Утром обнаруживаем, что не упав от руки агрессивных кенийцев, мы чуть не убили себя сами. Свалили одеяло на горящую спираль от комаров (которых, кстати, не было) и прожгли его насквозь. Приятно удивила хозяйка отеля.
Вместо того чтобы устроить скандал и заставить нас платить за одеяло тройную цену, она настойчиво уверяла, что «it’s not your fault!». С неохотой взяла немного денег, а потом дала нам королевский завтрак, который не входил в бронь.
Сегодня начинается 5ти дневное сафари по 4м паркам Кении. Масаи-Мара, Найваша, Накуру, Амбомели и их бесчисленные пейзажи и обитатели ждут нас! В 6:30 сафари-гид Джошуа подкатил к нашим воротам. Мы оказались первыми гостями сафари-машины, и имели возможность выбрать лучшие на свое усмотрение места. Сафари-машина – это мини-вэн с поднимающейся крышей. Внутри 3 ряда кресел – 3 задних кресла, этакий диван, средний ряд – 2 отдельно стоящих кресла, и первый ряд – тоже диван на троих. Мы разлеглись вдвоем сзади, обложившись маленькими подушками, и покатили по Найроби за остальными. Гид Джошуа вежливо и развернуто отвечал на вопросы, но сам не особо проявлял инициативу в общении.
За окном был трэш.
Еще раз насмотревшись в окно машины на разные, не очень впечатляющие районы Найроби, мы торжественно въехали в центр. Вот куда текут деньги.
Современные стеклянные здания, хорошие дороги, старые улицы колониального типа. Кенийская реальность также присутствует: к окну пробрались дети-попрошайки, которым пришлось отдать все сладости, а на стоянке угрюмого вида тип с дубиной старательно «охранял» машины, требуя потом у владельцев свой гонорар. Джошуа ушел, а тип неопределенно покачивал дубинкой возле нашего открытого окна. Пришлось и ему дать сладостей, мало ли что…
Первыми к нашей команде присоединились 2 русских мужчины – Николай и Игорь. Игорь снимал видео, Коля делал профессиональные фотки, и оба не давали мне скучать во время всех 5ти дней сафари J Мы по-русски травили шутки во время поездки, я поделилась водкой, взятой для подарков каким-нибудь водителям-гидам, а Коля устраивал мне фото-сессии.
Крики и скандал за окном дали понять, что где-то рядом Мозес. 5й член группы. Противный немец. Мне все-время хотелось назвать его вонючкой. Мозеса всегда что-то не устраивало. Ему было неудобно сидеть и стоять, у всех всегда были лучшие места, а у него худшее, ему не хватало времени на съемку на свою мыльницу, когда все уставали торчать на одном месте, официанты в ресторанах не так его обслуживали. Наше знакомство началось с того, что Мозеса не устроило то, что компания, у которой он купил тур, была просто посредником Джоки турс. Он требовал посадить его в сафари-машину той компании, где он купил тур, чтобы у него был гид, работающий в этой компании. И не важно, что таких машины и гида не существовало. Только когда его чемодан выволокли из машины и сказали, что он никуда не поедет, Мозес испугался, притих, и уселся перед нами на одно из 2х отдельных мест. Покатили впятером.
Покинув отель в 6 30, только в полдень мы в итоге выехали за пределы Найроби. Для москвича логистика возмутительная. Но я привыкла к автобусам Дели-Гималаи и радовалась быстрому отбытию.
Остановившись на отдых, мы попробовали кенийских хлебных лепешек, полюбовались первыми загородными пейзажами, великой Рифтовой долиной и маленькой масайской деревней, виднеющейся внизу.
На остановке-смотровой площадке был обнаружен кривозубый альбинос. Мы с ним долго и напряженно рассматривали друг друга. Сразу вспомнилась статья (вроде бы в Вокруг Света) о том, как в Африке охотятся на альбиносов и то ли едят, то ли амулеты какие-то из костей делают. Хотелось спросить его – «как дожил ты до таких лет?»
Вот он, в панаме.
Налюбовавшись Великой Рифтовой долиной и альбиносом, мы решили сделать первые покупки сувениров. Муж достал всех продавцов, они привыкли к мягкотелым европейским туристам, не владеющих индийским искусством биться за каждый доллар). Сувениры в Кении мне очень понравились. Скупила бы все!
Здесь к нам присоединился шестой и последний член команды – украинец Алексей. Алексей занял второе отдельное место перед нашим с мужем диваном, и мы на всех парах покатили к первому национальному парку маршрута – Масаи Мара.
