Ганеша (Ганеш, Ганпати) – один из самых очаровательных индийских богов. Толстый улыбающийся человечек с головой слона. В его День Рождения в Индии проходит красочный 10-ти-дневный фестиваль.
Ганеша — сын верховных богов индуистского пантеона, Шивы и Парвати. По преданию, Шива вернулся домой, на священную гору Кайлаш, после долгого отсутствия. Парвати отдыхала в покоях. Ганеша охранял вход, не впуская внутрь никого. Шива, не узнав сына, в присупе ярости отрубил ему голову. Горю Парвати не было предела, и отцу пришлось пришить сыну голову первого встречного живого существа, которым оказался слон. Но Парвати продолжала плакать: теперь ее сын не красив, и никто не захочет ему молиться. Тогда все боги сказали: «каждый, кто хочет обратиться к нам, сначала должен обратиться к Ганеше, кроме как через него, ничьи молитвы не дойдут до нас». С тех пор, в храмах Ганеша всегда стоит первым. При молитве индусы также обращаются сначала к нему, а потом уже к остальным богам.
Большая голова говорит о мудрости, маленькие глазки – о сосредоточенности и созерцательности, большой живот – о добродушии. У Ганеши всего один бивень. По этому поводу существуют разные версии. Например, такая: когда Ганеша писал священные тексты Махабхараты, у него сломалось перо; чтобы не упустить ни слова, человеко-слон быстро отломал бивень, обмакнул его в чернила и продолжил работу. По другой версии, бог убил бивнем демона, который после превратился в крысу – ездовое животное Ганеши.
Ганеша — очень добрый, всегда улыбающийся бог. Помимо мудрости, он отвечает за изобилие (богатство) и благополучие. Перед любым важным делом, путешествием или для удачи в бизнесе индусы поклоняются Ганеше. Своим хоботом он сметает все препятствия на пути к благополучию. С Ганешей легко установить связь, стоит лишь подумать о нем. Индусы обычно не используют слово Ганеш(а). Они называют бога Ганпати, то есть владыка ганов — воинов Шивы.
День Рождения Ганеши или фестиваль Ганпати Чатуртхи лихо отмечается всей Индией целых 10 дней. Скульпторы-художники или простые люди изготовляют статуи бога. В них Ганеша вселяется на время фестиваля. Перед статуями совершаются ритуальные церемонии, поются песни, читаются священные тексты. Каждый день богу предлагаются угощения. Особенно он любит красные цветы, всякие сладости – шарики ладду, например. Ну и кокосы, как и все боги. На 10-й день статуи опускаются в воду, чтобы бог мог вернуться к себе домой. Эту церемонию называют Бисерджан.
Серьезнее всего к фестивалю подходят в Махараштре. Огромные статуи опускаются в воду, в том числе, подъемными кранами. У нас в Кхаджурахо, все попроще, но не менее красиво и весело, а возможно, и более душевно.
В первый день Ганпати Чатуртхи (четвертый день прибывающей луны индийского месяца Бхадра) самые активные индусы Кхаджурахо поставили дома или на улице статую Ганеши. Чаще всего, сделанную собственными руками из глины и творчески разукрашенную. Ганеша может быть совсем маленьким или огромным. Иногда несколько домов кооперируются и ставят одну статую на общину. Там, где 10 дней стоит Ганеш, должна соблюдаться чистота. В этом доме не должны есть мясо, пить и Маленькому богу предлагаются украшения, цветы, священный огонь и всяческие подношения. В вечер рождения Ганеши нельзя смотреть на луну. Ведь когда-то Луна смеялась над Ганешей и обидела его :)
Все 10 дней можно рассматривать маленьких Ганешей, прогуливаясь по Кхаджурахо. Рано утром и по вечерам домики бога открываются для посетителей и украшаются огнями и гирляндами с фонариками.
Дети – в восторге.
На 9-й день мы решили посетить пуджу и отправились в дом одного из друзей. Ганеше была отведена целая комната.
Во дворе под навесом горел очаг.
Взрослые сидели по кругу и под руководством жреца кидали в огонь подношения. Дети просто носились вокруг. Мне нравятся индусы своим гибким отношением. По их мнению, религия не должна сопровождаться показным занудным богочестием и тоской зеленой.
