, влажном, вкусном, наполненном ароматами множества ярких цветов, растущих повсюду. А из травы и с деревьев доносится стрекот, шорох, шелест сотен невидимых насекомых и птиц.
Деревушка Татопани располагается чуть вверх на гору от автобусной станции. Отмечаем про себя, что горячие источники в 5ти минутах влево, поднимаемся по тропинке вверх и оказываемся в огороде, а затем прямо в саду какого-то отеля. В огороде растут огурцы, лук, зелень. Дорожка, выложенная из плиток, вьется по морю травы меж деревьев. Сад выглядит свободным и слегка не ухоженным, что лишь придает ему очарование. Вспоминаю деревню у дедушки.
Несмотря на то, что мы прошлись по деревне в поисках альтернатив, остановились в итоге в этом отеле с огородом (вроде бы Дхаулагири хотел называется). Номера располагались в рассыпанных по саду домиках на 3 квартиры с отдельным входом. Внутри темновато и каменно, зато можно посидеть на крылечке с видом на сад, отдыхая душой. Я нюхала цветы под внимательным взглядом кур, копошащихся в траве, а муж пытался стрясти с деревьев редкие мандарины, когда нас позвали на обед. Как же я соскучичась по свежим овощам и сокам! Прекрасный соус, сделавший простые нарезанные овощи такими вкусными, я вспоминала еще долго, эх, жаль, не записала рецепт! Везде потом до отлета в Россию заказывала салат, надеясь повторить, но, видимо, соус был секретом только этого отеля.
Далее по плану горячие источники. Место облагорожено – платный вход, массаж, кафе, бассейны, туалет и раздевалки с запахом туалета. В бассейне плескались 4 французские старушки в слитных купальниках, 10 французов из нашего автобуса и часть их портеров. Портеры, конечно, в своем стиле. Если туристы в стильных шортах серьезно и вальяжно располагались вдоль бортиков, то непальцы — сама непосрдственность. Раздевались до трусов, брали мыло и сначала шли в баню. Долго намыливались, сидя на корточках, плескались, плевались и чесали уши как мартышки. Потом с веселым гиканьем они ринулись в бассейн с горячей водой и стали зависать попой вверх, соревнуясь, кто дольше продержится без воздуха. Причем портеры всех возрастов, и 18 и 40 лет. При появлении единственной девушки из компании французов, причем в раздельном купальнике, портеры притихли и распределились по углам в наблюдательных позициях. Посмотрев на это, я решила погрузиться в воду в тунике поверх купальника. Вечеринка у горячего бассейна набирала обороты, пиво потекло рекой, теперь уже и французы решили проверить свои легкие под водой. Ну, а у нас были свои планы – осмотр Татопани и окрестностей.
Татопани, как и большинство деревушек на треке, делится на туристическую и нетуристическую части. В первой мы не нашли ничего интересного в отличие от той же Марфы, где присутствует некая самобытность. Несколько неинтересных отелей, магазинов, но интересная витрина с тортиками. Да и нетуристическая часть, честно говоря, ничем не привлекла. За 15 минут мы обошли все и не по одному разу. Ну, если глаз и мозг не радуется, можно порадовать желудок. В Муктинате мы не сходили в знаменитый Боб Марли, решили сходить здесь, к его названному брату:) Боб Марли Татопанский, по всей видимости, ничем не похож на Муктинатского, является маленьким сарайчиком без стены, локального типа, с одним столом. Зато цены более чем радуют, а заказанные мо-мо оказались выше всяких похвал. А я уже и не верила, что на этом треке мне попадутся хорошие мо-мо. С нашим отелем у нас договоренность на 2 банкета, уже пообедав там, мы планировали еще ужин, а в Боб Марли решили обязательно вернуться для завтрака.
Подробных карт местности у нас не было, куда идти – не понятно. Поэтому мы потыркались туда-сюда вокруг, вверх на гору лезть не хотелось – уже приближались сумерки, пыльная дорога от автостанции вели в сторону Марфы, оттуда мы приехали, и мы решили пройтись единственным оставшимся из известных нам вариантом – дальше, за источники. Полюбовались на черную Кали. Посмотрели на урок вождения мото-байка на каком-то поле. И на этом закончили экскурсию, так как начался дождь.
В отеле прибавилось постояльцев. За стенкой поселился индийский дед, который очень обрадовался встрече с земляком, в соседний домик заселилась канадка. Девушка все еще приходила в себя от автобусного трипа и заверяла, что в автобус сядет теперь не скоро, а лучше дождется здесь своего идущего пешком попутчика и продолжит трек с ним. Она рассказала, каким красивым путем они пришли к Татопани, и я пожалела, что мы решили закончить трек в Марфе, а не продлили его еще на пару дней. Главное было разыскать дополнительные тропы, чтобы не идти в пыли. Наверняка они есть, к тому же не очень популярны, так как пешком здесь сейчас мало кто ходит. Ну что уж теперь, что есть, то есть.
К вечеру в последний оставшийся номер подтянулись, угадайте, кто? Ну, кончено же, чехи! Они ехали от Джомсома на джипе и, с их слов, это было тяжелее и страшнее автобуса. Тереза пошла в номер и упала без сил, и Дени пришлось одному бежать под дождем к горячим источникам. Дождь припустил в полную силу, и нам оставалось только сидеть на своем крылечке, устроив пикник из купленных бананов и тортов и наворованных в саду мандаринов, слушая шум воды. В 8 часов, покончив с вкуснейшим ужином, мы отправились от безделья спать. Но я еще долго не могла заснуть. Во-первых, меня почему-то пугал наш сосед-индус. Он постоянно расхаживал по общей терраске, и мне казалось, что он пытается подсматривать в окно. Во-вторых, в другое окно было видно кусок горы, покрытой джунглями, и несколько больших деревьев, из-за чего складывалось ощущение, что мы где-то в дикой местности, и не было чувства защищенности от отеля. Ну, и в третьих, это был последний день этой части путешествия. Завтра мы будем в Покхре, и начнется отдых. Ботинки можно будет спрятать надолго. Да и вообще все будет по-другому. И это очень и очень грустно.
Предыдущая часть: День 13. Море внутри. Тоскливая пыль серой цивилизации. Яблочное королевство Марфы.
Другие наши путешествия:
Самый лучший штат в Индии. Как меня покорила Керала. Часть 2. Атмосферный город Кочин. Форт Кочи — древнейшее поселение европейцев в Индии.
Когда мечты становятся явью! Путешествие по Яве. Часть 1. Джокарта.