На севере Индии, в штате Химачал прадеш, на высоте 1700 метров, расположен небольшой гималайский город — Дарамсала. А чуть далее, по серпантину вверх и вверх — поселок Маклеод-Гандж или Верхняя Дарамсала. Гималаи везде прекрасны и посещаемы туристами. Но популярность Дарамсалы просто зашкаливает. Тысячи человек ежегодно приезжают сюда. Буддисты из Тайланда, студенты из США, путешественники из Европы, любопытные индийцы. Все эти люди стремятся сюда, чтобы познакомиться с окутанной тайной и ситуацией конфликта с Китаем культурой Тибета.
Почему Далай-Лама и правительство Тибета находится в изгнании, в Индии?
Не буду вдаваться в политику, но вкратце:
Факт: в прошлом веке Китай ввел войска в Тибет.
Мнения:
Китайцы: это исторически наша территория, мы хотим более плотно ее контролировать и установить порядки по аналогии с другими своими областями.
Тибетцы: мы самостоятельное государство, к Китаю никакого отношения не имеем и не имели.
Итог: китайское правительство все-таки плотно обосновалось в Тибете и контролирует его и по сей день.
Где здесь правда, не знаю. Был ли Тибет самостоятельным государством, или просто одной из областей Китая, но со своей, уникальной культурой? Известно только, что культурные и религиозные права и свободы коренных жителей ущемлялись во времена всеобщей уравниловки и фанатичной «культурной революции», которая натворила кошмару не только в Тибете, но и по всему Китаю. Сегодня много говорят про «свободный Тибет» и китайских захватчиков. Но вот, например, статья с противоположной позицией, довольно интересная: http://scepsis.net/library/id_2355.html
Сейчас конфликт и взаимные обиды уже настолько глубоки, что не понятно, что может примерить китайцев и тибетцев друг с другом. Правитель Тибета, духовный наставник его жителей, воплощение Будды для них, Далай-Лама, объявлен бунтарем. Он был вынужден бежать от китайского правительства, покинуть родную страну и перебраться в Индию. За ним потянулись другие тибетцы. Тянутся они и до сих пор.
Из тех, кто бежал от китайского правительства через горы, выживали не все. Многие доходили инвалидами. Люди отмораживали конечности, умирали от холода и голода. Добравшиеся тибетцы долго осваивались в Индии. Задыхались от жары в южных районах, сотнями погибали на строительстве горных дорог в Гималаях. Несмотря на все невзгоды, беглецы во главе с Далай-Ламой уделяли огромное внимание сохранению своей культуры, истории, традиций. С помощью индийского правительства Далай-Лама открывал тибетские школы, культурные центры, монастыри. Тибетцам нужно было выживать в новой стране, и с целью заработка они сосредоточились на производстве того, в чем сильны и уникальны. Тибетская медицина, ткани, одежда, одеяла, художественные предметы, блюда тибетской кухни и многое другое идет просто на расхват.
По просьбе Далай-Ламы, ему и его последователям была выделена территория, более подходящая по природным условиям, нежели жаркие равнины центральной Индии. Область в Гималаях.
Так и появилась Дарамсала.
Сегодня Дарамсалу называют столицей тибетского правительства в изгнании. Здесь располагаются административные здания, зимняя и летняя резиденции Далай-Ламы, монастыри, школы, библиотеки. И, конечно, проживает значительная часть индийских тибетцев. Буддисты со всего мира тянутся к своему Гуру, а западные туристы и искатели, как всегда, тянутся к таинственному и необычному. Помимо информации, которую можно получить в библиотеке, музее и прочих просветительских местах, Далай-Лама с удовольствием лично проводит лекции и дает аудиенции. Да и помимо него в этих краях полно учителей, наставников, лже-учителей, лже-наставников, целителей и предсказателей. Многие иностранцы занимаются в Дарамсале йогой, медитацией. Живут при ашрамах, монастырях и школах. Волонтерствуют. Ну или просто рассматривают необычные наряды тибетцев или дебаты монахов, заедая это вкуснейшей едой тибетской кухни. В этих местах на культуру и историю Тибета сделан столь яркий акцент, что природные красоты однозначно уходят на второй план. И она стоит того, эта культура и история. Очень увлекательно и необычно.
*****
Солнечным июньским утром мы, попрощавшись с Вашиштом, медленно въехали на автобусе в Маклеод-Ганджа. Дорога плотно утыкана военными постами, а вдоль нее размещен целый военный гарнизон. Защита от китайцев? Большому неповоротливому автобусу довольно непросто преодолеть такой путь. Узкая резкая серпантинная дорога заполнена машинами. Здесь вечная пробка из гостей. Потратив целый час на преодоление последних пятисот метров, мы, наконец-то, выбрасываем рюкзаки на знакомую дорогу. Приехали.
3 года и 3 месяца назад мы уже посещали Маклеод-Гандж и даже ездили в Норбулинку – летнюю резиденцию Далай ламы — на его открытую лекцию. Здесь все особенное, совершенно не похожее на остальные места Индии. Буквально несколько километров назад ты был в Индии и четко знал это. И вдруг как-будто пересек границу. В улицах, домах, деревьях, лицах – во всем присутствует легкое ощущение Тибета, буддизма, волшебства.
Возвращаться снова всегда вдвойне приятнее, чем приезжать в новое место. На знакомых улицах все так же многолюдно.
Монахи и монахини в бардовых одеждах сидят в ресторанах или копаются в своих ай-падах. Почему-то это всегда вызывает у меня удивление. Кажется, что монах должен быть аскетом-отшельником, питающимся рисом и имеющим максимум мобилу с выпуклыми кнопками.
Тибетские женщины в интересных фартуках куда-то спешат. Бабушки продают одеяла из шерсти яка. (Не знаю, купила я такое в прошлый раз, скаталось моментально.) В воздухе пахнет тибетскими пельмешками – мо-мо.
Мое самое любимое место в Маклеод-Гандже – буддистский храм в центре. Он весь такой китайский! Весь такой яркий – красно-золотой! Десятки разноцветных лампочек горят. Старый дед крутит буддистские барабаны – мани-волл. Фотографии Далай Ламы обязательно. Атмосферно, в общем.
На улицах Маклеода так и хочется вовлечься в небольшой шоппинг. Купить камней, тибетских крупных бус, платок, пучок трав или связку личи.
В одном из магазинчиков мы закупились буддистскими флажками и свитками с изречениями Далай Ламы. Еще я влюбилась там в куклу, но она оказалась непомерно дорогой.
Монахи постоянно спешили. Совершенно не удавалось сделать хорошее фото.
Больше всего меня привлекают тибетские женщины. Своими костюмами, лицами, украшениями. Смешные бабушки любят носить вместе с длинными платьями объемные кроссы и рюкзачки за плечами.
По вечерам народ любит сидеть на лавочках недалеко от автостанции. Здесь дешевая уличная еда и прекрасный вид на горы.
На маленькой уютной улице мы обнаружили нашу любимую кафешку. Все еще стоит.
Mama’s kitchen. Здесь всего 3 стола и меню на одну страницу. Но все очень тибетское и очень вкусное.
А вот еще одно наше любимое кафе.
Вокруг Маклеода находится большое количество монастырей и других интересных буддистских объектов. Например, центр медитации на дороге в Багсу.
Мы обязательно посетим их в следующий приезд в Дарамсалу. А он будет. Это уж точно. В этот краткий приезд ограничились лишь посещением комплекса Цуглагкханг, включающего в себя резиденцию Далай Ламы и неожиданным, но весьма радостным посещением одного из главнейших праздников для буддистов и тибетцев.
О других наших путешествиях:
Когда мечты становятся явью! Часть 2. Атмосферная и гостеприимная Джокьякарта. Увидеть Боробудур.
[…] по улицам Маклеод-Ганджа, или Верхней Дарамсалы, можно встретить множество красивых и интересных […]
[…] столицу тибетского правительства в изгнании – Маклеод-Гандж – в первую очередь стремятся к комплексу […]
[…] по улицам Маклеод-Ганджа, или Верхней Дарамсалы, можно встретить множество […]