Я продолжала и продолжала делать жалкие попытки сфотографировать что-то на скорости из окна сафари-машины или из-под полы. В итоге за всю поездку получились только слоны и зебры. А так хотелось выбежать в центр улицы и начать щелкать во все стороны, как я обычно делаю в других странах. Не хватило смелости (или просто хватило ума).
В одном из городов по дороге мы остановились на вкусный и снова какой-то индийский обед.
Дороги в Кении (по крайней мере, те, по которым мы ездили) довольно хорошие. Только перед Масаи-Мара последний час путь ведет по грунтовой, ужасно трясучей и пыльной дороге. Я думала, придется почки заменять.
Чтобы дать нам небольшой перерыв, на этой пустой грунтовой дороге, посреди прилегающей к парку саванны машина решила спустить колесо. В итоге, минут 40 мы провели под палящим солнцем, фотографируя колючки. Через 20 минут ожидания, когда каждый прилегающий куст был изучен, один из членов команды увидел вдалеке голову жирафа. Затем еще одну, и еще…Прямо волшебство) Как коровы в подмосковье гуляют себе.
После жирафов появился пастух, который, видимо, быстро распространил информацию, и скоро возле нас собралась целая компания.
Все масаи оказались пастухами (не жирафов, а коров и коз). Они показали бутыль для воды и палку – погонять коров и даже разрешили устроить фотосессию. Самый маленький получил последнюю индийскую сладость, оставшуюся после найробских попрошаек, а остальным достался сэндвич. Сэндвич понюхали, облизали, но есть никто не захотел. Ребята ничего не клянчили, что было приятно. Первая фотосессия с масаями прошла бесплатно и в естественных условиях. Солнце, правда, было ровно над головой и такое яркое, что черных лиц на фотках совершенно не видно.
Дорога от Найроби до Масаи-Мара заняла часов 5. Поспели как раз к вечернему гейм-драйву (так на сафари называется выезд в парк для наблюдения за животными). Мы подняли крышу машины, вооружились фотоаппаратами, селфи-палками, камерами, айфонами и биноклями, и приготовились ко встрече с большой африканской пятеркой.
Вот мы все внутри машины. Я фотографирую с нашего заднего дивана, слева впереди противный нос Мозеса, справа – Алексей, и на первом ряду – калужане Игорь и Коля.
Никого не видно, но понятно, как устроены внутри сафари-машины.
Масаи-Мара является крупнейшим и самым популярным парком Кении. Все, кто туда попадают, от него в восторге. Там огромные территории – в основном, саванна, но есть и более зеленые части, и холмистые, и около-речная часть. То тут то там стоят одинокие акации. Красотища!
Антилоп всяких, газелей, буйволов, зебр — как ворон в московской области. Так близко! Все такие элегантные, стильные спортсмены!
То тут, то там птицы попадаются оригинальные. Рассиживают или расхаживают важно.
Шакалы тащили какую-то вечернюю добычу.
Только тона у большей части парка какие-то грустные, блеклые, как после засухи.
Зато в качестве бонуса в первый вечер мы увидели леопарда на дереве и 2х валяющихся в траве львов. Леопарда, со слов гида, из всей африканской пятерки, сложнее всего встретить.
Первый африканский закат, как и все последующие был прекрасен.
Возле выезда из парка масайки продавали сувениры. Это оказался наш лучший шоппинг в Кении. Таких цен потом не было нигде. Ну и торговался муж как лев. Я бы не смогла у них ничего купить. Они же налетают вдесятером, суют все одновременно тебе в лицо свой товар, кричат, толкаются, суетятся, пытаются что-то запихнуть в карманы (покупателю), дерутся. В итоге мы стали обладателями полной сумки сувениров за 3 копейки.
Жить последующие 2 дня мы будем в кемпинге, принадлежащем, как мы поняли, тоже Джоки турс и расположенном минутах в 10 от ворот в национальный парк Масаи-Мара. Небольшая территория лагеря состоит из здания столовой, зеленой зоны и палаток для туристов, а вокруг – поля и саванна. Недалеко есть масайские деревни и небольшой стремный поселок. В поселке магазин, ремонт авто, пара контор, ресторан и бар. Вечером я бы туда не пошла J Хотя, будь я мужчиной, наверное, было бы интересно окунуться в местную жизнь.
В окрестностях:
После вкусного ужина в кемпинге нас ждала первая ночь в дикой Африке). «Нумера» представляют собой большие палатки типа армейских, в которых помещается кровать, стол и, за отдельной стенкой, душ с туалетом. По-спартански, но чисто и достаточно. У каждой палатки – имя. Нам досталась Килиманджаро. В Килиманджаро не было насекомых, пауков и ящериц, как я ожидала после Азии. Все ждали снаружи.
Вечером на территории кемпинга разжигается костер, и туристам предлагается посидеть возле него вместе с масаями под луной. Из развлечений это все. Да оно и не нужно. После напряженного дня в машине хочется только объесться и доползти до палатки.
Ночью за палаткой рылись и хрюкали кабаны, какие-то мыши скреблись и пытались пробраться внутрь, стрекотали стрекотуны, кто-то ухал. Я не спала пол ночи. Думала, может быть, они все чуют конфеты и водку, которые у меня в рюкзаке? Лучше разу отдать добровольно? Хотела посоветоваться с мужем, но все попытки растолкать его привели только к тому, что уханье за палаткой усилилось. Было очень страшно, но опыт незабываемый)
Следующий день был полностью посвящен сафари по Масаи-Мара. Мы выехали рано утром в предрассветном холоде и вернулись обратно только к 6ти часам вечера. Парк раскрылся во всей красе.
Сурикаты грелись в рассветных лучах.
Птицы-секретари меряли шагами саванну.
Жирафы завтракали.
Антилопы (или олени??) уже успели что-то не поделить и устроить бой.
Мы видели кучу животных и красивых пейзажей.
В золотое море саванны хотелось нырять, бегать по нему, валяться.
Естественно, даже сама мысль выйти из машины была пресечена Джошуа на корню. Как только человек оказывается за пределами железной коробки, он для хищников – дичь.
К обеду добрались до реки Мара. Парк, все-таки, такой огромный!
Видели бегемотов и 1 крокодила в реке. Да, всего лишь одного. Попробуйте найти на этой фотке:
На обед останавливались в центре открытого пространства под тенью большого раскидистого дерева. Джошуа, с видом настоящего следопыта, медленно крался по просторам парка, вглядываясь в кусты, землю, пока не обнаружил безопасное для пикника место. Я лежала на одеяле в центре огромной дикой территории и смотрела на пролетающих орлов. Вот это, называется, жизнь!
Львов и леопардов больше не было, зато в разных местах мы нашли 2 семьи гепардов – мам с выводками детей. Они прятались от жары под деревьями. Мы и еще пятерка машин колесили вокруг деревьев, бешено щелкая фотоаппаратами, ведя репортажи на камеры, охая, ахая и прыгая от окна к окну. А гепардам хоть бы что. Сафари-машины для них – как назойливые мухи.
Видели стаю грифов, охотящихся шакалов, павлинов, группу слонов, африканских свиней – настоящих пумб, страусов, моря из зебр и различный антилоп и оленей, птиц-падальщиков.
Домой ехали довольные и усталые. А за пределами парка жизнь шла своим чередом.
Вечером я валилась с ног, но отдохнуть нам не дали. Масаи в ярких одеждах уже поджидали у входа в кемпинг, чтобы затащить в свою деревню. Я всегда была против посещения таких туристических деревень, предпочитая смотреть настоящую жизнь, но тут позарилась ради фото. Очень уж масаи яркие и фото-привлекательные, пусть даже и играют для туристов. Да и, честно говоря, к тому, чтобы погрузиться в нетуристическую жизнь в Кении, мы с мужем пока не были морально готовы. Издалека аплодирую смелым путешественникам, колесящим по Африке на велосипедах, но мне пока в тур.деревню.
Сразу скажу, о своем решении посетить деревню масаев за 11 долларов я не пожалела.
Как только основной гид положил деньги в карман, он сразу же дал добро на фото. В наигранных прыжках масаев, разжигании костра трением и намазывании травой я не участвовала, предоставив это Мозесу и английским туристкам.
Но деревня была настоящей. Я ходила, где хотела, смотрела, фотографировала.
В конце нас разделили на пары и развели по домам, смотреть их изнутри. Наш дом выглядел удручающе. Маленькое, темное, задымленное жилище без намека на комфорт. Ходишь в 3 погибели, спишь на глиняных полках в тесноте.
Вели себя масаи прилично, никто не надоедал, не клянчил ничего. В конце попытались, конечно, какую-то фигню продать, но не слишком навязчиво. В общем, мы получили удовольствие и приятную прогулку по окрестностям до кемпинга.
На следующий день нас ожидал ранний подъем и прощальная короткая поездка по парку.
За недосып в награду мы получили льва со львицей, важно прогуливающихся буквально в нескольких метрах от машины. Полчаса мы крались на своих 4х за парой. Они то заваливались на отдых, то переговаривались. Львица была не в духе и постоянно пряталась от нас в траву. Лев был безуспешен в попытках привлечь ее внимание. Голоден никто из них, очевидно, не был. «Охоту хочу смотреть, охоту!» — подавал голос Мозес. Но заставить львов охотиться можно было, только выкинув Мозеса из машины.
[…] Это было в черной Африке. Кения, март 2015. Часть 2. Сафари-… […]