Жрец долго пел в микрофон, читал молитвы и всячески колдовал над огнем. Мне больше всего нравится, когда в церемонии красивым голосом поют свААхаа, потом кидают горсть подношений в огонь и так раз за разом, через равные промежутки. Прямо хочется впасть в транс, только не умею.
Ганеша помещается на разукрашенную машину, рикшу или даже трактор.
Туда же запрыгивают дети, иногда взрослые и даже собаки. Конечно же, бог выезжает только вместе с подношениями и лакомствами. В повозку обязательно также размещается и целый таз с просадом – освященным угощением, которое раздается всем желающим.
В Кхаджурахо движение началось после обеда. Повозки медленно покатили от домов. За ними обязательно следовала машина с огромными колонками либо оркестр с живой музыкой.
Женщины гордо шли рядом с Ганешей. К нему то и дело подходили люди – прикоснуться, получить тикку на лоб и горсть сладкого просада.
Дети уходили довольные, с полными горстями угощения.
Мальчишки стекались со всех окрестных домов.
Ближе к вечеру веселье стало набирать обороты. Музыку вывернули на полную.
Первыми в пляс пустились дети.
Вскоре и женщины не выдержали.
Откуда-то появились тазы с цветным порошком. Им начали мазать и обсыпать друг друга.
Мы были приглашены на процессию семьи Баблу, хозяина гестхауса на природе, в котором сейчас живем, поэтому направились к нему. Ганеша ждал во дворе, а возле него полыхал огонь.
Статую слепила и украсила дочка Баблу.
Эта семья — вообще умельцы на все руки. Вот этот мини-храм они тоже сделали сами.
Обезьянка Баблу тоже праздновала.
Она очень жадничала, боясь, что я отниму у нее огурец. Да и вообще, шипела, клацала зубами и махала лапой как кошка на всех, кто к ней приближался. Малышка подпускает к себе только 2-х людей – самого Баблу и его отца. К ним она ластится, катается на спине, обнимает за ногу всеми лапами и виснет, чтобы не уходили. Маленькой обезьянке было всего пару недель, когда ее маму сбила машина. Отец Баблу подобрал ее и оставил у себя. Так и живет уже почти год.
Когда от последнего церемониального огня остался лишь пепел и дым, Ганешу погрузили на деревянную телегу. Рядом разместились дети, вокруг выстроился оркестр, и мы двинули.
Вскоре, не смотря на все мои попытки уберечься, я тоже оказалась в центре праздника.
Когда мое лицо, одежда и фотоаппарат оказались равномерно присыпаны цветными порошками, а сладости уже не лезли в рот, меня заставили танцевать. Убедившись, что танцор из бледнолицей никудышный, меня оставили в покое и докатили, наконец, до реки Дулхадев.
С нашим красавцем Ганешей предстояло прощаться. Его разместили возле Шива-лингама, в последний раз угостили подношениями, спели ему песню, позвенели колокольчиком, окурили благовонием и понесли к воде.
К воде главный организатор процессии несет статую на голове.
Хорошенько искупав Ганешу, Баблу отдал его реке. Теперь бог вернется через год.
Вечером мы прошлись с еще одной процессией, не такой душевной, но более отвязной. К нам с мужем присоединились Юля и Женя – гости из России.
Несли того самого Ганешу, пуджу которому мы посещали на 9-й день. Здесь собралась вся уличная молодежь. Женщины скромно шли за богом, а парни лихо плясали позади огромных колонок, катившихся на грузовике. Через 5 минут мы с Юлей оглохли. Женя, по-моему, вообще был в шоке. А мужу и остальным индийцам хоть бы что – они плясали прямо под колонками. Таких диких плясок я еще не видела. Даже в Индии. Вскоре все оказались покрытыми желтым порошком, потом облились водой, обсыпались искусственным снегом. Казалось бы, хватит, но в дело пошла кока-кола. Ее взбалтывали и поливали толпу пеной. Мы с Юлей держались в стороне от всеобщего хаоса и старались спастись от желтого порошка. Одна маленькая девочка долго выслеживала нас с полной ладошкой, не решаясь подойти. Потом все-таки намазала нам лица и успокоилась. Фотоаппарат я предусмотрительно не взяла, поэтому на память осталось лишь несколько фото с Юлиного телефона.
Пару километров мы шли больше 3-х часов, постоянно останавливаясь и угощая всех просадом. Уже около 12ти ночи Ганеша погрузился в воды озера Нарола.
Еще интересное в блоге: