Блог русской жены индийского мужа. Наша жизнь в Индии, России и путешествиях.

Аюрведа в 21-м веке. Как вылечить кашель, родить ребенка и помолодеть.

Многие считают Индию страной 3-го мира, слабо развитой страной, не современной, отсталой. Да, если говорить про европейскую цивилизацию, Индия, безусловно отстает. Она торопится, бежит, стремится во многом походить на Европу.  Это сложно. Другой климат, природные условия, менталитет, традиции. Добежать по совершенно другой дороге до той же точки, что и Европа не получается. Но, все-таки, на мой взгляд, Индия не страна 3-го мира. Она страна особого мира. Необычного, ни на что не похожего. Во многом она далеко впереди других стран, во многом обладает знаниями и достижениями, не подвластными другим цивилизациям.

Один из ярких примеров – это аюрведа или древнеиндийская медицина. Только с помощью натуральных продуктов и подходов, без химии и высоких технологий, индийским докторам удается добиваться потрясающих результатов. Богатейшие люди мира едут в Индию за помощью, когда никакое лечение не в состоянии помочь. Аюрведические клиники открыты в большинстве крупных городов мира. А запись в лучшие клиники Индии идет на год вперед.

О том, что такое аюрведа, есть множество книг и теорий. Я не изучала этот вопрос академически, и рассказываю о том, что у меня сложилось в результате общения с индийцами Центральной Индии – в основном, «пациентами» и «пользователями» аюрведы, ну и с несколькими врачами.

Как и во всем, в медицине Индийцы придерживаются не чисто прикладного подхода, но уходят чуть глубже – в духовную сферу, религию и философию. Аюрведа или «Древнеиндийская медицина» переводится как «знание жизни». Это не просто практический набор решений для лечения, но целая наука о здоровой и полноценной жизни. Система аюрведы является, взаимодополняюще, медицинской и философской. Она ориентирована на достижение каждым человеком гармонии и «непрерывного счастья». Человек в ней рассматривается как часть Вселенной, с которой он состоит в теснейшей взаимосвязи.

На практике индийская медицина выглядит как комплексная система, воздействующая на здоровье с разных сторон: с помощью лекарств, процедур, физических, дыхательных и медитационных практик, принципов питания и образа жизни. Аюрведическая терапия воздействует не на симптомы, а на причину заболевания, и таким образом способствует восстановлению нарушенных функций организма и общему укреплению физического, психического и духовного здоровья. Аюрведа считает, что большинство болезней психосоматичны. Возможно, индийцы в этом правы. Как-то же им удается добиться выздоровления там, где классическая медицина бессильна. Например, знакомые рассказывали про случаи излечения от рака на самой запущенной стадии.

Как система аюрведа сформировалась 2500 лет назад и является прообразом для многих современных медицинских практик. В Индии она признана на государственном и юридическом уровне. В Министерстве здравоохранения и благополучия семьи Индии даже был создан целый Департамент аюрведы, йоги, юнани, сиддхи и гомеопатии. Аюрведа считается обязательной частью программы любого медицинского вуза Индии. А с 1977 года Аюрведа признана Всемирной Организацией Здравоохранения в качестве эффективной альтернативной медицины.

Диагностируют больного в аюрведе по пульсу (древние индийские тексты – веды — различают около 600 его колебаний), языку, лицу, глазам, губам, ногтям. Лекарства индийскими традиционными врачами используются только лишь те, которые дает сама природа. Никакой химии.

Древнеиндийская медицина помогает и телу, и разуму, и душе. Индийцы считают, что она способна излечить абсолютно все, но есть и основные направления, ради которых и больные со всего мира любят обращаться именно к аюрведическим врачам.

  1. Депрессия, бессонница, беспокойство, отсутствие уверенности в себе, умственное напряжение, истерии, галлюцинации, сексуальные расстройства.
  2. Боли в суставах, ревматизм, остеоартрит.
  3. Кожные болезни, в том числе, связанные с нервами и психикой.
  4. Проблемы с лишним весом, кожей, волосами, ногтями.
  5. Болезни различных внутренних органов и систем.
  6. Женские проблемы и бесплодие.
  7. Заболевания горла, носа и ушей.
  8. Высокое кровяное давление.
  9. Высокий уровень холестерина.
  10. Сахарный диабет.
  11. Слабый иммунитет.

