Муктинат – священная долина на территории Нижнего Мустанга. Она уютно расположилась с западной стороны от перевала Торонг Ла, укрывая природное чудо – единение пяти стихий в одном месте. Горящий камень, горящая земля и подземные источники предстают перед глазами буддийских и вишнаитских паломников, а также треккеров, спускающихся с перевала или приходящих с другой стороны, от Джомсома.
Люди тянулись сюда издавна. Великий Гуру Падмасамбхава медитировал здесь по дороге в Тибет, глядя на вырывающиеся из-под земли языки пламени и слушая журчание подземных источников. Позже буддисты назвали Муктинат местом ста вод, и считают, что здесь обитают богини Дакини, приносящие исцеление и благополучие. Когда умерла жена Шивы – Сати, богу Вишну пришлось разбить ее тело на 51 частицу, которые разлетелись по свету. Места, куда упали эти кусочки, называются Шакти Питхами. Муктинат – одно из таких мест. А еще в русле реки Кали Гаднаки находят камни-шалиграмы, считающиеся воплощением самого Вишну. Далее. Существует 108 главных храмов Вишну, 106 из них – в царстве людей. Паломники-вишнуиты стараются посетить все 106 мест, в том числе, добраться до Муктината, и получить освобождение. Среди них очень много паломников с юга Индии, для которых посещение Гималаев и нахождение в холоде на высоте в 4000 метров – серьезное испытание. Но они приходят, приезжают и прилетают, так как, плюс ко всему прочему, главный храм Муктината – Дхола Мебар Гомпа — является одним из 8 главнейших мест индуизма. Помимо основного храма, в Муктинате имеется довольно большое количество дополнительных храмов и буддийских монастырей. Информации и легенд очень много. Они путаны и сложны для непривыкшего западного восприятия. Сюда и привели нас наши стопы. Предстояло проверить – что же это за место такое святое.
В воздухе витала святость и перспектива очищения, но на земле клубилась пыль, по дорогам гоняло непривычно и неприлично большое количество байков. Вокруг шла стройка. Торговки шир-потребными платками по-актерски демонстративно ткали что-то на станках возле своих магазинов. Мы стояли на центральной улице Ранипаувы – столицы долины Муктинат. Впариватели бус не давали сконцентрироваться на выборе отеля, а несколько ребят одарили меня томными взглядами. Мы поняли, что впереди будет еще много чего интересного, но настоящий, свободный треккинг позади. Цивилизация возвращается. Но в том, что эта долина — место особое и очень сильное, у меня сомнений не возникало.
Все минусы, в принципе, были не важны. Мы заселились в первый отель, на который упал взгляд, приняли душ и через 15 минут уже спешили к сердцу Муктината – храмовой территории. Природа выглядела по-мартовски, но было очень тепло. Мы с удовольствием одели легкую одежду и оставили в номере надоевшие треккинговые ботинки. Манящие мужские взгляды натолкнули на мысль, что пора обозначить статус индийской жены красной краской на проборе и бинди между бровей. Легкие, чистые и нарядные, мы вступили на храмовую территорию. Первыми эмоциями были восторг и восхищение окружающей красотой. Весенняя просыпающая природа сочеталась с летним теплом. Коричневые голые ветки деревьев ничуть не портили картины. Из-за них было даже удобнее рассматривать окружающие горы, проглядывающиеся храмики, флажки и другую атрибутику. По ступеням спешили индуистские паломники. Буддисты крутили барабаны. Весело журчали ручейки. Мы не стали сходить с основной дороги и устремились прямо к Дхола Мебар Гомпе.
Главный храм небольшой и красивый. На стене вокруг него расположены 108 каменных источников, из которых льется вода. Мы не решились последовать примеру очищающихся паломников и пройтись под этими струями. Довольствовались тем, что намочили руки и лицо. Для тех, кто предпочитает душу ванную — рядом с храмом созданы 2 каменных бассейна. Самые верующие и закаленные плавают там. Зайдя в темную сутолоку храма, поболтавшись там с несущей толпой, ничего толком не увидев и не запомнив, я выбралась на улицу, на лавку. Нет, все-таки для духовных целей нужны полупустые места. Оттоптанные ноги, суета, толкание животов индийских матрон в сари и просыпанный на мою одежду вареный рис не страшны. Но вот постоянные шум, гомон, движение в разные стороны отвлекают и не дают проникнуться атмосферой места.
На лавочке возле храма гораздо спокойнее и приятнее. Сидящий рядом с нами старик, приехавший из Тамилнаду, очень интересуется мной и после нескольких поглядываний и суеты решается завязать беседу. Узнав, что я из России и замужем за индийцем, он очень радуется. Начинает рассказывать про Сталина, Ленина, Брежнева, Путина. Про дружбу Индии и России. И бесконечно повторяет, что это просто замечательно, что мы приехали в это место, это очень правильно, здорово и хорошо. Для меня, для него, для дружбы Индии и России и вообще для всех!
К храму приходят Фродо и Сэм. Мы уже расплатились и поблагодарили ребят, как только наши вещи оказались в номере. Была мысль продолжить путь с ними, но они обещали мамам вернуться завтра, да и мы понимали, что теперь идти будет легко, холод и высота кончились, и вполне можно обойтись без портера. У бассейна состоялось финальное прощание, и наше братство навсегда распалось. Я пожелала Сэму стать хорошим гидом, а Фродо – знаменитым пицц-мейстером.
На выходе с храмовой территории в очередной раз удивляюсь наглости бездельников, называющих себя садху. Настоящие садху просты и скромны. А эти разрисованные и разряженные жулики, обитающие у каждого значимого индуистского места, не только живут паразитирующей жизнью, вытягивая деньги из доверчивых туристов и наивных деревенских паломников, но и бывают откровенно опасны. Нередки случаи, когда садху накуривают или опаивают ищущих просветления туристов и обворовывают их. Муж запрещает мне разговаривать с ними и даже подходить. Он верит, что они все-таки обладают супер-силой и способны навести порчу. Не знаю насчет порчи, но увидев, как садху, не получив ни рупий ни долларов, вырвал у бестолкового туриста дорогущую камеру из рук и стал орать, что если он найдет там хоть одно свое фото, он разобьет ее о камни. Вот так довели святого человека. Сидел себе, медитировал в отказе от мирского, готовясь к переходу на следующую ступень, параллельно травя шутки с сидящими рядом «садху», поправляя макияж и подвигая трезубцем к проходящим мимо поближе тарелку для небольших пожертвований во имя бога, а тут такой наглец! Сфоткал его зуммом издалека, не заплатив ни Вишну ни Будде!
Я уже давно мечтала посмотреть на настоящий буддийски монастырь. Но все, встречаемое раннее, не соответствовало картинам в мозгу, созданным на основе увиденного в кино. Хотелось гор, каменных стен и внутреннего двора, стройных рядов монахов, неспешно идущих на церемонию, ударов гонга и маленьких шустрых мальчишек-учеников. Я была уверена, что в Муктинате найду то, что ищу. Но, видимо, тот день еще не настал. Монастырь в Ранипауве оказался закрытым зданием, окруженным совсем небольшой пустой территорией. На двери висел замок. Мы прошлись по пустому двору, прокрутили вокруг здания барабаны, поглядели на одинокое деревце и отправились искать монашескую жизнь в других местах. Обнаружили монастырь, предполагаю, что женский. Выглядит уютно, как православный монастырь. Огородики какие-то, одежда сушится, много дверей в комнатки. Народу – никого. Не знаю, почему, но зайти туда мы не решились. Было не до конца понятно, можно ли, удобно ли. Посмотрели на освещенную солнцем уютную территорию издалека и удалились. Еще один монастырь располагался довольно далеко. Блуждали мы вокруг Ранипаувы долго. Дух все еще рвался к высокому, но бренное тело устало и хотело есть.
Прочитав первый отзыв о муктинатском ресторане Боб Марли, я сразу решила – мне туда. Однако менеджер нашего гестхауса думал иначе. Этот юркий, маленький обладатель бегающих глазок не понравился мне сразу. Если бы гест ходила выбирать я, а не муж, я бы не остановилась у этого проныры. Но муж почему-то не чувствует таких скользких типов, всегда удивляется и говорит, что я надумываю, поэтому я промолчала, и мы заселились в этот отель. Менеджер 5 раз повторил, что нигде ни в коем случае есть нельзя, только у него! В принципе, везде действовали примерно такие правила, но мне даже не приходило в голову, что если я что-то где-то вдруг съем, будет скандал. Люди всегда были позитивны и неконфликтны. Никто не повторял второй раз. А этот не только сказал несколько раз, но и показал нам большое объявление в коридоре, говорящее о том, что если постояльцы осмелятся съесть что-нибудь не в его прекраснейшем ресторане, то будут платить 1000 рупий. Менеджер так следил за нами своими звериными глазками, когда мы вышли на улицу, что я не решилась не только поесть в Бобе Марли, но даже попытаться его найти!
Уже давно мы прошли путь от Торонг Ла, осмотрели Муктинат, Ранипауву и окрестности, а усталые треккеры медленно продолжали брести со стороны перевала. Вот наконец и наши чехи, вместе со взрослыми чехами и их доктором. У них забронирован номер в Бобе Марли. В наш отель заруливают развеселые поляки и большая француженка с черненькой девушкой, еле перенесшей этот перевал. Девушка по прежнему выглядит плохо, женщина договаривается о джипе, чтобы завтра двигать в Джомсом. Для многих путешественников трек здесь уже заканчивается. Продолжаем пеший путь мы, американка, чехи, канадцы, английские лорды и датчане.
Проторчав 10 минут на дороге, съежившись под острым взглядом Менеджера, мы со вздохом возвращаемся в свой гест. Гест нравится мне все меньше. В первую очередь, людьми. Какие-то они наглые и неприятные, хотя ни в чем сильно конкретном это не выражается. Но говорят как-то не так, смотрят неприятно. Может быть, на фоне горных жителей так кажется? В полупустой грязноватой столовой пахнет газом. Поляки затарились пивом, и им все нипочем. Незнакомая русская пара опасливо листает меню. Быстро заглатываем ужин, кстати, вполне вкусный, и отправляемся в комнату. Сегодня у нас тепло, чистая постель, горячая вода в своем душе и 2 окна. И это не может не нравиться!
Предыдущая глава: День одиннадцатый, часть 1. Молодильные яблоки. Снег и русская кровь. Достучаться до небес.
Следующая глава: День 12. Снова вдвоем, снова в пути. Тихая грусть Джонга. Сирийские мотивы. Нереальная Кали Гаднаки. В поисках секретов Кагбени.
О других наших путешествиях:
Как получить удовольствие и улучшить свою карму. Санчи, древнейшая ступа Индии.