День Рождения Кришны (праздник Джанмаштами) отмечается с размахом и по всему миру. Ни у одного индийского божества или гуру нет такого количества поклонников на западе, как у него. Те, кто во время праздника гостят в Индии, стараются попасть в Матхуру или Вриндаван – там Кришна родился и провел детство. А в таких местах обычно, помимо истинно верующих счастливых людей, собираются все те, кто норовит нажиться на наивности и необразованности простых индусов и туристов. Отменив задуманную было поездку во Вриндаван, мы оставили посещение этого замечательного места на более спокойное время, без толп народу, всяких жуликов-«садху», торговцев и других ряженых. А Джанмаштами решили отметить по-семейному. Так, как это делают простые индусы.
Кто такой Кришна?
Был ли Кришна реальной личностью, как Иисус, или вымышленным божеством – мнения расходятся. Простые индусы верят, что Кришна – реальная личность, человек, облик которого принял Вишна, в его 8-й приход на землю, более 5000 лет назад. На земле царили лень, безбожие, несправедливость. Люди забыли о своем предназначении и долге. Целью Вишну было направить людей на путь истинный, с которого они свернули, напомнить о ценностях, научить, как жить праведно и гармонично.
Кришна – Вишну ли или просто герой былых лет, ставший для индусов святым – не суть важно, был принцем Матхуры. Дядя Кришны, демон Камса, захватил престол, свергнув царя Уграсену и держал будущих родителей Кришны – свою сестру Деваки и ее мужа Васудева в темнице, опасаясь проклятия, согласно которому должен был умереть от руки 8-го сына Деваки. Не смотря ни на что, 8-й сын родился. Его удалось вынести из темницы и отдать простой деревенской семье Нанды Махараджи из окрестностей Вриндавана. Когда отец нес на руках божественного ребенка, весь дворец погрузился в сон и даже река Ямуна остановила воды, чтобы мальчик мог спастись. Принц рос среди пастушек и неплохо проводил время. Все любили его за красоту, веселый нрав, ум и готовность помочь.
Когда Кришна вырос, он сверг захватчика Камсу и помог законному царю Уграсене занять свое место. Теперь он уже не пастушок, а принц в золотых одеждах, герой Махабхараты – знаменитейшего эпоса Индии, автор одной из ее частей – Бхагават Гиты. Во время войны между царственными кланами Пандавов и Кауравов, Кришна пришел к правителям обеих сторон и сказал: «Одному из вас я отдам свое войско, а второму – себя». Кауравы выбрали войско и в итоге проиграли. Мудрые советы и энергия Кришны помогли Пандавам выиграть войну. Бхагават Гита представляет из себя диалог между принцем Арджуной из Пандавов и Кришной перед финальным сражением. Кришна наставляет царя на путь истинный, объясняет про карму, долг, йогу. Этот текст является наставлением для всех индийцев.
Сегодня индусы и верующие других стран поклоняются Кришне-воителю, Кришне-мудрецу и учителю, Кришне и его жене Раде, как паре, символизирующей любовь. Но простой народ любит именно образ Кришны- шаловливого веселого пастушка с синей кожей, играющего на дудочке в окружении влюбленных в него пастушек. Простого, веселого, беззаботного такого близкого в отличие от многих суровых божеств. Подражая ему, можно расслабиться и ненадолго забыть о тяготах жизни.
«Кто для вас Кришна прежде всего?» — спрашиваю я случайных индусов.
«Бог любви» — отвечают они.
Джанмаштами в Кхаджурахо.
Я за веру, но не поддерживаю строго прописанную обрядность и фанатическую уверенность в том, что является правдой, какая религия лучше и т.д. При этом люблю красивые традиции, люблю в них погружаться, в России ли или в Индии. День Рождения Кришны я решила провести абсолютно также, как это делают индийские женщины.
Джанмаштами отмечается на 8-й день убывающей луны лунного месяца Шравана (август-сентябрь). Но для нас праздник начался еще за день.
Первым делом, подготовка к пудже – церемонии служения богам, в данном случае, Кришне. К ней, как всегда в индуизме, нужно приготовить всякие цветные порошки и подношения – сладости, бананы, огурцы (почему-то), орешки. Мы с Анджули и кузиной Шивами отправились на рынок и совершили небольшой шоппинг.
Тем временем мама дома готовила йогурт и взбивала масло – любимые лакомства Кришны.
Позаботившись о том, чтобы бог завтра получил все необходимое, можно было заняться собой. В этот день все индианки хотят быть очень красивыми. А красота, в первую очередь, это мехенди – рисунки хной. Анджули прокорпела над моими руками 3 часа, и сотворила настоящий шедевр. Птицы, лошади, деревья, цветы создавали немыслимый узор. «Чем темнее получился на руках цвет — тем больше любит муж» — говорят индианки. Мама посмотрела и осталась довольна моим цветом.
Остаток вечера прошел с кокосовым маслом на волосах, в максах, маникюре и прочих важностях. Каждая дама нагладила себе желтый наряд – цвет Кришны.
Следующее утро, утро Джанмаштами, как, наверное, догадались все, кто знаком с Индией, началось с обязательного душа, уборки и праздничного принаряжения дома. Снаружи повесили фонарики, во дворе старшая тетя соорудила целое царство для Кришны.
Внутри каждая мини-семья также организовала свой маленький домашний алтарь. Алтарь есть в каждом доме, и сегодня на нем главенствовал Кришна. Его маленькую черную фигурку практически не видно под ворохом белых цветов и листьев.
В этот день нужно соблюдать пост. Кто-то совсем не ест, кто-то даже не пьет, до вечерней пуджи или до 12 часов ночи. Я в таких вопросах полагаюсь на мнение мамы мужа. Она искренне верующая и образованная индианка. Мама сказала, мы будем поститься по нормальному варианту — пить, есть фрукты и кушанья, разрешающиеся в этот день. Строгий пост держит первая каста — брахманы, и в нашем случае он будет являться показным и бессмысленным. Такой пост очень даже по мне :)
Вечернюю пуджу в честь Кришны мы запланировали на 8. Старшая тетя в джоинт-фэмили пригласила в «царство Кришны» во дворе платных брахманов и родственников для грандиозной пуджи, но мы предпочли провести свою спокойную семейную церемонию на кухне у домашнего алтаря.
К пудже нужно было готовить угощения – кормить Кришну и нас :)
Мне досталась нарезка ингридиентов к главному блюду – овощному рагу со специями.
В это время Анджули жарила в казане муку с маслом, сахаром и сухофруктами – панджири.
В этот сладкий порошок потом добаляется йогурт, смешанный с сахаром, сухофруктами и кокосом. Получается чанданмирт — просто объедение! Любимое лакомство Кришны, кстати.
Моей работой было натирать на терке кокос и резать финики для этого блюда.
Потом – самое страшное. Мама дала мне кусок теста и сказала, что я должна наделать маленьких лепешечек – мини-пури. Я очень боялась ударить лицом в грязь — честно говоря, за все время жизни в Индии я до сих пор приготовила только 2 кривых чапати. Но плюс мини-пури в том, что их можно резать стаканом. Мне оставалось только раскатать свой кривой блин, нарезать аккуратные кружочки и разложить на розовом сари.
А потом Анджули жарила их в масле.
Закончив домашние труды, все отправились наряжаться. У меня удачно оказалось платье нужного цвета. Индианки оделись в традиционную одежду.
С темнотой на улицах то тут — то там начали собираться толпы народу, в основном – мальчишек. Предстояло самое любимое развлечение молодежи. Про Кришну достоверно известно, что он был тем еще озорником. Не только веселился с теряющими от него голову пастушками, но и таскал из деревенских домов йогурт, простоквашу, масло, и при этом разбивал или прятал глиняный горшок. В день Джанмаштами по всей Индии инициативные группы подвешивают красиво украшенные глиняные горшки, наполненные йогуртом или чем-то похожим.
Мальчишки должны составить пирамиду из своих тел, достать до горшка и разбить его священным кокосом. После каждой неудачной попытки, когда пирамида разваливается, начинается хохот и безудержные танцы, а через 10 минут попытка снова повторяется.
Кришна следил за всем из своего дома.
Я отчаянно фото-охотилась за этими сценками, но, так как мои навыки снимать в темноте в движении стремятся к нулю, удалось не особо.
К 8ми часам мы были дома у алтаря Кришны. Все в желтом, в золоте, с мехенди и маникюром на руках. Огурцы, бананы, рис, цветы, листочки, порошки, молоко, йогурт – все было готово. Горкой высились мои мини-пури. Все невольно поглядывали на десерт чанданмирт – не терпелось его попробовать.
Мы расположились на циновке вокруг алтаря. Мама достала потрепанную книжку с песнями-молитвами, нашла подходящую про Кришну, и все начали петь. Так как я не могла петь, мне дали колокольчик – звонить. Дядя вымыл статуэтку Кришны водой, потом его полили молоком и йогуртом, поставили ему тарелку с угощениями и начали по очереди кидать рисом, цветами, ставить тикку порошком, окуривать благовонием. И все это под музыку, хлопание и звон колокольчика. Очень красиво. Пуджа заняла всего лишь минут 10, но была сделана от души и с хорошим настроением.
Потом мама раздала всем по тарелке просада – еды, освященной церемонией. Пури, овощное рагу, немного салата, банан, сладкий десерт. Это единственная еда, которую можно было есть до завтрашнего дня. Мама предупредила, что в общем дворе и на улице будут предлагать просад, но нужно говорить, что держу пост, и ничего не брать.
Посетив ненадолго общий двор и поздоровавшись с родственниками, мы с мужем потихоньку сбежали и отправились на народные гуляния. В центре старой деревни проходило самое веселье. Простое, искреннее, бесшабашное. Все зазывали нас в свои дворы — показать семейный алтарь, пытались угощать едой, но я отказывалась, как мама научила.
На площади был сооружен большой алтарь Кришны, и брахман совершал священнодействие.
Главный глиняный горшок с йогуртом качался над нашими головами. Одна за одной попытки мальчишек построить пирамиду проваливались и переходили в сумашедший пляс.
Народные гуляние на Джанмаштами
Когда попытки были особенно удачными, с окрестных крыш на головы участников, зрителей и на мой фотоаппарат выливались потоки воды. Мальчишки-хулиганы не давали достать горшок, чтобы продлить удовольствие.
Женщины расселись вдоль домов.
На мини-сцене рядом с алтарем девочки, видимо, ученицы танцевальной школы, начали выступление.
Наконец, брахман удалился, девочки на сцене оттанцевали, все промокли и наплясались, и горшок, позволили разбить.
О других праздниках Индии:
И не-индийских деревнях:
[…] Нетуристическое Джанмаштами — День Рождения Кришны […]
[…] и одежда говорит о том, что это уже не Кришна-пастух, а Кришна-принц. Победил всех […]