Согласно аюрведе, существуют пять компонентов, из которых состоит Вселенная и каждый из нас. Это вода, земля, воздух, огонь, эфир. А все люди делятся на 3 типа (доши):

Вата: воздух плюс эфир. Эти люди худые, очень подвижные, активные; часто страдают нервными заболеваниями.

Питта: огонь. Эти люди умные, обычно занимают руководящие должности; в основном страдают болезнями пищеварительного тракта.

Капха: вода плюс земля. Эти люди полные, малоподвижные, медленно соображают, но очень богатые, потому что в жизни никогда не рискуют.

Большинство людей представляет собой сочетаний 3-х этих типов в разных пропорциях.

Аюрведический врач определяет тип человека, дисбаланс в его дошах, основные проблемы и их

причины (кстати, зачастую, на первый взгляд вовсе не связанные с симптомами) и подбирает программу, включающую в себя терапевтическое воздействие с использованием пяти элементов. В виде натуральных лечебных препаратов, системы питания, упражнений и медитаций, массажей и других процедур.

Лечебные препараты занимают важнейшую роль в аюрведе. По мнению врачей, большинство материалов растительного, животного, и минерального происхождения имеют лекарственную ценность. Главное, правильно определить, как что использовать, с чем мешать и кому назначать. Индийские аюрведические препараты готовятся вручную по традиционным технологиями. В основу идут металлы, растения, компоненты животного происхождения и минералы Детали использования четко определены и регламентированны. Например, одно и то же растение, собранное в разных месяцах, используется в составе различных препаратов.

Индийские препараты представляют собой порошки, смеси, масла, таблетки, мази, добавки к еде, косметические средства. Какие-то из них готовятся только аюрведическим врачом, какие-то доступны на индийском медицинском рынке. Товары компаний Dabur, Patanjali, Himalaya, Biotique высоко ценятся индийскими врачами и населением – от богатых индийцев до крестьян.

Очень активно аюрведические врачи используют масла. Как внутрь, так и снаружи. С маслами есть огромное количество разных процедур. Куда только индийцы его не намазывают и наливают! Массаж аюрведическими маслами применяется для управления болезнями, вызванными Вата дошей. Терапия массажа может успокоить боль, расслабить жесткие мускулы и уменьшить опухоль, которая сопровождает артрит, вывести токсины.

Массаж известен и используется во всем мире. Но есть и чисто «индийские» процедуры, которые вряд ли можно встретить в другой культуре. Приведу несколько примеров, которые пользуются наибольшей популярностью среди индийцев.

Дхара (или Широдхара) — масла, молоко с лекарствами или настои из подвешенной чаши определенным образом льют на лоб. Используется при лечении хронических головных болей, бессонницы, умственного напряжения, истерии, галлюцинаций. Есть вариант, когда масло льется на  на все тело пациента – помогает при параличе, ревматизме.

Снехапанам – определенное время, дней 8-12, пациент принимает масло гхи с лекарствами, во всевозрастающем количестве. Помогает при остеоартритах, лейкемии и других болезнях.

Ньяваракижи (Njavar а kkizhi) – мешочки с целебными препаратами помещают в горячее масло и быстро массируют ими пациента. Говорят, это помогает при разных типах ревматизма, болях в суставах, истощении, высоком кровяном давлении, высоком уровни холестерина и некоторых видах кожных заболеваний. Но что там болезни! Я пробовала на себе – какое же это удовольствие! И массаж и расслабление и согревание – все в одном флаконе. А запах какой от кипящего масла гхи и трав из мешочка!

Удвартханам – эта процедура известна как «порошковый массаж» и весьма эффективна при ожирении, хемиплегии, параличе, кожных болезнях, проблемах с циркуляцией и др. Что в составе, я так и не поняла, какой-то набор сушеных измельченных трав и специй.

Bасти (Vasthi) – применяется при сухости в носу, рту и горле, сильных головных болях, параличах лица. Вокруг головы крепится каркас с дыркой сверху, и в него наливаются теплые масла с травами. Сидишь как в короне, только бы масло не разлить.

Виречана насьям  — очищение носа с помощью лечебных масел, гхи, отваров, травяных соков и так далее. Насьям помогает при хронических головных болях, заболеваниях горла, насморке, эпилепсии и нескольких видах кожных заболеваний. На себе пробовала при простуде – действительно потрясающий эффект!

Ну, а самое интересное, известное и популярное – это Панчакарма. Целый комплексный многодневный план лечения с целью очищения, «ремонта» и омоложения организма. Многие индийцы – столичные современные дамы и мужчины – приезжают именно с целью омолодиться. Мужчин, кстати, больше чем дам. Очень уж индийцы пекутся о своей красоте и молодости. Продолжительный курс Панчакармы в сочетании со специальной диетой может помочь помолодеть лет на 10! И это не магия, это действительно так. Я видела такие примеры. По крайней мере, внешне изменения очень даже!

Панчакарма эффективна при лечении ожирения, псориаза, последствий стресса и перенапряжения, аллергических заболеваний с кожными проявлениями; мигрени, мышечной дистрофии; сахарного диабета; остеохондроза, болезней ЖКТ и многих других. Кто ничем не болеет – проходит, чтобы чуть похудеть, подтянуться, чтобы кожа засияла, волосы заблестели, ногти окрепли. Препараты для внутреннего и наружного применения подбираются аюрведическим врачом в соответствии с природой заболевания, дошей пациента и степенью сопротивляемости или загрязненности организма. Последовательность процедур и длительность курса индивидуальны. Чаще всего, Панчакарма длится 10-21 день. Клиники, которые зарабатывают на иностранных туристах, говорят о том, что меньше 21-го дня проходить Панчакарму не эффективно. А вот местные аюрведические врачи, работающие с простыми индийцами, уверены в том, что могут быть и 3-х дневные программы.

К основе панчакармы относятся масляные массажи и процедуры, прием масла внутрь, диетическое питание, применение травяных лекарств внутрь, приемы повышения потоотделения, кровопускание и другие специальные аюрведические процедуры.

Йога-терапия также входит в состав аюрведы. Мне попадались случаи, когда пришедшему на прием индийцу доктор вместо назначения лекарств (которые доктора в Индии часто сами готовят и продают) говорил: «Вам, товарищ, только йога поможет» — и отправлял домой. Если не говорить про философскую, моральную и религиозную стороны, про которые я писала ранее, именно в аюрведе йога — это система оздоровления, основанная на методах  осознанного пробуждения  сил самого организма. Через давление на органы, приток к ним крови, наблюдение и влияние «мыслью» на разные части тела. Йога помогает сохранению эмоционального равновесия, тренирует способность к длительному сосредоточению, развивает осознание внутреннего ощущения равновесия, что дает человеку возможность творчески изменить свою личность, в полной мере задействовать  свои  резервы и силы, собственной  волей добиться полного умственного, эмоционального и физического исцеления. Йога-терапия эффективна при снижении массы тела, при болезнях и нарушениях опорно-двигательного аппарата, дыхательной, пищеварительной, нервной систем.

Не меньше, чем таблетки, в аюрведическом лечении важна медитация – состояние внутреннего сосредоточения. Медитация помогает  человеку отвлечься от того, что нужно «делать», и почувствовать, каково это – просто «быть», что способствует пониманию окружающей действительности и своей истинной сущности. Многие люди далеки от такого подхода, особенно это касается чрезвычайно занятых людей, которые постоянно сосредоточены на предстоящих делах. А у индийцев медитировать выходит очень просто. У них медитация просто в крови. Только дай повод посидеть и оставить дела и мысли о них. Медитация может применяться при комплексном лечении нервных и психических проблем, депрессий, бессонницы, соматических болезней или стать просто ежедневной практикой, способствующей расслаблению и снятию стресса.

Самое неизведанное, непонятное, заманчивое и неправильно интерпретируемое иностранцами направление – это Тантра. Иностранцам при виде этого слова представляются какие-то оргии, желательно, в древних индуистских храмах (в которых, кстати, любые контакты между мужчиной и женщиной индийцами воспринимаются как оскорбление, святотатство или, как минимум, невоспитанность). Тантра — это система, включающая в себя йогу, философию и религию. На деле она выглядит как набор телесных и психических практик, способствующих высокой осознанности человека и ведущих к расширению восприятия себя и реальности. На занятиях тантрой, с помощью тантрических дыхательных техник, йогических практик (определенных асан) и медитаций ведется работа с энергетическими каналами (нади) и энергетическими центрами (чакры). Особое внимание уделяется сердечному центру (анахата-чакра), сексуальной энергии и взаимодействию мужского и женского начала (Шива-Шакти), как в одном человеке, так и в паре, именно поэтому в тантре много парных техник. Вот откуда ветер дует.

Как я уже упоминала, лечение в Индии обычно проходит комплексно. Даже когда мы с мужем покупаем простейшие лекарства в кхаджурахских аптеках, знающий нас продавец обязательно дает пару бесплатных советов к тому или иному лекарству. Спать побольше. Поесть сладкого (часто именно это очень важно в жарком, обезвоживающем климате Индии), при простуде – не есть бананов и риса – они «холодят» ?? И так далее. Правильное питание – одна из важнейших составляющих аюрведического лечения. Без него результат от практик может значительно снижаться или отсутствовать вовсе.

Аюрведа учит: что нужно есть, когда нужно есть, как и в каких условиях нужно есть, как сочетать продукты, как и зачем использовать специи и другие компоненты, как питаться в определенных ситуациях, при конкретных заболеваниях. Практически все аюрведические диеты – вегетарианские. В основе подбора питания снова лежит уже не безызвестная нам конституция человека –доша. Кому-то, например, с учетом доши не рекомендуется есть пряное и острое. Не смотря на то, что это без этого индийская еда совсем не та. Еще одна интересная особенность аюрведы – представление о шести вкусах: сладком, соленом, горьком, остром, вяжущем и кислом. Каждый день у человека в питании должны присутствовать все шесть вкусов. Причем с определенными условиями. Это создает сбалансированное питание.

Все советы, рецепты и подходы, которые предлагались лично мне или просто попадали в поле зрения, вызывают понимание и доверие. Не смотря на некий эзотерический налет, в аюрведических подходах можно отследить связи с научными фактами, стройность подходов, логику и здравый смысл. Но есть и сферы, в которые мой мозг не смог проникнуть, а пока мозг не разложил для себя логику и не принял – довериться не могу. Речь идет и религиозно-обрядной части лечения. Индуистские жрецы принимают поток пациентов еще более широкий, чем аюрведические врачи. С любыми болезнями. Все получают примерно одинаковое лечение. Стандартная церемония-пуджа, а иногда и несколько – в зависимости от серьезности проблемы, паломничество к определенным «святым» местам в индуизме, посты и ношение внутри амулетов священных текстов мантр, начитанных жрецами. И примерно половина успешно вылечивается! Самые яркие случаи с удовольствие рассказываются индийцами и быстро расходятся по всей Индии. Конечно, это вопрос веры и крепости здоровья. У меня, например, пока цитромон не выпью, ни за что голова не пройдет – только сильнее и сильнее будет болеть. Понимаю, что это все мой мозг – а поделать ничего не могу. Так и индийцы. Они верят в помощь богов и жрецов без всяких сомнений. Не хотят даже задумываться или обсуждать эту тему. «Ты просто верь и прими» — говорят они. В копилке любимых историй моих знакомых индийцев: исцеление слепоты, многочисленные случаи укрепления и выживания очень слабых младенцев, серьезные кожные болезни, прошедшие после серии пудж. А на вершине – забеременевшие бесплодные женщины, которые посетили одно из «специальных» мест – святынь индуизма, где таким просительницам нужно помолиться, выпить воды или окунуться. В моем штате, Мадхья Прадеш, есть несколько храмов, абсолютно не туристических, известных всем индийцам. В эти храмы каждый месяц приезжают женщины, мечтающие о детях. И со слов индийцев, все завершается счастливым исходом. Пару раз я намекнула, что, может быть, 9 лет напрасных ожиданий были связаны с проблемой в муже, и в истории просто прорисовался след рогов. Индийцы на это только удивленно округляют глаза и качают головами. В их представлении, все-таки поступила помощь от священной воды.

Еще об Индии:

Праведные индийцы и вредные привычки. Чикен-карри, алкоголь, сигареты.

Индия туристическая. Ехать ли? Ехать.

Шоу национальных индийских танцев в Кхаджурахо. Фотопост.

 

%d такие блоггеры, как: